НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 21.07.2017 № А65-11988/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-20157/2017

г. Казань                                                 Дело № А65-11988/2016

26 июля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,

судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителей:

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – Ханжиной А.В., доверенность от 27.12.2016 № 1-30/16338,

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал‑Траст-Инвест» – Абдурахманова Т.К., доверенность от 23.01.2017 № 5/17,

Министерства финансов Республики Татарстан – Яруллиной Э.Р., доверенность от 03.04.2017 № 17-84/54,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал‑Траст-Инвест»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)

по делу № А65-11988/2016

по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430) к закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости «АС-фонд строительный» под управлением общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал‑Траст-Инвест», г. Казань, о прекращении права собственности ответчика путем изъятия земельных участков с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320:705:336 площадью 94 947 кв. м, расположенных по адресу: Чернышевское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, с выплатой ответчику возмещения за изымаемые земельные участки в размере 192 009 руб. на условиях, предлагаемых истцом, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань; Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, ст. Высокая Гора, Высокогорский район, Республика Татарстан; Совет поселения «Совет Чернышевского сельского поселения», д. Чернышевка, Высокогорский район, Республика Татарстан; Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань; Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости «АС-фонд строительный» под управлением общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» (далее – ООО «УК «Капитал‑Траст-Инвест», ответчик) о прекращении права собственности ответчика путем изъятия земельных участков:

- с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м,

- с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м,

- с кадастровым номером 16:16:320:705:336 площадью 94 947 кв. м, расположенных по адресу: Чернышевское сельское поселение, Высокогорский муниципальный район, Республика Татарстан, с выплатой ответчику возмещения за изымаемые земельные участки в размере 192 009 руб. на условиях, предлагаемых истцом.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Совет поселения «Совет Чернышевского сельского поселения».

Определением суда от 26.08.2016 удовлетворено ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы, производство по делу приостановлено. Определением суда от 19.10.2016 производство по делу возобновлено.

Решением от 13.12.2016 Арбитражный суд Республики Татарстан прекратил право собственности ответчика путем изъятия земельных участков: с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320:705:336 площадью 94 947 кв. м, расположенных по адресу: Чернышевское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан; установил выкупную стоимость имущества в размере 3 090 000 руб.; обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда перечислить выкупную цену земельного участка по реквизитам, обозначенным ООО «УК «Капитал‑Траст-Инвест».

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения; производство по апелляционной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, акционерного общества «Управляющая компания «АС Менеджмент» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с учетом разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ООО «УК «Капитал‑Траст-Инвест» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части установления выкупной стоимости (размера возмещения) за изымаемые земельные участки отменить, принять по делу новый судебный акт в части установления выкупной стоимости (размера возмещения) за изымаемые земельные участки с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320:705:336 площадью 94 947 кв. м, изымаемые Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для размещения автомобильной дороги, в размере 44 560 000 руб., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.07.2017 до 10 часов 00 минут 21.07.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 20.01.2015 № 24 об изъятии земельных участков для государственных нужд с кадастровыми номерами 16:16:320705:335, 16:16:320705:336, 16:16:320701:228 в целях строительства и реконструкции автодороги «обход д. Яшь кеч и с. Каймары».

Истцом подготовлен отчет оценки стоимости изымаемых земельных участков.

Во исполнение подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) копия постановления направлена в адрес ответчика.

Кроме этого, в соответствии со статьей 56.10 ЗК РФ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 18.12.2015 направило в адрес ООО «УК «Капитал‑Траст‑Инвест» письмо вместе с проектом соглашения о выкупе земельных участков.

Недостижение с собственником имущества соглашения относительно размера подлежащей выплате компенсации за утрату права собственности земельными участками, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), оценив экспертное заключение, полученное в рамках рассмотрения настоящего дела, в совокупности с другими доказательствами по делу и сделав вывод о том, что экспертное заключение от 10.10.2016 № 101012016, подготовленное экспертом Автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Захматовым Д.Ю., соответствует действующему законодательству и наиболее полно отражает реальную стоимость объектов оценки, установили выкупную стоимость изъятого имущества в размере 3 090 000 руб. Ответчик не опроверг указанное заключение. Также, суды исходили из доказанности материалами дела того, что изменение вида разрешенного пользование произведено актом органа самоуправления законно, данный акт не оспорен и не признан недействительным.

Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 № 407 (в редакции от 09.06.2016) «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан приобретает по решению Кабинета Министров Республики Татарстан земельные участки, а также иное имущество в собственность Республики Татарстан, выкупает земельные участки, изъятые в установленном порядке, для государственных нужд Республики Татарстан.

Изъятие частной собственности в публичных интересах предполагает выплату собственнику эквивалентной стоимости утраченного имущества, следовательно, спор об определении размера компенсации рассматривается арбитражным судом.

В пункте 1 статьи 239 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279-282 и 284-286 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 279 ГК РФ установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются оглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Как следует из пункта 2 статьи 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ). Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Поскольку между сторонами в добровольном порядке не было заключено соответствующее соглашение, суд счел возможным рассмотреть данный спор по существу.

При этом разногласия между истцом и ответчиком в целом касаются вопроса о размере подлежащих компенсации убытков, причиненных изъятием спорного имущества, стоимости участков ввиду различной позиции относительно категории земельных участков.

Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изъятие земельного участка включает в себя совокупность комплекса мероприятий, включающих в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии, уведомления о принятом решении правообладателя, внесение сведений об обременении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), направлении правообладателю проекта соглашения об изъятии, предусматривающего сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие. В случае несогласия правообладателя изымаемого земельного участка с решением об изъятии, размером подлежащего выплате возмещения принудительное изъятие осуществляется судом.

В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что при определении рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ с учетом положений статьи 280 ГК РФ, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было.

Ответчик указывает, что спорные земельные участки были приобретены им у закрытого акционерного общества «Управляющая компания АС-менеджмент» д.у. закрытый паевый инвестиционный рентный фонд «Казанский земельный инвестиционный фонд» по договорам купли-продажи от 11.02.2014 № 1238, 1242, 1243 (государственная регистрация осуществлена 18.02.2014) в собственность как земельные участки с категорией «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для жилищного строительства». Право собственности на изымаемые земельные участки зарегистрировано ответчиком как на «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для жилищного строительства», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.02.2014 серия 16-АМ № 552216, № 511933, № 555010. Ответчик категорию и вид разрешенного использования изымаемых земельных участков никогда не менял, каких‑либо обращений по данному вопросу в органы государственной власти или местного самоуправления не направлял.

Из письма от 11.02.2016 № 1041-05 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан следует, что категория и вид разрешенного использования изымаемых земельных участков были изменены в государственном кадастре недвижимости с «земли населенных пунктов» - «для жилищного строительства» на «земли сельскохозяйственного назначения» - «сельскохозяйственное производство» на основании решений Главы Чернышевского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 05.11.2013 № 155 и от 07.02.2014 № 170, постановлений исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 04.04.2014 № 606 и от 04.04.2014 № 601 путем исключения изымаемых земельных участков из границ населенного пункта с. Каймары.

При этом в решении от 05.11.2013 № 155 указано, что земельные участки исключаются из границ населенного пункта с. Каймары, то есть переводятся в земли сельскохозяйственного назначения, в целях дальнейшего изъятия земель для государственных нужд под автодорогу «ГКУ «Главтатдортранс».

Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов, транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 АПК РФ).

В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося обществу за изымаемые земельные участки, и учитывая, что для разрешения данного вопроса требуются специальные познания, суд первой инстанции по ходатайству ответчика назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручил Автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза», эксперту Захматову Дмитрию Юрьевичу. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:

1. Определить размер возмещения стоимости изымаемых земельных участков с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320:705:336 площадью 94 947 кв. м, включая рыночную стоимость изымаемых земельных участков, исходя из принадлежности участков к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для жилищного строительства» на текущую дату.

2. Определить размер возмещения стоимости изымаемых земельных участков с кадастровым номером 16:16:320701:228 площадью 2316 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:335 площадью 9322 кв. м, с кадастровым номером 16:16:320705:336 площадью 94 947 кв. м, включая рыночную стоимость изымаемых земельных участков, исходя из категории «сельскохозяйственное назначение» с видом разрешенного использования - «под сельскохозяйственное производство» на текущую дату.

В соответствии с экспертным заключением от 10.10.2016 № 101012016, подготовленным экспертом Захматовым Д. Ю., рыночная стоимость изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:320701:228, 16:16:320705:335, 16:16:320705:336, исходя из принадлежности их к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для жилищного строительства» на текущую дату составляет 44 560 000 руб., а исходя из принадлежности их к категории «сельскохозяйственное назначение» с видом разрешенного использования - «под сельскохозяйственное производство» – 3 090 000 руб.

Исследовав экспертное заключение от 10.10.2016, оценив его по правилам статьи 71 АПК РФ наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, приняв во внимание пояснения эксперта, а также доводы (возражения) сторон, изложенные ими в ходе судебного разбирательства, суды пришли к выводу о соответствии заключения эксперта требованиям статьи 86 АПК РФ. Судебные инстанции указали, что заключение от 10.10.2016 не содержит противоречий в выводах эксперта, не имеется сомнений в обоснованности экспертного заключения, поэтому отсутствуют основания для признания его недостоверным или недопустимым доказательством по делу. Ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК РФ документально не опроверг выводы судебного эксперта, содержащиеся в заключении от 10.10.2016, не представил надлежащих доказательств недостоверности заключения, а также не подтвердил иную (более высокую) рыночную стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций приняли экспертное заключение от 10.10.2016 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер возмещения, подлежащего выплате обществу за изымаемые земельные участки, исходя из категории «сельскохозяйственное назначение» с видом разрешенного использования - «под сельскохозяйственное производство» в размере 3 090 000 руб.

При этом выводы судов о том, что для государственных нужд изымаются земельные участки категории «сельскохозяйственное назначение» с видом разрешенного использования - «под сельскохозяйственное производство» основаны на следующих обстоятельствах.

Правоустанавливающими и кадастровыми документами на земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:320701:228, 16:16:320705:335, 16:16:320705:336 подтверждается, что они были поставлены на кадастровый учет, их границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства 25.05.2012 на основании заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 17.05.2012 № 16‑0‑1‑138/3001/2012-3968, № 16-0-1-138/3001/2012-3967, № 16-0-1-138/3001/2012-3964 и межевых планов 17.05.2012, подготовленных кадастровыми инженерами Загитовой Е.И. и Генсен А.В. Изначально данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает 7 категорий земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).

Статья 8 ЗК РФ устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.

Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.

В частности, согласно абзацам первому и второму подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, изначально изымаемые земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет с категорией - земли сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, в последующем, категория и целевое назначение земельных участков изменилось в результате, вначале, включения их в границы населенного пункта, а, в последующем, исключения из границ населенного пункта.

При этом вопреки доводам ответчика об обратном, положения действующего законодательства при этом были соблюдены.

Так, из материалов дела следует, судами установлено, что государственный кадастровый учет изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:320701:228, 16:16:320705:335, 16:16:320705:336 в сведениях категории земельных участков и вида разрешенного использования осуществлен 10.07.2012 на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.06.2012 № 531 «О включении земельных участков в границы с. Каймары Высокогорского муниципального района».

Из пункта 1 указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.06.2012 № 531 следует, что принято предложение Министерства и закрытого акционерного общества «Управляющая компания «АС Менеджмент» о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 600,0025 га в Высокогорском муниципальном районе, находящихся в общедолевой собственности владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного рентного фонда «Казанский земельный инвестиционный фонд» под управлением закрытого акционерного общества «Управляющая компания «АС Менеджмент», согласно кадастровым паспортам в границы с. Каймары для жилищного строительства. Пунктом 2 указанного постановления Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Татарстан предложено внести соответствующие изменения в документы ГКН и ЕГРП.

Таким образом, из названного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.06.2012 № 531 следует, что земля, категория которой изменена, по целевому назначению относится к землям сельскохозяйственного назначения, находится в общедолевой собственности владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного рентного фонда «Казанский земельный инвестиционный фонд» под управлением закрытого акционерного общества «Управляющая компания «АС Менеджмент», то есть относится к частной собственности. И категория спорных земельных участков изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», а вид разрешенного использования - с «для сельскохозяйственного производства» на «для жилищного строительства».

Сведения об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:320701:228, 16:16:320705:335, 16:16:320705:336 теперь уже с «земли населенных пунктов» на «земли сельскохозяйственного назначения» внесены в государственный кадастр недвижимости 02.04.2014 на основании решения Совета Чернышевского сельского поселения Высокогорского района, Республики Татарстан от 07.02.2014 № 170, представленного в орган кадастрового учета 01.04.2014.

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:320701:228, 16:16:320705:335, 16:16:320705:336 с «для жилищного строительства» на «сельскохозяйственное производство» внесены в ГКН 09.04.2014 на основании постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 04.04.2014 № 606 «Об изменении разрешенного использования земельного участка» и постановления Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 04.04.2014 № 601 «Об отмене постановления....от 26 марта 2013 года № 548......».

Таким образом, до принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан постановления об изъятии земельных участков от 20.01.2015 категория изымаемых земельных участков уже была изменена на «земли сельскохозяйственного назначения» в целях дальнейшего изъятия земель для государственных нужд под автодорогу «ГКУ «Главтатдортранс», о чем прямо указано в решении Главы Чернышевского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 05.11.2013 № 155 и ответчику, который приобрел названные участки на основании сделок купли-продажи на момент заключения этих сделок уже было известно о том, что он приобретает земельные участки с видом разрешенного использования для «сельскохозяйственное производство», которые подлежат изъятию для государственных нужд.

Исходя из указанного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы ответчика о незаконности действий третьих лиц - исполкома и Совета по изменению категории и вида разрешенного использования спорных участков, которые привели к убыткам в виде стоимости изымаемых земельных участков.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суды обоснованно исходили из того, что расчет размера возмещения за изымаемые земельные участки не может производиться с категорией земельных участков «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «под жилищное строительство», при расчете размера возмещения, подлежащего выплате Министерством в связи с изъятием в собственность Республики Татарстан, необходимо исходить из категории – земли сельхозназначения и удовлетворили заявленные требования в части установления выкупной стоимости (размера возмещения) за изымаемые земельные участки в размере 3 090 000 руб. как за земельные участки, предназначенные для «сельскохозяйственное производство».

Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу № А65-11988/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   Ф.В. Хайруллина

Судьи                                                                          В.А. Карпова

                                                                                     А.Ф. Фатхутдинова