НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 20.02.2024 № А06-11105/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10864/2023

г. Казань Дело № А06-11105/2022

27 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Городская поликлиника № 1»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023

по делу № А06-11105/2022

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Городская поликлиника № 1» (г. Астрахань, ОГРН 1023000829312, ИНН 3017017946) о признании недействительными абзацев 1, 2, 3 пункта 1 акта выездной проверки Управления Федерального Казначейства по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078) от 30.09.2022, о признании недействительными абзацев 1, 2, 3 представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 09.11.2022, заинтересованные лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1023000826892, ИНН 3015009330), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (г. Москва, ОГРН 1027739712857, ИНН 7727032382),

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханкой области «Городская поликлиника № 1» (далее – ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №1», Поликлиника, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными абзацев 1, 2, 3 пункта 1 акта выездной проверки Управления Федерального Казначейства по Астраханской области (далее – УФК по Астраханской области, Казначейство) от 30.09.2022, о признании недействительными абзацев 1,2,3 представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 09.11.2022.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2023 по делу № А06-11105/2022, оставленным без изменения в обжалуемой части постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023, в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными абзацев 1, 2, 3 представления от 09.11.2022 отказано. В части требований ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №1» о признании недействительными абзацев 1,2,3 пункта 1 акта выездной проверки от 30.09.2022 производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Городская поликлиника № 1» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Городская поликлиника № 1» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 откладывалось.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2024 судья Сибгатуллин Э.Т. заменен на судью Хлебникова А.Д.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, УФК по Астраханской области проведена проверка правильности расходования средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2020 - 2021 годы.

По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт выездной проверки ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №1» от 30.09.2022.

В подпункте 1 пункта 2 акта отражено, что в ходе проверки выявлено нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда:

- в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), пункта 1.2.4 тарифного соглашения на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Астраханской области на 2020 год (далее – тарифное соглашение) больницей произведена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, на оплату штрафов на основании решения и предписаний на общую сумму 93 585 руб. 70 коп.;

- в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 1.2.4 тарифного соглашения на 2021 год больницей произведена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, на оплату штрафов на основании решения и предписаний на общую сумму 10 966 руб. 73 коп.;

- в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 1.2.4 тарифного соглашения на 2021 год больницей произведена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, на оплату пени на основании решений на общую сумму 579 445 руб. 60 коп.

Казначейством выдано представление от 09.11.2022 № 25-19-11/5908, в котором (пункты 1, 2, 3) отражены следующие нарушения:

1. В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 1.2.4 тарифного соглашения на 2020 год 29.01.2020 больницей за счет средств обязательного медицинского страхования произведена уплата штрафов на основании решения и предписаний на общую сумму 93 585 руб. 70 коп.,

2. В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 1.2.4 тарифного соглашения на 2021 год 19.01.2021 больницей за счет средств обязательного медицинского страхования произведена уплата штрафов на основании решения и предписаний на общую сумму 10 966 руб. 73 коп.,

3. В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пункта 1.2.4 тарифного соглашения на 2021 год 19.01.2021 больницей за счет средств обязательного медицинского страхования произведена уплата пени на основании решений, на общую сумму 579 445 руб. 60 коп.

В резолютивной части представления Казначейством указано:

1) по пункту 1 настоящего представления устранить нарушение (обеспечить возврат в доход бюджета федерального фонда обязательного медицинской страхования суммы нецелевого использования средств в размере 93 585 руб. 70 коп., источником финансового обеспечения которых являются средства обязательного медицинского страхования) и принять меры по устранению причин и условий (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения) в срок до 03.07.2023;

2) по пункту 2 настоящего представления устранить нарушение (обеспечить возврат в доход бюджета федерального фонда обязательного медицинской страхования суммы нецелевого использования средств в размере 10 966 руб. 73 коп., источником финансового обеспечения которых являются средства обязательного медицинского страхования) и принять меры по устранению причин и условий (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения) в срок до 03.07.2023;

3) по пункту 3 настоящего представления устранить нарушение (обеспечить возврат в доход бюджета федерального фонда обязательного медицинское страхования суммы нецелевого использования средств в размере 579 445 руб. 60 коп., источником финансового обеспечения которых являются средств обязательного медицинского страхования) и принять меры по устранению причин и условий (разработать план мероприятий по устранению причин и условий совершения выявленного нарушения) в срок до 03.07.2023.

Поликлиника оспорила акт проверки и представление (в части) в судебном порядке.

Установив, что требование об оспаривании акта выездной проверки от 30.09.2022 не может являться предметом самостоятельной судебной оценки, суд прекратил производство по делу в указанной части. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходили из того, что у заявителя отсутствовали основания для уплаты начисленных пеней и штрафов за счет средств ОМС.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом № 326-ФЗ, согласно которому средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, подлежащим использованию строго в соответствии с целевым назначением.

В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования. Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Астраханской области в 2020, 2021 годах установлена положениями части 1 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ, пунктом 1.2.4 тарифного соглашения на 2020 год и тарифного соглашения на 2021 год.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС приведена в разделе XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее - Правила № 108н).

Согласно пункту 192 Правил № 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

УФК по Астраханской области установлено, что в 2020, 2021 годах ГБУЗ Астраханской области «Городская поликлиника №1» произвело уплату штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинское помощи ненадлежащего качества на основании решений и предписаний за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства ОМС (в 2020 году на общую сумму 93 585 руб. 70 коп. и в 2021 году на общую сумму 10 966 руб. 73 коп.). Кроме того, поликлиникой за счет средств ОМС произведена уплата пени на сумму 579 445 руб. 60 коп.

Суды признали, что расходы на уплату штрафов и пени не предусмотрены Федеральным законом № 326-Ф3, уплата штрафа и пени не является необходимым условием для обеспечения деятельности медицинской организации.

Расходы на уплату штрафа и пени не относятся ни к категории затрат медицинской организации, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемых в процессе ее предоставления, ни к категории затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), а пеня в данном случае выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет.

Также расходы на уплату пеней и штрафа не входят в установленный в пунктах 192 - 195 Правил № 108н перечень видов затрат медицинской организации, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемых в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), которые включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи.

Судами отмечено, что из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации от 23.07.2013 № 5423/21-и следует, что к числу основных задач распределения затрат относится разнесение затрат по видам оказываемых услуг по источникам финансирования, поскольку затраты на оказание одних и тех же видов услуг при различных источниках финансирования могут оказаться различными. При этом недопустимы ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС. В данном случае учреждение осуществляет один вид деятельности - оказание медицинской деятельности и имеет несколько источников финансирования.

Проанализировав вышеперечисленные нормы права, условия тарифного соглашения на 2020 год и тарифного соглашения на 2021 год, суды пришли к выводу о том, что расходы на оплату штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинское помощи ненадлежащего качества на основании решений и предписаний, пени не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи и подлежат оплате за счет собственных средств медицинской организации либо иных источников финансирования, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи. Штраф за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинское помощи ненадлежащего качества является мерой ответственности медицинской организации за совершение соответствующего нарушения, а пени по решениям и требованиям налогового органа в данном случае выступает мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы страховых взносов в бюджет.

Ссылка на то, что проведённой ТФОМС проверкой использования средств ОМС факта нецелевого расходования средств ОМС не установлено, обоснованно отклонена судами, поскольку данная проверка не являлась предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.

Податель жалобы ссылается на приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» и считает, что статья 290 «Прочие расходы» подстатья 292 «штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» предоставляет право оплачивать пени из средств фонда ОМС

Однако указанный Порядок разработан в соответствии с положениями статей БК РФ и определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых для ведения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В этой связи суды указали, что статья 290 «Прочие расходы» не имеет отношения к прочим расходам, установленным частью 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ.

С учетом изложенного судами сделан вывод об отсутствии оснований для уплаты начисленных пеней и штрафов за счет средств ОМС, в этой связи отказано в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными абзацев 1, 2, 3 представления от 09.11.2022.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2023 по делу № А06-11105/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи С.В. Мосунов

А.Д. Хлебников