НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.10.2015 № А55-6470/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1541/2015

г. Казань                                                 Дело № А55-6470/2015

23 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя – Говряковой О.В. (доверенность от 30.10.2014), Баласанян С.С. (доверенность от 30.12.2014),

ответчика – Мотина Н.Е. (доверенность от 13.08.2015),

третьего лица – Мотина Н.Е. (доверенность от 15.10.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга», г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)

по делу №А55-6470/2015

по заявлению акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга», г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары о признании недействительным решения от 02.10.2014 № 886, с участием третьего лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Страховая компания «Астро-Волга» (далее – АО «СК «Астро-Волга», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, инспекция, налоговый орган) от 02.10.2014 № 886 об отказе в осуществлении зачета суммы переплаты по налоговым санкциям в размере 5275,32 руб. и по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 997,63 руб. и обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Самары произвести зачет суммы переплаты по налоговым санкциям в размере 5275,32 руб. и по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 997,63 руб. в счет будущих платежей по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АО «СК «Астро-Волга» с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, поскольку в передаточном акте от 13.07.2012 не была указана сумма переплаты, а о ее наличии АО «СК «Астро-Волга» узнало лишь из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам № 11786, подписанного 07.07.2014. До момента присоединения (13.09.2012) АО «СК «Астро-Волга» не знало и не могло знать о наличии у реорганизованного ОАСО «АСтрО‑Волга» переплаты по налоговым санкциям и по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, а также о наличии акта сверки по расчетам от 27.12.2010 № 4932. При этом, как отмечено обществом, уведомление от налогового органа в адрес АО «СК «Астро-Волга» о факте излишне уплаченного налога не поступало.

ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области) в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалованные обществом судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

По мнению инспекций, налогоплательщику стало известно о наличии переплаты в момент получения от налогового органа акта сверки по расчетам от 27.12.2010 № 4932 31.12.2010, что подтверждается выпиской из базы данных.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, заявитель 24.09.2014 обратился в налоговый орган с требованием зачесть в счет авансового платежа за третий квартал по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет (КБК 18210101011011000110), сумму переплаты по налоговым санкциям в размере 5275,32 руб. и сумму переплаты по процентам за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 997,63 руб.

Налоговым органом было принято решение от 02.10.2014 № 886 об отказе заявителю в осуществлении зачета переплаты по налоговым санкциям в сумме 5275,32 руб. и по процентам в сумме 997,63 руб. за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, которое мотивировано истечением трехлетнего срока со дня уплаты штрафа и процентов по пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением инспекции, общество оспорило его в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 24.02.2014 № 20-14/04371 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции от 02.10.2014 № 886 нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило его в судебном порядке.

Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленного требования. При этом суды обоснованно исходили из следующего.

Как следует из материалов дела 13.09.2012 ОАСО «АСтрО-Волга» реорганизовано в форме присоединения к ОАО «СК «Самара».

К договору о присоединении ОАСО «АСтрО-Волга» к ОАО «СК «Самара» 13.07.2012 был составлен передаточный акт.

В указанном передаточном акте переплата по налоговым санкциям в сумме 5275,32 руб. и по процентам в сумме 997,63 руб. за пользование бюджетными средствами по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, не указана.

Тогда как, на дату 01.01.2012 между ОАСО «АСтрО-Волга» и Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области был составлен акт сверки расчетов, в котором данная сумма переплаты была отражена.

ОАО «СК «Самара» 09.10.2012 было переименовано в ОАО «СК «Астро-Волга».

Как следует из пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизованное юридическое лицо должно быть осведомленным о наличии переплаты по налогам уже в момент составления передаточного акта или разделительного баланса, вне зависимости от составления акта сверки с налоговым органом. Передаточный акт или разделительный баланс должны содержать достоверные сведения, в том числе в части налоговых обязанностей.

В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Исходя из пунктов 3 и 10 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что в силу прямого указания закона при реорганизации ОАСО «АСтрО-Волга» в ОАО «СК «Самара» (в последующем переименовано в ОАО «СК «Астро-Волга») должен был быть составлен передаточный акт, в котором подлежали отражению все права и обязательства общества как кредитора и как должника, в том числе суммы излишне уплаченных налогов за период до реорганизации, право требования которых переходило к обществу как правопреемнику.

Как установлено судами, по данным налогового учета Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области переплата по штрафу по налогу на прибыль в сумме 4067 руб. образовалась у заявителя в результате сторнирования по судебному решению от 15.01.2007 по делу № А55‑11801/06 об оспаривании штрафных санкций по налоговой проверке. Уплата данной суммы налогоплательщиком произведена 07.12.2006 (платежный ордер № 244).

Переплата по штрафу в сумме 1208,32 руб. и по процентам за пользование бюджетными средствами в сумме 997,63 руб. образовалась до 2003 года.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Доказательств того, что в предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок заявитель обращался в налоговый орган по вопросу возврата или зачета образовавшихся переплат, материалы дела не содержат.

Таким образом, налоговый орган правомерно отказал заявителю в зачете переплаты налога, сославшись на истечение трехлетнего срока с момента его уплаты.

Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу № А55-6470/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                         Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                М.В. Егорова

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин