НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.09.2011 № А65-3151/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А65-3151/2010

27 сентября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

от заявителей:

закрытого акционерного общества «Эдельвейс-М» – Гиниятуллина А.Р., доверенность от 29.04.2011 № 9-Д1-3685, Сырова Ю.С., доверенность от 11.05.2011 № 18/0120-30, открытого акционерного общества «ВАМИН Татарстан» – Жуковой Г.А., доверенность от 11.01.2011 № 43, открытого акционерного общества «Зеленодольский молочный комбинат» – Еремина В.В., доверенность от 25.04.2011 (б/н).

ответчика – Полонской Т.А., доверенность от 31.12.2010 № АГ-05/16225,

третьего лица – Губайдуллиной Н.К., доверенность от 12.01.2011 № 01/3-71-ЮР,

в отсутствие заявителей:

открытого акционерного общества «Чистопольский молочный комбинат», открытого акционерного общества «Алабуга Соте» – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационных жалоб закрытого акционерного общества «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М», г. Казань, открытого акционерного общества «Зеленодольский молочный комбинат», г. Зеленодольск, открытого акционерного общества «ВАМИН-Татарстан», открытого акционерного общества «Алабуга Соте» Республика Татарстан, г. Елабуга

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 (председательствующий судья Воробьев Р.М. судьи Бредихина Н.Ю., Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)

по делу № А65-3151/2010

позаявлению закрытого акционерного общества «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» (ИНН: 1659041762) г. Казань, открытого акционерного общества «Зеленодольский молочный комбинат» (ИНН: 1620001013) открытого акционерного общества «Чистопольский молочный комбинат» (ИНН: 1641001303) Республика Татарстан, г. Чистополь, открытого акционерного общества «ВАМИН-Татарстан» (ИНН: 1659019767), открытого акционерного общества «Алабуга Соте» (ИНН1646013662) Республика Татарстан, г. Елабуга, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьего лица: министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконными и отмене решения и предписания от 23.12.2009 по делу № 05-332/2009, постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях от 25.02.2010 № А05-138/2010, А05-139/2010, А05-140/2010, А05-141/2010, А05-142/2010 по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Татарстан обратились Закрытое акционерное общество «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» (далее – ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М»), открытое акционерное общество «Зеленодольский молочный комбинат» (далее – ОАО «Зеленодольский молочный комбинат»), открытое акционерное общество «Чистопольский молочный комбинат» (далее – ОАО «Чистопольский молочный комбинат»), открытое акционерное общество «ВАМИН-Татарстан» (далее – ОАО «ВАМИН-Татарстан»), открытое акционерное общество «Алабуга Соте» (далее – ОАО «Алабуга Соте») с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 23.12.2009 по делу № 05-332/2009, а также постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях от 25.02.2010 № А05-138/2010, № А05-139/2010, № А05-140/2010, № А05-141/2010, № А05-142/2010 по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 01.02.2011, вышеперечисленные заявления заявителя были объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением номера арбитражному делу № А65-3151/2010.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Соте» отказано на том основании, что оспариваемые ненормативные правовые акты, принятые антимонопольным органом, являются законными, не нарушают прав и законных интересов заявителей.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 оставлено без изменения.

В своих кассационных жалобах общества просят вышеуказанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В отзыве на кассационную жалобу министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан просит рассмотреть данное дело в соответствии с действующим законодательством.

Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав стороны, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган 25.05.2009 поступило обращение министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (исходящий от 22.05.2009 № 02/1-1511) о том, что в Республике Татарстан с февраля 2009 года наблюдается тенденция снижения закупочных цен на сырое молоко по всем основным предприятиям-переработчикам, закупающим молоко у сельхозпроизводителей. При этом сообщается, что оптово-отпускные цены на молочную продукцию остаются практически на прежнем уровне.

Антимонопольный орган вынес решение по делу от 23.12.2009 № 05-332/2009, в соответствии с которым ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «ВАМИН-Татарстан» (хозяйствующие субъекты) признаны нарушившими пункт 1 частьи 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в осуществлении вышеуказанными хозяйствующими субъектами согласованных действий по снижению и поддержанию низких закупочных цен на сырое молоко, поставляемое сельхозпроизводителями Республики Татарстан.

На основании решения хозяйствующим субъектам антимонопольным органом выдано предписание по делу от 23.12.2009 № 05-332/2009, в соответствии с которым данным хозяйствующим субъектам предписано прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, в части осуществления согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, а именно: прекратить согласованные действия по снижению и поддержанию низких закупочных цен на сырое молоко, поставляемое сельхозпроизводителями Республики Татарстан.

В отношении заявителей 12.02.2010 антимонопольным органом были составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данных протоколов постановлением о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях от 25.02.2010 № А05-138/2010, № А05-140/2010, № А05-141/2010, № А05-142/2010, № А05-139/2010 ЗАО ««Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М»», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Соте» были привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. каждый.

Решением суда по настоящему делу от 04.06.2010 требования заявителей были удовлетворены, решение, и предписание от 23.12.2009 по делу № 05-332/2009 были признаны незаконными.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 решение суда от 04.06.2010 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2010 решение суда от 04.06.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в коллегиальном составе судей.

При новом рассмотрении суды предыдущих инстанции правомерно пришли к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 135-ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

По смыслу приведенных нормативных положений квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий по статье 11 Закона № 135-ФЗ предполагает не только установление антимонопольным органом таких факторов, как наличие отдельного товарного рынка, его временные, продуктовые и географические границы, однообразный характер действий формально самостоятельных субъектов, причинно-следственную связь между действиями лиц и изменением ценовых параметров исследуемого рынка, но и выявление обстоятельств, объективно влияющих на поведение хозяйствующих субъектов и вызывающих единообразную, относительно синхронную реакцию лиц на изменения рынка, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Из пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что товарный рынок (закупка молочного сырья) определен антимонопольным органом географическими границами территорий, на которой сельскохозяйственные предприятия, производящие молочное сырье, имеют возможность его реализовать с целью дальнейшей переработки, а предприятия-переработчики соответственно имеют возможность приобрести данный товар. Существенными факторами, определяющими географические границы рынка закупки сырого молока для переработки являются ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Поскольку основные объемы закупки сырого молока для дальнейшей переработки осуществляются из хозяйств республики, субъекты исследуемого рынка осуществляют деятельность также на территории республики, границы деятельности предприятий-переработчиков по закупке сырого молока взаимно пересекаются, географическими границами анализируемого рынка определена территория Республики Татарстан.

Перечень основных участников рынка закупки сырого молока с целью последующей переработки в границах Республики Татарстан с указанием объемов закупленного молока и долей хозяйствующих субъектов на данном рынке представлен в приложении № 1 к оспариваемому решению.

Поставщиками молочного сырья являются несколько сот сельскохозяйственных предприятий разных организационно-правовых форм (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения.

В результате проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 № 108 анализа антимонопольным органом установлено, что предприятия-переработчики, в отношении которых возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона № 135-Ф3 (ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М»), являются основными переработчиками молока в границах Республики Татарстан, занимают в совокупности долю в размере 96,5%(по данным за 2008 год; за 1 полугодие 2009 года – 79,4%) на рынке закупки сырого молока с целью последующей переработки, соответственно определяют общие условия обращения товара на данном рынке (в том числе объемы закупки, закупочные цены, условия приемки молока и т.д.) и влияют в целом на ситуацию на рынке закупки молока в границах Республики Татарстан.

Основными видами деятельности ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» являются переработка сырого молока и производство цельномолочной продукции, масла животного, сыров и другое, то есть указанные субъекты осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Антимонопольным органом проведен сравнительный анализ представленной предприятиями-переработчиками информации о динамике изменения закупочных цен на сырое молоко по датам поставки, за период с 01.01.2008 по 01.07.2009 результаты которого представлены в приложении № 2 к оспариваемому решению.

В результате проведенного анализа установлено, что в весенне-летние периоды 2008 года и 2009 года основными предприятиями-переработчиками молока Республики Татарстан осуществлялось последовательное неоднократное снижение закупочных цен на сырое молоко. Информация о датах изменения закупочных цен на сырое молоко предприятиями – переработчиками подтверждается имеющимися в материалах дела копиями приказов об установлении закупочных цен и протоколами согласования цен к договорам поставки.

Таким образом, снижение закупочных цен на молоко в 2008 году началось с марта и продолжилось в апреле и мае месяце (многократно повторяющееся по группам предприятий – переработчиков), в результате чего средние закупочные цены по отношению к январю 2008 года снизились по отдельным предприятиям от 26% до 47% (в зависимости от сорта закупаемого молока).

Глубина снижения закупочных цен составила от 1,28 руб/кг (ОАО «ВАМИН-Татарстан» – молоко 2 сорта) до 5,9 руб/кг (ОАО «Зеленодольский молочный комбинат» – молоко 1 сорта).

Довод заявителей относительно того, что антимонопольным органом не учтен при анализе сезонный характер закупаемого продукта обоснованно отклонен судами.

Анализ, проведенный антимонопольным органом, показывает, что в осенне-зимний период 2008-2009 года базовые закупочные цены на молоко, снизившиеся в весенне-летний период 2008 года, практически не поднимались ни одним из указанных выше предприятий-переработчиков (несмотря на дефицит сырья и вопреки сложившейся многолетней практике), в результате чего в целом за 2008 год (декабрь к январю) закупочные цены на молоко снизились от 11,6% (ОАО «Алабуга Сотэ») до 36,2% (ОАО «Зеленодольский молочный комбинат»).

В весенне-летний период 2009 года базовые закупочные цены на молоко вновь начали снижаться всеми предприятиями-переработчиками, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, снижение закупочных цен на молоко в 2009 году началось с марта и продолжалось в апреле – июне (неоднократно по группам предприятий-переработчиков), в результате чего средние закупочные цены по отношению к январю 2009 года снизились по отдельным предприятиям от 20%, 26% (в зависимости от сорта закупаемого молока).

Кроме того, в результате того, что в зимний период 2008-2009 года базовые цены на молоко предприятиями-переработчиками практически не повышались, за 1,5 года (с 01.01.2008 по 01.07.2009) имело место существенное снижение закупочных цен, сложившийся уровень которых весной 2009 года уже не покрывал затраты на производство молока в сельхозпредприятиях.

Таким образом, закупочные цены на молоко, установленные предприятиями – переработчиками молока в весенне-летний период 2009 года, ниже себестоимости производства молока в хозяйствах Республики Татарстан, не позволяют сельхозпроизводителям не только получить прибыль, но и компенсировать затраты на производство молока.

Проведенный анализ антимонопольного органа также свидетельствует о том, что оптово-отпускные цены предприятий-переработчиков молока на готовую продукцию (в том числе социально значимую) не снижались в анализируемый период пропорционально снижению закупочных цен.

Судебная коллегия считает обоснованным ссылку судов предыдущих инстанций на материалы антимонопольного дела от 23.12.2009 № 05-332/009, в котором проведен анализ рынка закупаемого сырья с целью оценки состояния конкурентной среды.

Дело от 23.12.2009 № 05-332/2009, возбужденное в отношении основных предприятий-переработчиков молока, по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, и дело № 92тр/05, возбужденное в отношении ОАО «ВАМИН-Татарстан» по признакам нарушения статьи 10 Закона № 135-ФЗ, рассматривались антимонопольным органом параллельно в один и тот же период (2 полугодие 2009 года), нарушения со стороны предприятий-переработчиков молока имели место на одном и том же товарном рынке в одних и тех же географических границах в один и тот же временной период, анализ данного рынка с целью оценки состояния конкурентной среды был проведен антимонопольным органом один раз.

При этом анализ одного и того же товарного рынка за один и тот же временной период не может проведен дважды, поскольку параметры исследуемого рынка одинаковы.

Антимонопольный орган указал, что действия указанных выше предприятий – переработчиков молока, выразившиеся в необоснованном снижении закупочных цен на сырое молоко весенне-летние периоды 2008 года и 2009 года, свидетельствуют о нарушении заявителями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, в соответствии с которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласован действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

При определении согласованности действий суды правомерно указали, что при снижении закупочных цен на сырое молоко предприятия переработчики преследуют основную цель – большее извлечение прибыли, что соответствует экономическим интересам каждого из хозяйствующих субъектов.

Кроме того, данными действиями достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно: устранение ценовой состязательности на рынке закупки сырого молока. Согласованность действий в данном случае достигается путем повторений действий одними хозяйствующими субъектами действий других хозяйствующих субъектов (примерно в одни и те же временные периоды, причем неоднократно).

Каждый из участников рынка заранее знает, что его действия по изменению закупочных цен на молоко повлекут за собой соответствующее изменение цен другими участниками рынка в результате экономически обоснованного преследования выгоды и интересов каждого из них. Установление низких закупочных цен на сырое молоко снижает затраты предприятий-переработчиков, соответственно снижается себестоимость выпускаемой продукции, что увеличивает рентабельность ее производства, а также за счет возможности снижения оптово-отпускных цен повышается конкурентоспособность выпускаемой предприятиями переработчиками продукции. Данный факт свидетельствует о том, что действия предприятий-переработчиков в равной степени выгодны участникам данного рынка. При этом только совместные действия предприятий-переработчиков по снижению закупочных цен могут создать ситуацию, когда производители молока, в большинстве случаев не имеют возможности выбора иного покупателя с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет либо они ограничены.

Действия каждого хозяйствующего субъекта должны быть вызваны действиями иных участвующих в согласованных действиях хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующих товарных рынках. Такими объективными обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год (пункт 2 часть 1 статьи 8 Закона № 135-ФЗ).

В рассматриваемом случае таких обстоятельств судами не установлено, либо имевшие место внешние обстоятельства (в частности, изменение цен на сырое молоко на мировых рынках) не соответствовали темпам снижения закупочных цен на молоко в границах Республики Татарстан. При этом рыночное поведение участника согласованных действий характеризуется утратой автономности (независимости) и самостоятельности, которые, согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, являются основной конкуренции.

Отличительным признаком согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является их оправданность лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно лишь в результате ролевого поведения всех действующих хозяйствующих субъектов.

Обычно это повторяющиеся (аналогичные) действия нескольких хозяйствующих субъектов, которые не обусловлены внешними объективными условиями обращения соответствующих товаров, что отличает согласованные действия от одинаковой рациональной реакции всех хозяйствующих субъектов на общие и не зависящие от них изменения общих условий деятельности на соответствующих товарных рынках.

Действия предприятий-переработчиков молока (ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М») по снижению и поддержанию низких закупочных цен на молоко в указанные выше весенне-летние периоды 2008 года и 2009 года являются результатом формально согласованной деятельности, поскольку заранее известны каждому из них и без заключения письменных соглашений и договоренностей, вследствие наличия осознания каждым взаимного влияния друг на друга, влияния на общие условия обращения товара на рынке закупки сырого молока и соответствия результатов указанных действий интересам каждого из них только при одновременном осуществлении этих действий.

Доказательством согласованности действий основных предприятий переработчиков молока (ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «Чисто-польский молочный комбинат», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М»), направленных на снижение и поддержание закупочных цен на сырое молоко, в весенне-летние периоды 2008 года и 2009 года, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которые приводят к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.

На основании вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия заявителей осуществлены на одном товарном рынке (рынке закупки сырого молока для последующей переработки), в пределах одного географического рынка (Республика Татарстан) в одном и том же временном интервале; имеют одинаковую направленность снижение закупочных цен на сырое молоко в весенне-летние периоды 2008 года и 2009 года; ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов (производителей молока); не обусловлены объективными экономическими факторами изменение регулируемых тарифов, изменение цен на мировых рынках, изменение конъюнктуры рынка; позволяют воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, в результате чего предприятия-производители сырого молока поставлены перед фактом невозможности выбора покупателя (предприятия – переработчика) с иными (недискриминационными) условиями для реализации своей продукции в указанный временной период.

Следовательно, в действиях ОАО «ВАМИН-Татарстан», ОАО «Алабуга Сотэ», ОАО «Чистопольский молочный комбинат», ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» имеются все признаки ведения согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке закупки сырого молока, которое выразилось в необоснованном снижении закупочных цен на молоко до уровня, который не только не приносит прибыли производителям молока, но и не покрывает затраты на него производство.

Синхронность поведения указанных лиц при формировании ценовой политики в течение продолжительного периода времени с учетом осуществления деятельности указанных лиц в пределах одного товарного рынка, характеризующегося доступностью информации о ценах на товар и при условии наличия у этих лиц заинтересованности в удержании такой ценовой политики, свидетельствует о наличии в их действиях установленных статьей 8 Закона № 135-ФЗ признаков согласованности действий.

Как правомерно указал суд апелляционной инстанции приведенные заявителями доводы относительно разных условий хозяйственной деятельности предприятий-переработчиков, разных факторов, влияющих на уровень закупочных цен, свидетельствует о том, что у указанных лиц отсутствовали объективные причины для осуществления последовательных действий по снижению закупочных цен на сырое молоко в указанный временной период. При разных условиях деятельности все предприятия-переработчики (все заявители) осуществляли последовательные действия по снижению закупочных цен на молоко с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции, получения большей прибыли, что и подтверждает преднамеренность и направленность их действий.

Доводы кассационных жалоб о том, что антимонопольным органом не была дана должная оценка отрицательным показателям рентабельности деятельности предприятий-переработчиков, необоснованны.

Антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела от 23.12.2009 № 05-332/2009 была проанализирована рентабельность деятельности заявителей, доводам антимонопольного органа в указанной части суд первой инстанции дал правильную оценку.

При таких обстоятельствах у судов не было паровых оснований для признания незаконными решения и предписания антимонопольного органа.

В части оспариваемых постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях от 25.02.2010 № А05-138/2010, № А05-140/2010, № А05-141/2010, № А05-142/2010, № А05-139/2010 по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ судебная коллегия пришла к следующим выводам. Вышеуказанными постановлениями общества привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. каждое юридическое лицо. Федеральным законом от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу 01.11.2010, в статью 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации введена часть 5.1, согласно которой решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса. Таких оснований в кассационных жалобах обществ не содержится.

Поскольку общества обратились с кассационными жалобами на судебные акты, которые не обжалуются в порядке кассационного производства согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по кассационным жалобам подлежит прекращению. Следовательно в части обжалования судебных актов в части признания незаконными постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях от 25.02.2010 № А05-138/2010, А 05-139/2010, А 05-140/2010, А 05-141/2010, А 05-142/2010 по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ производство по кассационным жалобам прекращается.

В кассационных жалобах обществ не содержится новых доводов. Доводы, которые в них изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы обществ не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.

В соответствии со статьями 102, 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственные пошлины в размере 1000 руб. подлежат возврату обществу с ограниченной ответственностью «Зеленодольский молочный комбинат», как излишне уплаченная по платежному поручению от 02.08.2011 № 4180 и открытому акционерному обществу «ВАМИН-Татарстан» как излишне уплаченная по платежному поручению от 03.12.2010 № 4665.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу № А65-3151/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Зеленодольский молочный комбинат» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.08.2011 № 4180.

Возвратить открытому акционерному обществу «ВАМИН-Татарстан» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.12.2010 № 4665.

Выдать справки на возврат излишне уплаченных государственных пошлин.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья М.В. Егорова

Судьи Ф.Г. Гарипова

Р.Р. Мухаметшин