НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 19.12.2023 № А57-8234/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11916/2023

г. Казань Дело № А57-8234/2023

21 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Королевой Н.Н.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шарифова Джамала Молла Оглы

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023

по делу № А57-8234/2023

по заявлению индивидуального предпринимателя Шарифова Джамала Молла оглы (ОГРНИП 309644909800028, ИНН 644924887231), г. Энгельс, о признании незаконным бездействия, понуждении предоставить компенсационное место,

с участием заинтересованного лица: администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567), г. Энгельс,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Шарифов Джамал Молла оглы (далее – ИП Шарифов Д.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) по не предоставлению компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта взамен исключенного из Схемы размещения нестационарного торгового объекта места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин; понуждении администрации со дня вступления решения суда в законную силу предоставить заявителю компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта, равноценное по местоположению, трафику и прочим характеристикам, взамен исключенного из Схемы размещения нестационарного торгового объекта места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин, а в случае невозможности предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта из предусмотренных Схемой размещения нестационарного торгового объекта включить в данную Схему место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин, и заключить с предпринимателем договор на размещение нестационарного торгового объекта по данному адресу.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИП Шарифов Д.М., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Шарифову Д.М. выдано разрешение от 07.06.2019 № 472 на размещение нестационарного торгового павильона по реализации овощей, фруктов по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин, сроком действия с 07.06.2019 по 01.06.2020.

В соответствии с решением Энгельсского городского Совета депутатов от 23.06.2020 № 178/37-02 «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» хозяйствующие субъекты, имеющие разрешения на размещение нестационарных торговых объектов в местах, предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс, утвержденной постановлением от 15.05.2018 № 2198, после введения на территории Энгельсского муниципального района режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имели право продолжать осуществление деятельности до 01.10.2021.

На основании протокола заседания комиссии по вопросам потребительского рынка на территории Энгельсского муниципального района от 30.09.2021 № 11 постановлением администрации от 01.10.2021 № 3610 места размещения нестационарных торговых объектов, в отношении которых срок действия выданных разрешений истекает 30.09.2021, а договоры на размещение нестационарных торговых объектов не были заключены, в том числе место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин (позиция 564), исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектом на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации от 15.05.2018 № 2198 (далее – Схема от 15.05.2018 № 2198).

ИП Шарифова Д.М. обратился в администрацию с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана – ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин.

Администрации письмом от 11.10.2021 № 1693/05-01-03 отказала предпринимателю в заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, поскольку постановлением администрации от 01.10.2021 № 3610 данное место размещения нестационарного торгового объекта исключено из Схемы от 15.05.2018 № 2198, так как в отношении земель (земельного участка), в пределах территории которых (которого) был размещен нестационарный торговый объект, установлены ограничения в использовании, препятствующие размещению нестационарного торгового объекта, а именно: в нарушение пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 нестационарный торговый объект находится в границах санитарно-защитной зоны водопроводных сетей.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2022 по делу № А57-15408/2022, вступившим в законную силу, на ИП Шарифова Д.М. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 10 кв.м, расположенный по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана пересечение с ул. Полтавской, магазин «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в помещение (здание) магазина, путем демонтажа торгового павильона.

ИП Шарифов Д.М. обратился в администрацию с заявлением от 14.02.2023 о предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта, в связи с исключением из Схемы от 15.05.2018 № 2198 места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин.

Администрация письмом от 28.02.2023 № 14-503 отказала заявителю в предоставлении компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.

ИП Шарифов Д.М., полагая, что данный отказ администрации противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин, было исключено из Схемы от 15.05.2018 № 2198 в соответствии подпунктом 2 пункта 1.11 Временного порядка включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (исключения из нее), утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2019 № 5890, так как в нарушение пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 нестационарный торговый объект, принадлежащий предпринимателю, находился в границах санитарно-защитной зоны водопроводных сетей, учитывая, что спорное место было исключено из Схемы от 15.05.2018 № 2198 после прекращения действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта от 07.06.2019 №472, что также установлено решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2022 по делу № А57-15408/2022, которым на предпринимателя возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 10 кв.м по указанному адресу, путем демонтажа торгового павильона, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в предоставлении заявителю компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта, изложенный в письме от 28.02.2023 № 14-503, соответствует пунктам 7, 8 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 № 482-П.

Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняется.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Таким образом, действующее земельного законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках данного закона должны быть определены условия и порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Приказом Министерства экономического развития Саратовской области от 18.10.2016 № 2424 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок от 18.10.2016 № 2424), пунктом 8 которого предусмотрено, что при разработке и утверждении схемы, а также при внесении в нее изменений учитываются: необходимость обеспечения устойчивого развития территорий; необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, с учетом требований части 4 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; необходимость формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; необходимость повышения доступности товаров для населения; размещение нестационарных торговых объектов с учетом требований части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; необходимость включения в схему размещения нестационарных торговых объектов всех нестационарных торговых объектов строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Пунктом 5 Порядка от 18.10.2016 № 2424 предусмотрено, что порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему устанавливается муниципальным нормативным правовым актом.

Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2019 № 5890 утвержден Временный порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (исключения из нее) (далее – Порядок от 31.12.2019 № 5890).

В силу подпункта 2 пункта 1.11 Порядка от 31.12.2019 № 5890 исключение нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по инициативе заинтересованного лица осуществляется в следующих случаях: установление ограничения использования земельного участка, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов, препятствующего размещению на нем нестационарного торгового объекта.

Как указывалось выше, на основании протокола заседания комиссии по вопросам потребительского рынка на территории Энгельсского муниципального района от 30.09.2021 № 11 постановлением администрации от 01.10.2021 № 3610 место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул.Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин (позиция 564), исключено из Схемы от 15.05.2018 № 2198, поскольку в нарушение пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 нестационарный торговый объект, принадлежащий предпринимателю, находился в границах санитарно-защитной зоны водопроводных сетей.

При этом основанием для рассмотрения вопроса об исключении спорного места из Схемы от 15.05.2018 № 2198 послужило информационное обращение муниципального унитарного предприятия «Энгельс-Водоканал» о наличии инженерных систем водоснабжения и водоотведения, изложенное в письме от 30.09.2021 № 2923, согласно которому, нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Шарифову Д.М., располагается в санитарно-защитной зоне инженерных сетей, что противоречит требованиям СанПин 2.1.4.1110-02.

При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что постановление администрации от 01.10.2021 № 3610 в части исключения из Схемы от 15.05.2018 № 2198 места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин (позиция 564), на момент его принятия соответствовало требования вышеуказанных нормативных актов.

Постановлением Правительства Саратовской области от 24.06.2021 № 482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области (далее – Положение от 24.06.2021 № 482-П).

Согласно пункту 7 Положения от 24.06.2021 № 482-П в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта или иного разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта хозяйствующему субъекту предоставляется по его заявлению свободное компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта из предусмотренных схемой. При отсутствии свободного места, предусмотренного схемой, органом местного самоуправления, уполномоченным на разработку и утверждение схемы, инициируются и утверждаются в установленном порядке изменения в схему, предусматривающие включение в нее места размещения нестационарного торгового объекта, в целях его предоставления как свободного компенсационного.

Таким образом, свободное компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта из предусмотренных схемой предоставляется хозяйствующему субъекту только в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта или иного разрешительного документа на размещение нестационарного торгового объекта.

Вместе с тем место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Энгельс, ул. Тельмана - ул. Полтавская, район магазина «Гроздь», 30 метров от границ нестационарного торгового объекта до входа в магазин, исключено из Схемы от 15.05.2018 № 2198 после прекращения действия разрешения на размещение нестационарного торгового объекта от 07.06.2019 № 472, что установлено решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2022 по делу № А57-15408/2022, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации соответствует требованиям действующего законодательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу № А57-8234/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья Р.В. Ананьев

Судьи В.А. Карпова

Н.Н. Королева