НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.06.2006 № А12-10144/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. КазаньДело №А12-10144/05-с6-5/11

«20» июня 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего: Аглиуллиной Ф.Г.,

судей: Цаплевой З.А., Петрова В.Г.,

без участия представителей сторон (извещены, не явились),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Волгоградской области, г.Волгоград,

на постановление апелляционной инстанции от «28» февраля 2006 года (председательствующий Попова А.В., судьи Языков Е.Б., Лаврик Н.В.,) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-10144/05-с6-5/11,

по заявлению открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы», г.Волгоград, о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, г.Волгоград,

по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Волгоградские коммунальные системы» первоначально обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты заявителя в сумме 173.250.600 рублей на оплату труда исходя из нормативной численности персонала; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату установленных надбавок и доплат; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии; капитальный ремонт арендованного имущества по договору краткосрочной аренды муниципального имущества от 25.02.2004года№1\491.

До принятия решения заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требований в части признания незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении обязанности учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Волгограда.

В обоснование требований заявитель указал, что при установлении тарифов Региональная служба не учла все экономически обоснованные затраты заявителя.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2005 в удовлетворении требований отказано. В части требования о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении обязанностей учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат, производство по делу прекращено в связи с отказом от требований в части.

Решение мотивировано тем, что постановление Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 10.02.2005 №3/3, которым с 15.02.2005 установлены и введены тарифы (среднеотпускные) на услуги для открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы», принять в рамках полномочий Региональной службы по тарифам Волгоградской области, с учетом документов, представленных заявителем.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2006 решение изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «Принять отказ открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» от требования о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении обязанности учесть затраты на выплату установленных надбавок и доплат.

Производство по делу в этой части прекратить.

Остальные требования открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» удовлетворить в части.

Признать не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2004 №89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», Постановлению Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 №31/4 «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области, Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, Порядка о реестре организаций, осуществляющих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области» бездействие Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившееся в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» в сумме 56.741.220 рублей на оплату труда исходя из нормативной численности персонала общества; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат; выплату установленного размера премии.

В удовлетворении остальных требований отказать».

В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель - Региональная служба по тарифам Волгоградской области, г.Волгоград – просит постановление апелляционной инстанции в части признания не соответствующими постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 №89 «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области, Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, Порядка о реестре организаций, осуществляющих услуги водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области», бездействия Региональной службы по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности учесть экономически обоснованные затраты открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» в сумме 56.741.220 рублей на оплату труда исходя из нормативной численности персонала общества; обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников; выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат отменить и принять новый судебный акт.

При этом заявитель ссылается на то, что выводы суда основаны на заключении эксперта, который неправомерно применил в своем расчете данные Центра нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве, не учел, что коэффициент фактической загрузки оборудования составил не 100%, а 73%, необоснованно применил поправочные коэффициенты, что приводит к увеличению нормативной численности и как следствие – фонда оплаты труда.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 15.06.2006 до 10 часов 00 минут 20.06.2006, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, 10.02.2005 Региональной службой по тарифам Волгоградской области принято постановление № 3\3 «Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы», которым с 15.02.2005 установлены тарифы (среднеотпускные) на соответствующие услуги для заявителя.

Постановление принято на основании экспертного заключения на предложение ОАО «Волгоградские коммунальные системы» по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги водоснабжения и водоотведения от 01.02.2005года.

Так, установлен тариф на услуги водоснабжения в сумме 5,26 руб./куб.м без налога на добавленную стоимость, в том числе, по обеспечению технической водой - 1,35 руб/куб.м, по обеспечению питьевой водой - 5,53 руб./куб.м; а также на услуги по водоотведению - 3,36 руб/куб.м (л.д. 16-17 т.1).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в редакции на 10.02.2005) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют на внутреннем рынке Российской Федерации государственное регулирование цен (тарифов) на услуги систем водоснабжения и канализации.

На территории Волгоградской области указанные полномочия постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.07.2004 № 601 «Об утверждении дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области» делегированы ответчику.

Принципы и методы установления тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 №89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

При расчете тарифов учитываются расходы организаций на осуществление только регулируемой деятельности. При этом расходы на оплату труда, включаемые в тарифы, определяются исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением (п. 10 Основ).

Пункт 3.2 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области (утвержден Постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22.09.2004 №31/4) предусмотрено, что при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения используется способ определения экономически обоснованных затрат.

В составе затрат учитывается фонд оплаты труда, включая затраты на оплату труда основного производственного персонала организации, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате организации работников, занятых в основной деятельности.

Фонд оплаты труда рассчитывается согласно отраслевому тарифному соглашению, иным отраслевым документам на основании представленного штатного расписания и коллективного договора (пункт 8.6 Порядка).

В результате экспертизы представленных ОАО «Волгоградские коммунальные системы» расчетов фонд оплаты труда на расчетный период регулирования рассчитан Региональной комиссией по тарифам в сумме 398.040.100 рублей (л.д.115 т.1) исходя из нормативной численности основного производственного персонала 3.627 человек.

Однако заключением судебной экспертизы №04 от 10.01.2006, проведенной на основании определения Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2005 обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Аудит-Бюро» (л.д.2-18, т.4), нормативная численность персонала открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» по виду деятельности «водоснабжение и водоотведение» определена в количестве 3.724 человек.

Указанные выводы основаны на Рекомендациях по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999 №66.

Указанной экспертизой также сделан вывод о том, что величина экономически обоснованных затрат открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» на оплату труда персонала, которые подлежат обязательному учету Региональной службой по тарифам Волгоградской области при установлении для открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год составит 45.478.813 рублей.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела и заключение экспертизы, пришел к правильному выводу о несоответствии действующему законодательству бездействия Региональной службой по тарифам Волгоградской области, выразившегося в неисполнении при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2005 год обязанности учесть экономически обоснованные затраты открытого акционерного общества «Волгоградские коммунальные системы» в сумме 56.741.220 рублей (454.781.320 рублей – 398.040.100 рублей) на оплату труда исходя из нормативной численности персонала общества, обязательную ежеквартальную индексацию оплаты труда работников, выплату премии с учетом установленных надбавок и доплат, выплату установленного размера премии.

Данный вывод основан на том, что исходя из данных штатных расписаний, с учетом Положения о единой тарифной сетке ОАО «Волгоградские коммунальные системы», тарифная ставка рабочего 1-го разряда в расчете расходов на оплату труда составляет 1.890 рублей, что соответствует ставке, установленной Тарифным соглашением между Городским комитетом профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства г.Волгограда, администрацией Волгограда, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда на 2005-2007 года (л.д. 57 т.1).

Суммы надбавок и доплат осуществляются в соответствии с коллективным договором заявителя, регламентированы статьями 144, 146, 147, 154 Трудового кодекса Российской Федерации и обоснованно учтены ОАО «Волгоградские коммунальные системы» в составе экономически обоснованных затрат (пункт 8.6 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области).

Применяя в соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства условия Городского тарифного соглашения (пункт 6.5), Областного тарифного соглашения (пункты 6.6, 6.7), Общероссийского отраслевого тарифного соглашения (пункт 6.9), а также данные о фактическом проценте премирования, представленные ОАО «Волгоградские коммунальные системы», в состав экономически обоснованных затрат заявителя подлежат включению суммы ежемесячных премий в сумме 117.504.881 рублей, суммы вознаграждения работникам по итогам 2005 года-19.852.457рублей.

С учетом требований пункта 8.6 Порядка регулирования (согласования) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, а также городского, областного, общероссийского отраслевых соглашений, пункта 8.4 коллективного договора процент индексации тарифной ставки рабочего 1-го разряда составляет 5,4% (л.д. 17 т.4).

Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от «28» февраля 2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-10144/05-с6-5/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                              Ф.Г.Аглиуллина

судьи                                                                                                З.А.Цаплева

                                                                                                          В.Г.Петров