АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-26549/2017
г. Казань Дело № А65-17832/2016
22 ноября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 16» ‑ Макаровой А.А. доверенность от 06.10.2017,
Министерства здравоохранения по Республики Татарстан ‑ Забусовой Н.И. доверенность от 23.12.2016,
Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» ‑ Лихачевой А.В. доверенность от 17.04.2017, Садыковой А.Р. доверенность от 30.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2017 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу № А65-17832/2016
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 16» к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства здравоохранения по Республики Татарстан, о признании незаконным решения от 11.05.2016 № 03-01/05206,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница №16" (далее – ГАУЗ "Городская клиническая больница №16") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с уточненным заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее – ТФОМС РТ) о признании недействительными пунктов 1,2 решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" изложенное в письме (сообщении) от 11.05.2016 № 03-01/05206, в части установления нарушения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, как несоответствующее действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», полагая принятые по делу судебные акты незаконными, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалованных судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в ГАУЗ «Городская больница №16» за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
В ходе проверки установлено, нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в части произведенных расходов по проведению капитального ремонта - заменой оконных и дверных блоков в трех зданиях учреждения, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования на общую сумму 373 400,74 рублей.
По результатам проверки фондом составлен акт от 29.04.2016, которым учреждению предложено восстановить в бюджет ТФОМС РТ средства ОМС в общей сумме 1 118 177,99 руб. использованные не по целевому назначению; уплатить в бюджет ТФОМС штраф за нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 118 817,80 руб.
Учреждение, не согласившись с данным актом в оспариваемой части, представило на него свои возражения, по результатам рассмотрения которых признаны необоснованными возражения медицинского учреждения.
Полагая, неправомерными выводы фонда, изложенные в письме от 11.05.2016 № 03-01/05206, в части отнесения работ по частичной замене оконных и дверных блоков, мягкой кровли к капитальному ремонту, и как следствие отнесение расходов к нецелевому использованию средств ОМС, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительными пункты 1, 2 решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан", изложенные в письме от 11.05.2016 № 03-01/05206, в части установления нарушения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, как несоответствующее действующему законодательству, судебные инстанции приняв во внимание, что помещения и здания на капитальный ремонт не ставились, работа медицинским учреждением не приостанавливалась, текущий ремонт выполнялся подрядчиками, с которыми заключался госконтракт по результатам аукциона, проведенного государственным органом, с проверкой аукционной документации, относительно характера выполняемых работ, сделали вывод об израсходовании денежных средств на проведение текущего ремонта за счет средств ОМС по целевому назначению.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего
В силу пункта 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее ‑ Закон № 326-ФЗ), пунктами 2, 3 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73, на фонд возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводить проверки и ревизии; предъявлять к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации дает определение нецелевого использования бюджетных средств, под которым законом признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судебными инстанциями из материалов дела установлен факт выполнения подрядчиками на основании государственных контрактов и договоров подряда, заключенных с ГАУЗ "Городская больница № 16, подрядных работ по текущему ремонту комплекса зданий, а именно, частичной замене оконных, дверных блоков, мягкой кровли на крыше.
При этом, государственные контракты заключались на основании протоколов проведения итогов открытого аукциона в электронной форме. Факт оплаты заявителем подрядным организациям за выполнение спорных строительных работ подтвержден платежными поручениями и сторонами не опровергается.
Отмечается также что, до проведения аукциона на выполнение спорных работ и заключения госконтрактов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявителем в государственные (контролирующие)органы направлялись соответствующие сметы на проведение текущего и капитального ремонта для прохождения строительной финансовой экспертизы, по результатам которой замечаний с указанием их отнесения к капитальному ремонту не имелось.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 6, частью 5 статьи 15, части 5 статьи 26, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ), пунктом 3 раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, пунктами 2, 3 Положения о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73, статьями 38, 147, пуктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН № 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее по тексту – ВСН 58-88 (р)), «Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее по тексту - Положение МДС 13-14.2000), положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установив, что текущий ремонт по частичной замене мягкой кровли крыши и замены окон производился на основании государственных контрактов, заключенных по результатам аукционов в соответствии с аукционной документацией, с проверкой и утверждением контролирующими органами локальных смет по актам о приемке выполненных работ за счет средств ОМС, которые использованы по целевому назначению, суд первой и апелляционной инстанции сделали к вывод о признании недействительными пункты 1,2 решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" изложенное в письме (сообщении) от 11.05.2016 № 03-01/05206, в части установления нарушения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, как несоответствующее действующему законодательству.
Судом первой инстанции правомерно не принято в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение от 17.01.2017 № 273, в части отнесения к капитальному, а не текущему ремонту спорных строительных работ по частичной замене мягкой кровли и оконных блоков, по вышеназванным актам от 07.09.2015 № 1 по ул. Серова, д. 15 и от 15.05.2015 № 16 по ул. Гагарина, дом 121 выполненных во исполнение госконтрактов от 26.01.2015 № 2015.891 и от 07.09.2015 № 2015.34559, заключенных по результатам аукционной комиссии с утверждением контролирующими органами смет и расходов, в силу вышеназванных обстоятельств, и представленных заявителем доказательств, не отраженных экспертом в экспертном заключении. Кроме этого экспертом проведено исследование только на основании ВСН 58-88 р без учета норм вышеупомянутых градостроительного законодательства и локальных нормативных актов. В остальной части заключении эксперта полностью соответствует статье 86 АПК РФ.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии не законного судебного решения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции признает выводы судов нижестоящих инстанций об удовлетворении заявленных требований соответствующими обстоятельствам спора, основанными на правильном применении норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой и апелляционной инстанций доказательств.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу № А65-17832/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.А. Савкина
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова