АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23695/2022
г. Казань Дело № А57-2108/2022
21 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
ответчика – Пазовой С.В. (доверенность от 10.01.2022 № 60),
в отсутствие:
заявителя – извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022
по делу № А57-2108/2022
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» (г. Саратов, ИНН 6450073899, ОГРН 1026402207204) о признании недействительным акта № 74 внеплановой тематической проверки использования средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области в Государственном учреждении здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» (г. Саратов, ИНН 6455005067, ОГРН 1026403672591) от 13.12.2021 в части пункта 1 и пункта 2,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - ТФОМС Саратовской области, Территориальный фонд) от 13.12.2021№ 74 внеплановой тематической проверки использования средств нормированного страхового запаса в части пункта 1 и пункта 2.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.06.2022 по делу № А57-2108/2022 производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022 по делу № А57-2108/2022 определение Арбитражного суда Саратовской области от 23.06.2022 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В кассационной жалобе Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы полагает, что оспариваемый акт проверки является документом констатирующего характера, не отвечает признакам ненормативного правового акта, не содержит предписаний властно –распорядительного характера, порождающего правовые последствия для заявителя. В рассматриваемом случае имеют место гражданские правоотношения, Территориальный фонд взаимодействует с заявителем в рамках соглашений о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. В рамках данных гражданских правоотношений Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области заявлены требования о взыскании с государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» денежных средств (судебное арбитражное дело №А57-6403/2022).
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Территориальным фондом на основании приказов от 18.11.2021 № 405 и от 07.12.2021 № 442 проведена выездная внеплановая тематическая проверка использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области в Государственном учреждении здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн».
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.12.2021 № 74.
Согласно тексту заявления Учреждение в порядке главы 24 АПК РФ оспаривает акт от 13.12.2021№74 в части пункта 1 и пункта 2.
Суд первой инстанции производство по делу прекратил, указав на то, что оспариваемый акт не содержит властно-распорядительных предписаний для заявителя, не устанавливает, не изменяет и не отменяет его прав и обязанностей, констатирует нарушения, выявленные проверкой, в этой связи не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в суде.
Отменяя определение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
На основании части 2 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно ст. 36 Закона № 326-ФЗ доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета Федерального фонда относятся: 1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование; 2) недоимки по взносам, налоговым платежам; 3) начисленные пени и штрафы; 4) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами; 5) доходы от размещения временно свободных средств; 6) иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения: 1) предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий;2) исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; 3) выполнения функций органа управления Федерального фонда; 4) оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона; 5) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В составе расходов бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Средства нормированного страхового запаса Федерального фонда предоставляются Федеральным фондом получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании подпункта 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.9, 9.15, 9.19, 9.24 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н, ТФОМС осуществляет следующие полномочия страховщика: контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном приказом Минздрава России от 26.03.2021г. № 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» (далее –Порядок).
Судами установлено, что Территориальным фондом на основании приказов от 18.11.2021 № 405 и от 07.12.2021 № 442 проведена выездная внеплановая тематическая проверка использования средств нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области в Государственном учреждении здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн».
По результатам проверки составлен акт проверки № 74 от 13.12.2021, пункты 1 и 2 которого обжалованы заявителем.
Суд апелляционной инстанции проанализировал положения пунктов 42, 43, 46, 47, 48 Порядка, указал, что решение по результатам проверки ТФОМС не выносится, и признал, что акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно_распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению. На основании указанного акта ТФОМС заявителю выставлено требование о возврате денежных средств.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт проверки носит властно -распорядительный характер и непосредственно данным актом на заявителя возлагаются определенные обязанности. Следовательно, акт проверки является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что в заключительной части акта проверки ТФОМС указаны результаты проведенной проверки «В соответствии с п. 42.3 Порядка осуществления ТФОМС контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, а также контроля за использованием средств ОМС указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ № 255н от 26.03.2021г. – направить в ТФОМС Саратовской области в течение 15 рабочих дней со дня вручения акта план мероприятий по устранению выявленных нарушений, в том числе, пункта 1 и пункта 2.»
Суд апелляционной инстанции руководствовался изложенным и пришел к выводу, что вопрос подлежит направлению на новое рассмотрение в суде первой инстанции.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
В рамках настоящего дела заявителем оспариваются пункты 1 и 2 акта проверки. Однако в данной части акт лишь фиксирует результаты проведенной проверки, и не может расцениваться как нарушающий чьи-либо права и законные интересы, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет чьих-либо прав и обязанностей, не носит властно-распорядительного характера, не влечет сам по себе каких-либо материально-правовых и негативных последствий, затрагивающих права и интересы заявителя.
Требования о признании недействительным акта в остальной части, в том числе в части указания в акте на необходимость направить в ТФОМС Саратовской области в течение 15 рабочих дней со дня вручения акта план мероприятий по устранению выявленных нарушений, в том числе, пункта 1 и пункта 2 требования Государственным учреждением здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» не заявлялись.
Кроме того, в материалах дела содержится письмо заявителя от 24.12.2021 №1640, которым в адрес ТФОМС направлен план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 49 "Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями", утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе обратиться в суд.
Территориальным фондом в адрес заявителя направлено письмо от 22.01.2022 «О направлении требования о возврате денежных средств (претензии)», в котором предложено перечислить в бюджет ТФОМС Саратовской области денежные средства. При этом в данном письме указано, что в случае неперечисления денежных средств Территориальный фонд воспользуется правом на судебную защиту своих интересов.
Данное требование (претензия) заявителем не оспаривается.
Затем Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области заявлены в арбитражный суд требования о взыскании с государственного учреждения здравоохранения «Саратовский областной клинический госпиталь для ветеранов войн» денежных средств по оспариваемому акту (судебное арбитражное дело №А57-6403/2022).
Таким образом Территориальным фондом в соответствии с пунктом 49 Порядка реализовано право на взыскание спорных сумм в судебном порядке. В рамках данного дела обоснованность их исчисления будет являться предметом судебной проверки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции являются, в том числе, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (части 1 - 3 статьи 288 АПК РФ).
Исходя из изложенного, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм процессуального права, а определение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022 по делу № А57-2108/2022 отменить, оставить в силе определение Арбитражного суда Саратовской области от 23.06.2022 по данному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи С.В. Мосунов
А.Д. Хлебников