НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 19.05.2022 № А72-14425/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18448/2022

г. Казань                                                 Дело № А72-14425/2021

19 мая 2022 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Савкиной М.А.

рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области принятого в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части 23.11.2021 (мотивированное решение изготовлено 01.12.2021) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022

по делу № А72-14425/2021

по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639, ИНН 7325051145), к обществу с ограниченной ответственностью «Банкетная служба» (ОГРН 1107325007085, ИНН 7325100441), г. Ульяновск,

о взыскании неосновательного обогащения в размере 28 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее – ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска, истец) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Банкетная служба» (далее – ООО «Банкетная служба», ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 28 000 руб. в результате неправомерного (ошибочного) получения субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - постановление Правительства № 976).

Исковое заявление принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного производства, исходя из требований статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.11.2021 принятым в виде резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 01.12.2021) оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 в удовлетворении исковых требований ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска к ООО «Банкетная служба» о взыскании неосновательного обогащения в размере 28 000 руб. отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой.

Считает, что обжалуемые судебные акты не отвечают критериям законности и обоснованности. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, по существу которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований налогового органа в полном объеме.

ООО «Банкетная служба» представлен отзыв, считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права. Просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

До рассмотрения жалобы в суд округа поступило заявление от ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска о замене стороны по делу, просит произвести замену стороны ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска на правопреемника – Управление ФНС по Ульяновской области, в связи с реорганизацией путем присоединения к Управлению ФНС по Ульяновской области на основании Приказа ФНС России от 15.12.2021 № ЕД-7-4/1083.

В порядке статей 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд округа приходит к выводу об удовлетворении заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве и замены стороны в процессе.

Кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон в порядке части 2 статьи 288.2 АПК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 АПК РФ, правильность применения судом норм права при рассмотрении дела и принятии обжалованных судебных актов, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, и правильно установлено судами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Постановление №976, Правила №976).

Пунктом 3 указанных Правил установлены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.06.2020, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению № 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.

Согласно пунктам 6, 8, 9 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.

Как следует из материалов дела, ООО «Банкетная служба» в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска 16.07.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № 976 субсидии в размере 28 000 руб.

Согласно доводам истца, на момент проведения проверки соответствия ООО «Банкетная служба» критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган установил, что основной вид экономической деятельности ответчика, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 10.07.20202, 56.29 - Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, получатель субсидии включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; количество работников в мае 2020 года - 2 чел., на момент выдачи субсидии информация о наличии у ответчика по состоянию на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб. отсутствовала.

Исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, истцом сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.

На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи.

С учетом изложенного, субсидия в размере 28 000 руб. поступила на счет ООО «Банкетная служба», указанный в заявлении.

Обосновывая исковые требования, истец указал, что впоследствии по результатам в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 976 установлено, что у ответчика по состоянию на 01.06.2020 на дату подачи заявления имелась следующая задолженность: по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ в размере 16 458 руб., пени в размере 572,83 руб., штрафные санкции в размере 4 596,60 руб.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 594,50 руб., пени в размере 47,92 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 2 198,10 руб.; пени в сумме 297,03 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 11 968 руб., пени в размере 1 318,70 руб. Всего на 01.06.2020 недоимка по налогам и страховым взносам в совокупности составляла 31 218,60 руб., что является нарушением условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 Правил (Постановление № 976).

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска 05.08.2021 направило в адрес ООО «Банкетная служба» уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии (исх. № 13-30/018163) с предложением добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий.

Поскольку ООО «Банкетная служба» указанную денежную сумму добровольно не возвратило, истец обратился в суд с настоящим иском.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что при подаче заявления о предоставлении субсидии им какие-либо сведения искажены не были, оснований взыскания с него неосновательного обогащения не имеется.

Оценив доводы сторон, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения, исходя из нижеследующего.

Свои исковые требования истец основывает на положениях главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (Обязательства вследствие неосновательного обогащения).

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как указано в пункте 11 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020), по смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, по данному делу юридически значимым является установление следующих обстоятельств: имелась ли недобросовестность ООО «Банкетная служба» в получении субсидии.

Как указывает сам истец, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ответчика, не установил оснований для отказа в предоставлении ему субсидии, в связи с чем включил ООО «Банкетная служба» в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на его счет Федеральным казначейством. Ответчик не соответствующих действительности сведений в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска не представлял, а также не скрывал от истца каких-либо сведений. О наличии у ООО «Банкетная служба» задолженности по налогам на 01.06.2020 в размере 31 218,60 руб. истцу на дату подачи заявления о предоставлении субсидии было известно.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В Правилах № 976 (пункт 12) установлено единственное основание для возврата получателем субсидии денежных средств в федеральный бюджет - искажение получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил, в котором указано, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Подобных нарушений ответчик не совершал.

Иных оснований для возврата субсидии Правила № 976 не содержат.

При этом вышеприведенные положения БК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 об условиях возврата полученной субсидии являются специальными по отношениям к нормам Главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении.

При этом, как обоснованно отмечено судами, ошибочное предоставление инспекцией субсидии никоим образом не связано с предоставлением недостоверных сведений самим Обществом.

С учетом изложенного суды не усмотрели недобросовестности в действиях ответчика при подаче заявления о предоставлении субсидии, вследствие чего заключили, что не имеется оснований для возврата субсидии в качестве неосновательного обогащения у ООО «Банкетная служба»

При данных обстоятельствах, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976, статьями 1102, 1109 ГК РФ, суды пришли к правомерному выводу о том, что предоставленную ответчику субсидию нельзя считать неправомерно полученной, а требование о возврате субсидии в качестве неосновательного обогащения является необоснованным, в связи с чем в иске следует отказать в полном объеме.

Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям законности, обоснованности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержат обоснование сделанных судами выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, по делу дана надлежащая, соответствующая применимым правовым нормам оценка имеющимся доказательствам, а также доводам истца и возражениям ответчика.

Доводы заявителя жалобы выражают по существу его несогласие с выводами судов, сделанными в результате оценки представленных в дело доказательств, и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении норм процессуального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.

В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

С учетом изложенного, существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено в соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

удовлетворить ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о замене стороны (процессуальном правопреемстве) на Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, в связи с реорганизацией путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области принятого в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части 23.11.2021 (мотивированное решение изготовлено 01.12.2021) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, не подлежит обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судьи                                                                                    М.А. Савкина