НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.08.2015 № А65-26948/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26728/2015

г. Казань                                                 Дело № А65-26948/2014

20 августа 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 01.11.2014,

ответчика – ФИО2, доверенность от 25.03.2015 № 2.4-0-23/02922,

третьего лица – ФИО3, доверенность от 19.08.2015 № 29, ФИО4, доверенность от 10.08.2015 № 27,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)

по делу № А65-26948/2014

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара», г. Альметьевск Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения, третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 22.10.2014 № 341 ЮЛ/К.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, заявленные требования удовлетворены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт, в удовлетворении требований общества отказать.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела,  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2014 года, представленной заявителем в адрес налогового органа 18.06.2014.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки № 137 ЮЛ/Кот 15.09.2014.

По результатам рассмотрения материалов проверки, представленных заявителем возражений, ответчиком вынесено решение от 22.10.2014 № 341 ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В оспариваемом решении налоговый орган указал на    неправомерное  применение обществом в уточенной налоговой декларации коэффициента 0,3, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр в отношении Черемшанского участка недр, пользование которым предоставлено заявителю по лицензии СМР 14943 НР от 04.08.2006 на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья.

 По мнению налогового органа, до получения лицензии ФИО5 участок недр нельзя считать сформированным, в связи с чем, на 01.01.2006 государственный баланс запасов нефти по данному участку недр сведений о начальных извлекаемых запасах нефти не содержит, что исключает применение в расчете налога понижающего коэффициента 0,3.

Решением УФНС России по Республике Татарстан от 30.10.2014 № 2.14-0-18/026220 в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказано, решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан утверждено.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился с заявлением в суд.

         Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций по данному спору правомерными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, приказом от 08.06.2006 № 447 Федерального агентства по недропользованию заявитель признан победителем аукциона на получение права пользования недрами Черемшанского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Самарской области.

На основании указанного приказа заявителю выдана лицензия на пользование недрами СМР № 13709 НР от 04.08.2006 (16.06.2010 переоформлена на лицензию СМР 14943 НР в связи с преобразованием заявителя).

Согласно пункту 3.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Черемшанского участка, расположенного на территории Самарской области, являющегося приложением № 1 к лицензии СМР № 13709 НР, в пределах Черемшанского участка находятся 7 месторождений нефти: Черемшанское, Яуркинское, Баганское, Эштебетькинское, Чуркалейское, Канашское и Туарминское. Геологические и извлекаемые запасы нефти месторождений, числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2005 составляют в общем по всем месторождениям участка 0,24 млн. тонн.

Из государственного баланса запасов нефти следует, что по состоянию на 01.01.2006 запасы по нижеуказанным месторождениям участка недр составили 240 тыс. тонн, а именно: Черемшанское - 62 тыс. тонн; Яуркинское - 28 тыс.тонн; Баганское - 21 тыс.тонн; Эштебенькинское - 22 тыс.тонн; Чуркалейское - 34 тыс.тонн; Канашское - 60 тыс.тонн; Туарминское - 13 тыс.тонн., а по состоянию на 01.01.2013 сумма накопленной добычи нефти на Черемшанском участке составила 387 тыс.тонн.

Учитывая, что, в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ, сумма накопленной добычи определяется по данным государственного баланса утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, для расчета НДПИ за налоговые периоды 2014 года применяются сведения государственного баланса, утвержденного в 2013 году.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2013 сумма накопленной добычи нефти на Черемшанском участке составила 387 тыс. тонн, в том числе (с учетом открытого в 2010 году в пределах Черемшанского участка Ново-Артюшинского месторождения):

17 тыс. тонн – Черемшанское;

182 тыс. тонн – Яуркинское;

14 тыс. тонн – Баганское;

16 тыс. тонн – Эштебетькинское;

44 тыс. тонн – Чуркалейское;

3 тыс. тонн – Канашское;

76 тыс. тонн – Туарминское;

35 тыс. тонн – Ново-Артюшинское.

Таким образом, суды правильно указали, что, поскольку степень выработанности запасов Черемшанского участка недр составила 1,63 (соотношение суммы накопленной добычи нефти к запасам нефти на 01.01.2006), в силу п.4 статьи 342 НК РФ налогоплательщиком при расчете налога правомерно применен коэффициент Кв, равный 0,3.

Судами обоснованно не принят доводы налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение коэффициента Кв равным 0,3 по Черемшанскому участку недр, в связи с тем, что участок на 01.01.2006 не сформирован и у недропользователя отсутствовала лицензия на период с 01.01.2006 – 03.08.2006, поскольку указанные доводы противоречат п.4 ст. 342 НК РФ, предусматривающего применение расчетов на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых и представленным в материалы дела доказательствам.

Налоговым органом суду не представлены доказательства наличия противоречий в сведениях, содержащихся в государственном балансе запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 и на 01.01.2013.

Кроме того, лицензии на право пользования недрами содержат сведения географических координат угловых точек, описание границ Черемшанского лицензионного участка, в котором находятся 7 вышеназванных месторождений нефти.

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Из представленных налогоплательщиком в суд выписок из государственного баланса запасов нефти также следует, что баланс ведется по месторождениям, а не по конкретным участкам недр.

Государственный баланс представляет собой объективную информацию о состоянии запасов нефти по месторождениям.

Как верно указано судами, для целей применения пункта 4 статьи 342 НК РФ сведения о выработанности конкретного участка недр представляют собой совокупность (сумму) сведений о выработанности месторождений, входящих в состав конкретного участка недр.

Законодателем в целях применения статьи 342 НК РФ установлено наличие объективных критериев - данных государственного баланса по состоянию на 01.01.2006. Эти данные, носят объективный характер и не зависят от того, в чьем пользовании данные месторождения находились. Возможность применения понижающего коэффициента выработаности конкретного участка недр (Кв) не зависит от даты получения лицензии па право пользования недрами.

Налоговый орган указывает на то, что конкретный участок недр формируется только после выдачи лицензии на право пользования недрами.

Однако, согласно статье 7 Закона РФ «О недрах» участки недр - это геометризованные блоки недр.

В соответствии с пунктами 2-5 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 № 429) установление границ участков недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию - в отношении участков недр федерального значения и участков недр, по которым объем балансовых запасов или прогнозных ресурсов месторождений полезных ископаемых превышает максимальное значение, определенное Агентством описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части. Границы участка недробозначаются с помощью географических координат.

Органы, указанные в пункте 2 Положения, при установлении границ участков недр учитывают:

а) геологическую и иную информацию о недрах;

б) данные государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась);

в) границы особо охраняемых природных территорий (режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами);

г) предложения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае установления границ участка недр внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации или континентального шельфа Российской Федерации), представляемые ими при подготовке в установленном порядке проектов решений о предоставлении права пользования участками недр, - в отношении участков недр федерального значения.

Указанная процедура установления границ участка недр осуществляется до выдачи лицензии и требует значительного времени с учетом получения согласований от всех указанных государственных органов.

Согласно материалам дела, входящие по состоянию на 01.01.2006 в границы Черемшанского участка месторождения были открыты в период с 1980 (Канашское месторождение) по 1996 (Туарминское месторождение) годы.

Порядок выдачи лицензии установлен Положением о порядке лицензирования пользования недрами (утв. Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1), в соответствии с пунктами 2.3-2.5 которого Геолком России и его территориальные подразделения ведут учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. № 315) основанием для начала процедуры оформления лицензии на пользование недрами является решение руководителя Роснедр или руководителя соответствующего территориального органа Роснедр, оформляемое приказом. Решение об оформлении лицензии на пользование недрами принимается при предоставлении права пользования участками недр по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, в том числе и на участке недр федерального значения.

Порядок проведения аукционов на получение права пользования недрами также представляет собой длительную процедуру.

В соответствии с пунктом 31 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (утв. Приказом Минприроды РФ от 17.06.2009 № 156) реализация Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по организации проведения в установленном порядке аукционов на право пользования участками недр включает в себя:

а) принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр;

б) подготовку и опубликование извещений о проведении аукционов на право пользования участками недр;

в) регистрацию заявок на участие в аукционах на право пользования участками недр;

г) рассмотрение и прием заявок на участие в аукционах на право пользования участками недр;

д) проведение аукционов на право пользования участками недр;

е) утверждение итогов аукционов на право пользования участками недр.

При этом в пункте 27 данного Административного регламента указано, что в помещении для проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр должны быть представлены информационные материалы по конкретному участку недр, по которому проводится конкурс или аукцион на право пользования участком недр (выписка из баланса полезных ископаемых по конкретному участку недр, план расположения участка недр с указанием координат и т.д.).

В пунктах 34 и 79 того же Административного регламента указано, что приказ о проведении аукциона (конкурса) на право пользования участком недр включает порядок и условия проведения аукциона на право пользования конкретным участком недр, определяемые в соответствии с настоящим Административным регламентом.

Следовательно, довод инспекции о том, что конкретный участок недр появляется в момент выдачи лицензии на право пользования недрами, противоречит вышеуказанным нормативным актам.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ФИО5 участок был ранее сформированным до выдачи лицензии от 04.08.2006 и передан на баланс заявителя территориальным агентством по недропользованию по Самарской области.

Факт возникновения Черемшанского участка недр ранее 01.01.2006 подтверждается лицензией СМР 13709 НР, где указано на данные государственного баланса запасов нефти на 1 января 2005 года в отношении данного участка.

Кроме того, заявителем представлен нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательств – страницы из официального сайта Правительства Российской Федерации (gov.ru), на которой опубликован уточненный перечень участков недр, аукционы по которым будут проведены в 2005 году, в котором под пунктом 87 значится ФИО5 участок недр, что также подтверждает то, что ФИО5 участок был сформирован ранее 01.01.2006г.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявителем правомерно применен в уточненной налоговой декларации за январь 2014 года при исчислении налога коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), в размере 0,3.

Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При  таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу № А65-26948/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Л.Р. Гатауллина

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

                                                                                              О.В. Логинов