НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.08.2015 № А57-26916/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26752/2015

г. Казань                                                 Дело № А57-26916/2014

21 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя – Джулаева С.И., доверенность от 01.07.2015 № 035/15-41,

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2015 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу № А57-26916/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Саратовский радиоприборный завод, г. Саратов, о признании недействительным решения от 29.10.2014 № 073/042/970-2014/103/76 и требования от 24.11.2014 № 073/042/970-2014/103/76 государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Саратовский радиоприборный завод» (далее – ОАО «СРЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительными решения от 29.10.2014 № 073/042/970-2014/103/76 и требования от 24.11.2014 № 073/042/970-2014/103/76 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (далее – Управление, Управление пенсионного фонда) в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3981 руб. 48 коп.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2015 решение от 29.10.2014 № 073/042/970-2014/103/76 и требование от 24.11.2014 № 073/042/970-2014/103/76 Управления Пенсионного фонда признаны недействительными в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3981 руб. 48 коп. С Управления Пенсионного фонда в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2015 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования ОАО «СРЗ» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Управлением пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ОАО «СРЗ» за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки составлен акт от 23.09.2014 № 073/042/970-2014/103, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе: занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в связи с необложением страховыми взносами единовременных пособий в связи с выходом на пенсию работников за период с 2011 по 2013 годы.

По итогам рассмотрения акта проверки, Управлением принято решение от 29.10.2014 № 073/042/970-2014/103/76, в соответствии которым, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 615 045 руб. 57 коп.

24.11.2014 Управлением пенсионного фонда выставлено требование № 073/042/970-2014/103/76 с предложением ОАО «СРЗ» произвести уплату недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в сумме 453 405 руб. 43 коп.

ОАО «СРЗ» не согласившись в доначислением недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3981 руб. 48 коп. обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требований, пришли к выводу, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что выплаченные работникам общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

На основании части 1 статьи 3 Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, основанием для доначисления оспариваемых сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование явилось занижение базы для начисления страховых взносов, в связи с необложением единовременной выплаты работникам, уходящим на пенсию за период с 2011 по 2013 годы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В силу части 1 статьи 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона о страховых взносах.

Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 9 Закона о страховых взносах определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

С учетом названных норм, Управление пенсионного фонда пришло к выводу о том, что перечень необлагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу, что выплаты, произведенные уволенным работникам по соглашению сторон, не связаны с исполнением ими должностных обязанностей. Данные выплаты не являлись оплатой труда работников, так как не носили систематический характер, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа и выданы в соответствии с Коллективным договором. Соответственно, данные выплаты носят социальный характер, основаны на Коллективном договоре ОАО «СРЗ» и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Выплаченные работникам общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера. Спорные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом общества, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не носят систематического характера.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций верно сделали вывод, что эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу № А57-26916/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                          М.В. Егорова

                                                                                     О.В. Логинов