АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10643/2023
г. Казань Дело № А49-7202/2022
19 января 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой Л.А,,
при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции (онлайн-заседание), представителя:
от публичного акционерного общества «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» - Чачиной О.В., по доверенности от 15.03.2022 № Д/22-94
и в Арбитражном суде Поволжского округа, представителей:
от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания -Россети» - Торопиной Е.А., по доверенности от 05.12.2022 № 242-22,
от акционерного общества «Горэлектросеть» - Антоновой С.А., по доверенности от 09.01.2024 № 2,
в отсутствие представителей иных третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Горэлектросеть» и публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания-Россети»
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023
по делу № А49-7202/2022
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания-Россети» к акционерному обществу «Горэлектросеть» о взыскании денежных средств,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральной антимонопольной службы, Департамента по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области, публичного акционерного общества «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго», Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, общества с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза»,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (изменившее в дальнейшем наименование на публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания - Россети» (далее - ПАО «ФСК - Россети», ПАО «Россети», истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к акционерному обществу «Горэлектросеть» (далее - АО «Горэлектросеть», ответчик) о взыскании суммы 1 387 101,34 руб., в том числе, задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии за январь-март 2022 года в сумме 1 240 789,92 руб., неустойки за период с 22.02.2022 г. по 13.10.2022 г. в сумме 146 311,42 руб. и о взыскании неустойки в размере 1/130 минимального значения ставки рефинансирования ЦБ РФ - ключевой ставки ЦБ РФ, действующей по состоянию на 27.02.2022 г. и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы 1 240 789,92 руб. за каждый день просрочки, начиная с 14.10.2022 г. по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная антимонопольная служба, Департамент по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области, публичное акционерное общество «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью «ТНС энерго Пенза» (далее также – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.06.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А49-7202/2022, исковые требования удовлетворены частично, с АО «Горэлектросеть» в пользу ПАО «ФСК - Россети» взыскана сумма 1 260 856,62 руб., в том числе долг в сумме 1 240 789,92 руб., пени в сумме 20 066,70 руб. за период с 22.02.2022 г. по 13.10.2022 г. и пени в размере 1/130 минимального значения ставки рефинансирования ЦБ РФ из следующих значений: ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27.02.2022 г., и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы долга 1 240 789,92 руб. за каждый день просрочки, начиная с 14.10.2022 г. по день фактической оплаты долга, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 24 425 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО «Горэлектросеть» и ПАО «ФСК - Россети» обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
АО «Горэлектросеть» в своей кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального права, на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Согласно доводам ответчика, выводы судов по настоящему делу противоречат положениям действующего законодательства, а также обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами по правоотношениям сторон за расчетные периоды 2020-2021 годов. Как указал ответчик, схема технологического присоединения объектов электроэнергетики, участвующих в спорных правоотношениях по настоящему делу, а также структура договорных отношений в 2022 году, иные обстоятельства правоотношений участвующих в деле лиц не отличаются от имевшихся в 2020-2021 годах, по спорным периодам которых имеется ряд вступивших в законную силу судебных актов об отказе в удовлетворении требований истца.
Согласно доводам ответчика, какие-либо документы о согласовании между истцом и ответчиком величин максимальной мощности по точкам опосредованного присоединения отсутствуют, при расчете необходимой валовой выручки АО «Горэлектросеть» для определения индивидуального тарифа на 2022 год расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» Департаментом по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не учитывались в связи с отсутствием договорных отношений между организациями.
Кроме того, ответчик указывает, что затраты на оплату услуг истца (исполнитель) учтены в единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, а обязанность по перераспределению полученных от потребителей средств возложена на котлодержателя, которым ответчик не является.
Указанное, по мнению заявителя, не учтено судами при принятии судебных актов по настоящему делу, что повлекло неправомерное удовлетворение исковых требований.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе ответчика.
Истец в своей кассационной жалобе ссылается на необоснованный отказ судов нижестоящих инстанций в части взыскания с ответчика неустойки в сумме 126 244,72 руб. за период с 01.04.2022 по 01.10.2022, произведенный со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявления, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление Правительства РФ № 497), поскольку ответчик не представил доказательств того, что он в действительности пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на начисление финансовых санкций.
Таким образом, истец просит обжалуемые судебные акты в части отказа во взыскании неустойки за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 отменить, в данной части принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе истца.
ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» и ПАО «ФСК – Россети» в представленных отзывах на кассационную жалобу ответчика, просят обжалуемые судебные акты в указанной части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Согласно доводам истца и третьего лица, выводы судов нижестоящих инстанций сделаны при полном соблюдении норм материального права, доводы ответчика противоречат фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Также указывают на то, что при взыскании истцом задолженности за последующие исковые периоды, АО «Горэлектросеть» исковые требования признавало в полном объеме, принятые судебные акты не оспаривало, что свидетельствует о подтверждении АО «Горэлектросеть» правомерности доводов истца применительно к установленным обстоятельствам правоотношений сторон.
Более подробно доводы указанных лиц изложены в представленных ими отзывах на кассационную жалобу ответчика.
АО «Гоэлектросеть» в своем отзыве на кассационную жалобу истца указывает на неправомерность доводов последнего, считает, что судебные акты в части отказа во взыскании неустойки за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 подлежат оставлению без изменения.
Более подробно доводы изложены в отзыве ответчика.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области ( далее также – Министерство) в представленном отзыве, указывая на упразднение Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, права и обязанности которого перешли к Министерству согласно Постановлению Правительства Пензенской области от 16.09.2022 года № 782-пП «Отдельные вопросы исполнительных органов Пензенской области», считает кассационную жалобу АО «Горэлектросеть» обоснованной и подлежащей удовлетворению, просило кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.
В отзыве на кассационные жалобы Федеральная антимонопольная служба России указывает, что ПАО «ФСК-Россети» направило в адрес ФАС России свои предложения по технологическому расходу электроэнергии и мощности (потерям) в сетях ЕНЭС и заявленной (присоединенной) мощности на 2022 год, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на территории Пензенской области составляет 553, 51 МВт, в том числе сетевой организации АО «Горэлектросеть» 1, 45 МВт.
ФАС России ежегодно утверждает в составе Сводного прогнозного баланса величины заявленной мощности в отношении территориальных сетевых организаций и прямых потребителей, которые являются потребителями организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО «ФСК-Россети»). Величина заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на территории Пензенской области на первое полугодие 2022 года составила 568,83 МВт, на второе полугодие 2022 года - 556,76 МВт, в том числе: сетевые организации - 559,55 МВт (в том числе АО «Горэлектросеть» -1,45 МВт); 547,47 МВт (в том числе АО «Горэлектросеть» - 1,45 МВт); прочие потребители - 46,83 МВт.
ФАС России просило кассационные жалобы рассмотреть в отсутствие его представителя.
Учитывая отсутствие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием системы веб-конференции, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы, первоначально назначенное на 07.12.2023 года, отложено на 16.01.2024 года на 11 час.40 мин.
Судебное заседание 16.01.2024 года проведено с использованием системы веб-конференции, при участии представителей сторон и третьего лица – ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго», в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы - с учетом удовлетворения заявленных ходатайств.
Присутствующие в заседании представители поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них, соответственно.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 - 288 АПК РФ применительно к доводам кассационных жалоб, изучив материалы дела, заслушав присутствующих в заседании представителей, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб на основании следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ПАО «ФСК-Россети» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с постановлением ФЭК РФ от 25.06.2003 № 49-э/2 и оказывает на возмездной основе услуги по передаче электрической энергии субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим объекты электроэнергетики, технологически присоединенные к ЕНЭС, в том числе, к ПС 220/110/6кВ «Кузнецк», которая Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 отнесена к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети.
АО «Горэлектросеть» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии на территории Пензенской области, точки поставки (ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч.12; ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3 яч.16; ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч.23) которой имеют опосредованное технологическое присоединение через объекты электросетевого хозяйства АО «Гидромаш-групп» к объектам электросетевого хозяйства ПАО «ФСК Россети», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ПАО «ФСК - Россети» и ЗАО «Гидромаш-групп» от 22 июля 2014 года, актом по разграничению балансовой принадлежности и ответственности сторон по эксплуатации эл. оборудований и сооружений между ПАО «ФСК - Россети», МУП «Горэлектросеть», ЗАО «Гидромаш-групп», ОАО «Визит» от 2015 года, Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ПАО «ФСК - Россети» и МУП «Кузнецкая Горэлектросеть» (правопредшественник АО «Горэлектросеть») №2.
Как установлено судами, на балансе АО «Горэлектросеть» находится производственно-технологический комплекс «Кузнецкая ТЭЦ-3», который технологически связан с элементами электрической сети ПАО «ФСК Россети» ПС 220/110/6 кВ Кузнецк, что подтверждается соответствующей схемой технологического присоединения, подписанной АО «Горэлектросеть», АО «Гидромаш-групп», ОАО «Визит».
АО «Гидромаш-групп» не являлось сетевой организацией ввиду отсутствия тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в связи с чем, выступало в данных отношениях в качестве лица, через энергопринимающие устройства которого опосредованно присоединено оборудование сетевой организации АО «Горэлектросеть».
Как следует из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, с 07.10.2021 деятельность АО «Гидромаш-групп» прекращена в связи с ликвидацией юридического лица.
Соответственно, АО «Горэлектросеть» и ПАО «ФСК-Россети» выступают в качестве смежных по отношению друг к другу сетевых организаций по смыслу пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц, что предусмотрено пунктом 2 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и пунктом 8 Правил № 861.
Применительно к исковому периоду по настоящему делу - с января 2022 года по март 2022 года договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении объектов электросетевого хозяйства АО «Горэлектросеть» (КЛ-6 кВ Водозабор, КЛ-6 кВ кабель связи с ТЭЦ-3 «В», КЛ-6 кВ кабель связи с ТЭЦ-3 «Б»), присоединенных опосредованно к объектам ПАО «ФСК - Россети» (ПС 220/110/6 кВ «Кузнецк»), между истцом и ответчиком заключен не был.
В ответ на оферту истца ответчик договор не подписал, величина заявленной мощности, применяемая к расчетам между сторонами в 2022 году, согласована не была.
Согласно доводам истца, им в период с января 2022 года по март 2022 года, в отсутствие договорных отношений, АО «Горэлектросеть» были оказаны услуги по передаче электрической энергии в отношении трех точек поставки, присоединенных опосредовано к объектам компании, путем действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей ПАО «ФСК - Россети», расположенных на ПС 220/110/6кВ «Кузнецк».
В сводном прогнозном балансе на 2022 год, утвержденном Приказом ФАС России, учтена заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2022 год, которая установлена для точек поставки АО «Горэлектросеть» в размере 1,452 МВт.
Приказом ФАС России от 14.12.2022 г. №1216/20 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО «ФСК - Россети» на 2021 - 2024 годы» утверждены тарифы в виде ставок на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 203 257,28 руб./МВт*мес.
Стоимость услуг по передаче электроэнергии в спорный период была определена ПАО «ФСК - Россети» в каждом расчетном периоде по формуле в соответствии с пунктом 15(1) Правил № 861: величина мощности, МВт. * ставка тарифа на содержание объектов ЕНЭС, руб./МВт.мес. * 18 % (НДС) = стоимость услуг на содержание объектов ЕНЭС в руб. с НДС.
Как указывал истец, в спорный период АО «Горэлектросеть» приняло фактически оказанные истцом услуги на общую сумму 1 240 789,92 руб.
Факт оказания услуг, по мнению истца, подтверждается актами учета перетоков электрической энергии за январь, февраль, март 2022 года, согласно которым отпуск электроэнергии в сети АО «Горэлектросеть» составил в январе 2022 года - 522 753 кВ*ч, в феврале 2022 года - 429 627 кВ*ч, в марте 2022 года - 460 807 кВ*ч.
Поскольку ответчиком оплата оказанных услуг произведена не была, при соблюдении претензионного порядка урегулирования спора, истец обратился с настоящим иском в суд.
Рассматривая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 332, 395, 438, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом № 35-ФЗ, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), Правилами № 861, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 7), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 44), Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (далее – Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 14), Постановлением Правительства РФ № 497, Обзором по отдельным вопросам судебной практики № 2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 и правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2016 № 305-ЭС16-4576, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-782, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 № 305- ЭС15-1689, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании долга в полном объеме и для частичного взыскания неустойки, с учетом исключения ее начисления в период действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ № 497.
Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций на основании следующего.
Правоотношения между смежными сетевыми организациями при передаче электрической энергии регулируются Федеральным законом № 35-ФЗ, Правилами № 861, устанавливающими, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующее существенное условие - величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения.
Согласно пп. «а» п. 41 раздела III Правил № 861 при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС.
Из статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ , пункта 2 Правил № 861, следует, что под услугами по передаче электроэнергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Указанные услуги осуществляются сетевыми организациями с использованием принадлежащих им на законном основании объектов электросетевого хозяйства - линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии оборудования.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона об электроэнергетике организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Соответственно, законом императивно установлено, что критерием определения ПАО «ФСК-Россети» в качестве организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, является технологическое присоединение к сетям ЕНЭС.
Между ПАО «Россети Волга» (Заказчик) и ПАО «ФСК-Россети» (ранее - ПАО «ФСК ЕЭС») (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 10.08.2012 № юр/д-12-1023 (регистрация ПАО «Россети Волга»), от 25.01.2012 № 564/П (регистрация ПАО «ФСК-Россети») со сроком вступления в действие с 01.01.2012.
По условиям данного договора исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги (п. 1.1. договора).
Услуга предоставляется исполнителем в пределах заявленной мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих заказчику на праве собственности или на иных, установленных законом основаниях, к объектам исполнителя (абз. 2 п. 1.1 договора). Точки присоединения определяются сторонами в Приложении № 2 к договору (абз. 2 п. 1.2.1 договора).
Приложением № 2 к договору от 10.08.2012 № юр/д-12-1023 (регистрация ПАО «Россети Волга»), от 25.01.2012 № 564/П (регистрация ПАО «ФСК-Россети») определены точки поставки, соответствующие точкам присоединения сетей ПАО «Россети Волга» к сетям ЕНЭС.
20.11.2020 г. между АО «Горэлектросеть» (арендодатель) и ПАО «Россети Волга» (арендатор) был заключен договор аренды № 2040-005777, по которому во владение ПАО «Россети Волга» были переданы электросетевые объекты, технологически присоединенные к подстанции ПАО «ФСК-Россети» - ПС 220 кВ Кузнецк мощностью 13,44 МВт (22 точки присоединения), в связи с чем между ПАО «ФСК-Россети» и ПАО «Россети Волга» к указанному договору оказания услуг заключено дополнительное соглашение, согласно которому договор дополнен точками поставки (22 точки поставки) общей мощностью 13,44 МВт. Дополнительное соглашение вступило в действие с 01.01.2020 (п. 5.2 договора).
Объекты электросетевого хозяйства, присоединенные к ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч. 12. яч. 16, яч. 23, во владение ПАО «Россети Волга» не передавались.
В связи с отсутствием прямого и опосредованного технологического присоединения спорных точек поставки к сетям ПАО «Россети Волга», точки ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч, 12, яч, 16. яч. 23 в договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 10.08.2012 № юр/д-12-1023 не включены.
Согласно пункту 2 Правил № 861 точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Как следует из пункта 5 Правил № 861, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Согласно пункту 34 Правил № 861 по договору между сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Пунктом 41 Правил № 861 определено, что при исполнении договора между владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и территориальными сетевыми организациями потребителем услуг является территориальная сетевая организация.
Из акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «ФСК ЕЭС» и ЗАО «Гидромаш-групп» от 22.07.2014 № 1, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «ФСК ЕЭС» и МУП «Кузнецкая Горэлектросеть» от 16.07.2014 № 2, акта по разграничению балансовой принадлежности и ответственности сторон по эксплуатации эл.оборудования и сооружений между ОАО «ФСК ЕЭС», МУП «Горэлектросеть», ЗАО «Гидромаш-групп» и ОАО «Визит», схемы технологического присоединения, подписанной МУП «Горэлектросеть», ЗАО Гидромаш-групп» и ОАО «Визит», следует, что спорные точки поставки имеют опосредованное технологическое присоединение от сетей АО «Горэлектросеть» к электрическим сетям ПАО «ФСК-Россети» через объекты электросетевого хозяйства АО «Гидромаш-групп», которое ликвидировано 07.10.2021 г.
Судами установлено наличие технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства АО «Горэлектросеть» к объектам ПАО «ФСК-Россети» и отсутствие технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Волга» к объектам ПАО «ФСК-Россети».
Технологическое присоединение электрических сетей АО «Горэлектросеть» к электрическим сетям ПАО «ФСК-Россети», ответчик не оспаривает, опровергающие доказательства не представил.
Суды верно отклонили доводы ответчика о том, что объекты его электросетевого хозяйства не являются энергопринимающими устройствами, и обоснованно исходили из того, что наличие технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ответчика к объектам истца подтверждается документами о технологическом присоединении и в силу пунктов 4, 8 Правил № 861 АО «Горэлектросеть» является потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ПАО «ФСК-Россети», ответчик обязан был урегулировать отношения по передаче электрической энергии до конечных потребителей, имеющих технологическое присоединения к сетям ответчика, со смежной сетевой организацией - ПАО «ФСК-Россети».
Применительно к положениям статьи 26 Закона № 35-ФЗ, пункту 3 статьи 438 ГК РФ, пункту 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.1998 № 30, учитывая сведения, содержащиеся в представленных истцом актах оказания услуг, интегральных актах учета перетоков электрической энергии, актах фиксации величины фактической мощности за спорный период, подтверждающих факт оказания ответчику услуг по передаче электрической энергии, что ответчиком документально не опровергнуто, суды пришли к верному выводу, что наличие технологического присоединения и факт оказания услуг по передаче электрической энергии являются основанием для возмещения их стоимости.
Судами рассмотрены и правомерно отклонены доводы ответчика о том, что лицом, обязанным урегулировать взаимоотношения со всеми сетевыми компаниями, действующими на территории Пензенской области, является ПАО «Россети Волга» как «котлодержатель» на территории данного субъекта РФ. Данное третье лицо, по мнению АО «Горэлектросеть», является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2003 № 20-э/2, расчетный объем оказываемых услуг, на основании которого рассчитываются и утверждаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии и мощности, определяется на основании сводного прогнозного баланса.
Как следует из письма ФСТ России от 03.03.2009 № РБ-1181/12 сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Соответственно, при рассмотрении вопроса о наличии (отсутствии) у участников спора обязанности по оплате услуг по передаче электроэнергии необходимо учитывать указанные нормы права и установить, каким образом был сформирован сводный прогнозный баланс в части определения заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2022 год на территории Пензенской области.
Согласно Приказу ФСТ РФ от 12.04.2012 № 53-э/1 сводный прогнозный баланс энергии и мощности формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность.
Сетевые организации представляют свои плановые предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности.
Как установлено судами, в целях своевременной подачи в ФАС России сводных предложений по технологическому расходу электрической энергии и мощности по сети ЕНЭС, ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» письмом от 15.03.2021 №МР6/124/ВК/803 направило в адрес ПАО «ФСК-Россети» плановые значения величин заявленной мощности по каждой точке присоединения к объектам ЕНЭС, указанные в Приложении № 1 к письму (форма № 1).
Согласно Приложению № 1 суммарная величина заявленной мощности составила на 1-ое полугодие 2022 года 558,076 МВт. При этом заявленная мощность для точек поставки ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч. 12, яч. 16, яч. 23 в перечень точек поставки, указанных в Приложении № 1, не входит.
Аналогичная величина мощности указана в таблице «Расчет расходов на оплату услуг по передаче по сетям ЕНЭС ПАО «ФСК ЕЭС» по филиалу ПАО «Россети Волга» «Пензаэнерго», которая была направлена в адрес Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в целях установления тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (письмо от 18.11.2021 № МР6/124/ЮЗ/956).
Приказом ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21 утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. В сводном прогнозном балансе учтена заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС для точек поставки ПАО «Россети Волга» на 1 полугодие 2022 года в размере - 558,076 МВт, для точек поставки АО «Горэлектросеть» на 1 полугодие 2022 года в размере -1,452 МВт.
Соответственно, судами установлено, что величина заявленной мощности, учтенная для точек поставки ПАО «Россети Волга» в размере 558,076 МВт, соответствует предложениям, направленным Обществом в исполнительный орган Пензенской области в области государственного регулирования тарифов в соответствии с п. 12 Правил № 1178.
Согласно данным сводного прогнозного баланса объем заявленной мощности в размере 1,452 МВт в отношении АО «Горэлектросеть» утвержден суммарно по 3 точкам поставки электрической энергии от центра питания ПАО «ФСК-Россети» (ранее ПАО «ФСК ЕЭС») ПС 220 кВ Кузнецк по кабельным линиям 6 кВ: - ПС 220/110/6 кВ Кузнецк, Кабель связи с ТЭЦ-3 "В", яч.12 6 кВ; - ПС 220/110/6 кВ Кузнецк, Кабель связи с ТЭЦ-3 "Б", яч.16 6 кВ; - ПС 220/110/6 кВ Кузнецк, Кабель связи с ТЭЦ-3 "В", яч.23 6 кВ.
Соответственно, суды пришли к выводу , что необходимая валовая выручка (НВВ) в части расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС на 2022 год должна быть распределена между филиалом ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» и АО «Горэлектросеть» согласно сводному прогнозному балансу, утвержденному ФАС России.
Таким образом, орган тарифного регулирования включает в НВВ АО «Горэлектросеть» необходимый размер денежных средств для оплаты услуг по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС, определенный исходя из мощности в соответствии со сводным прогнозным балансом, утвержденным ФАС России в размере 1,452 МВт.
Величина заявленной мощности по точкам поставки ПС 220/110/6 кВ Кузнецк кабель связи с ТЭЦ-3, яч. 12, яч. 16, яч. 23, в сводном прогнозном балансе для точек поставки ПАО «Россети Волга» не могла быть учтена в силу отсутствия прямого и опосредованного технологического присоединения данных точек поставки к сетям ПАО «Россети Волга».
Согласно Основам ценообразования тарифы для сетевых организаций устанавливаются исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии (мощности) на соответствующий период регулирования.
Приказом Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30.12.2021 № 142 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2022 год.
Судами при рассмотрении спора рассмотрены и учтены доводы Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, изложенные в отзыве на иск, согласно которым расходы на оплату услуг ПАО «ФСК-Россети» в полном объеме учтены при формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области в составе необходимой валовой выручки ПАО «Россети Волга» - «Пензаэнерго».
При этом, суды исходили из того, что утвержденное уполномоченным органом тарифно-балансовое решение на 2022 год должно соответствовать сводному прогнозному балансу производства и поставок электроэнергии (мощности), утвержденному приказом ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП., и расходы на оплату услуг ПАО «ФСК-Россети» при формировании единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии должны учитываться в составе необходимой валовой выручки ПАО «Россети Волга» в объеме, соответствующем величине заявленной мощности, учтенной для точек поставки ПАО «Россети Волга» в сводном прогнозном балансе в размере 558,076 МВт.
Судами учтено, что согласно статьям 7 - 10 Федерального закона № 35-ФЗ, ПАО «ФСК-Россети» не является региональной сетевой организацией, истец обладает особым статусом организации по управлению ЕНЭС и тарифы для него не регулируются «котловой» моделью тарифного регулирования.
Истец оказывает услуги по магистральным электрическим сетям по тарифам, устанавливаемым ФАС России.
В силу п. 2 ст. 24 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
К взаиморасчетам сторон не подлежат применению тарифы (индивидуальные, котловые), утвержденные для расчетов территориальных сетевых организаций со своими потребителями.
Суды обоснованно исходили из того, что вне рамок котловой модели каждая территориальная сетевая организация из тех, сети которых последовательно задействованы в передаче электроэнергии до конечного потребителя, участвует в правоотношениях с организацией по управлению ЕНЭС (ПАО «ФСК-Россети») самостоятельно в пределах своего участка сетей и соответственно, объем услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС, оказываемых организацией по управлению ЕНЭС, определяется в месте присоединения сетей территориальной сетевой организации к объектам ЕНЭС. Там же в данном случае будет находиться точка поставки услуг. Оплата услуг осуществляется по тарифам, утвержденным для организации по управлению ЕНЭС (пункт 46 Правил № 861).
Суды, применительно к установленным обстоятельствам настоящего спора исходили из того, что ПАО «ФСК-Россети» является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и, в том числе, ПС 220/110/6кВ «Кузнецк», отнесенной к объектам ЕНЭС Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 №325 ; ПАО «ФСК-Россети» и АО «Горэлектросеть» выступают в качестве смежных по отношению друг к другу сетевых организаций, АО «Горэлектросеть» является потребителем услуг ПАО «ФСК-Россети».
В рассматриваемых правоотношениях именно ПАО «ФСК-Россети» является лицом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, соответственно, в силу пункта 46 Правил № 861 расчеты между сторонами производятся на основании тарифов, утвержденных для ПАО «ФСК-Россети».
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил недискриминационного доступа, стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с разделом V Правил, и объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Стоимость услуг по передаче энергии определяется по двум ставкам: исходя из стоимости услуг по передаче электрической энергии за содержание сетей (за мощность) и стоимости услуг по передаче электрической энергии за потери (за электроэнергию).
Согласно п. 14 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, расчетный объем оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Основами ценообразования № 1178.
Расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
Согласно пункту 6 Порядка формирования сводного прогнозного баланса, основой для формирования сводного прогнозного баланса являются, в том числе, предложения, разрабатываемые сетевыми организациями, в том числе, и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортноимпортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
В пункте 47 Правил № 861 предусмотрено, что заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в случае, если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, в соответствии с пунктом 38 данных Правил.
Согласно пункту 38 Правил № 861 , величина заявленной мощности определяется по соглашению сторон.
Как установлено судами, ответчик в ответ на предложение истца договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети не подписал, величина заявленной мощности, применяемая к расчетам между сторонами в 2022 году, согласована не была.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Верховного Суда РФ от 15.08.2016 № 305-ЭС16-4576 по делу № А40-200411/2014, отсутствие согласования между сторонами величины заявленной мощности влечет применение той величины, которая учтена при формировании тарифов.
Утверждение сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭНС по субъектам Российской Федерации отнесено к компетенции ФАС России - уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий.
Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования. Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство Российской Федерации.
Приказом от 28.06.2021 №648/21 -ДСП ФАС России установила значения величин заявленной мощности по каждому потребителю (сетевой организации) соответствующего субъекта Российской Федерации для взаимных расчетов с ПАО «ФСК-Россети» в 2022 году, в том числе, для АО «Горэлектросеть» в размере 1,452 МВт.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; Определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 № 305-ЭС15-782, от 19.06.2015 № 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 № 305- ЭС15-1689).
С учетом вышеизложенного в совокупности, суды верно установили, что у АО «Горэлектросеть» имеется обязательство по оплате услуг по передаче электрической энергии, исходя из стоимости, исчисляемой на основании принятых тарифных решений в отношении ПАО «ФСК-Россети»; стороны обязаны руководствоваться значениями сводного прогнозного баланса, утвержденного ФАС России и предусматривающего величину заявленной мощности АО «Горэлектросеть» в 2022 году в размере 1,452 МВт.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонены ссылки ответчика на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Пензенской области по делам №А49-10622/2020, №А49-12051/2020, №А49-9133/2021, №А49-12784/2021, №А49-2434/2022 между теми же сторонами спора, как на имеющие преюдициальное значение для настоящего дела. При рассмотрении указанных дел суды исходили из того, что уполномоченным органом заявленная мощность на 2020 год в отношении АО «Горэлектросеть» по сетям ЕНЭС не была установлена, тарифно-балансовое решение не было принято.
Установив, что обязанность произвести оплату оказанных услуг возложена на ответчика положениями статей 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, объем и стоимость оказанных услуг определены истцом в порядке действующего нормативного регулирования, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для полного удовлетворения требования по взысканию с ответчика в пользу истца долга за период с января 2022 года по март 2022 года в сумме 1 240 789,92 руб.
Кроме того, истцом за нарушение сроков оплаты оказанных услуг за период с января 2022 года по март 2022 года ответчику начислены пени (неустойка) за период с 22.02.2022 г. по 13.10.2022 г. по 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 7,5 % годовых в сумме 146 311, 42 руб.
Рассматривая данное требование истца, руководствуясь статьей 26 Федерального Закона № 35-ФЗ, статьей 9.1., абзацем 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона № 127-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 497, суды, установив наличие просрочки оплаты ответчиком оказанных услуг, проверив расчеты, пришли к верному выводу о наличии оснований для начисления неустойки, при этом, частично удовлетворив данное требование, отказывая в ее взыскании за период действия моратория на начисление финансовых санкций - с 01.04.2022 г. по 01.10.2022 г. в сумме 126 244, 72 руб.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Таким образом, по общему правилу, в период действия моратория финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория.
Указанная позиция согласуется с правовым подходом, сформулированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2023 NN 306-ЭС23-14467, 306-ЭС23-15458.
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» , пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017), для целей квалификации требования об оплате услуг в качестве реестрового или текущего правовое значение имеет момент оказания услуг, несмотря на то, что срок исполнения обязанности по их оплате может быть перенесен по соглашению сторон на более поздний период.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что неустойка начислена ответчику в связи с ненадлежащим исполнением последним обязательства по своевременной оплате услуг, оказанных с января по март 2022 года, то есть до введения моратория, в связи с чем в данном случае положения о неначислении финансовых санкций применены судами верно.
Судами учтено, что ответчик с ходатайством о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ не обращался, не представил доказательства явной несоразмерности начисленных пени последствиям нарушения обязательств.
Соответственно, данное требование истца удовлетворено судом частично -в сумме 20 066, 70 руб., рассчитанной за период с 22.02.2022 г. по 31.03.2022 г. и с 02.10.2022 г. по 13.10.2022 г.
Требование истца о взыскании с ответчика неустойки начиная с 14.10.2022 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, суды верно признали обоснованным, согласно положениям статьи 330, 332 ГК РФ и пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7.
Доводы кассационной жалобы истца - о непредоставлении ответчиком доказательств того, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, судом округа отклоняются, поскольку действие моратория, введенного Постановлением Правительства РФ № 497 распространяется в отношении лиц, задолженность которых образовалась до 01.04.2022 года и не ставится в зависимость от подтверждения должником оснований для его применения.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, на спорный период 2022 года заявленная мощность АО «Горэлектросеть» утверждена в сводном прогнозном балансе ФАС России, соответственно, как следует из вышеизложенного, судебные акты, на которые ссылается заявитель о взыскании долга за предшествующие периоды, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку фактические обстоятельства, послужившие основанием для отказа во взыскании долга за предшествующие периоды, отличны от фактических обстоятельств рассмотренного спора (наличие тарифно-балансового решения).
С учетом установленных обстоятельств, действия АО «Горэлектросеть» по незаключению договора с ПАО «Россети» не освобождают ответчика от обязанности оплатить фактически оказанные услуги по действующему тарифу на 2022 год, утвержденному ФАС России.
Таким образом, исковые требования в указанных размерах удовлетворены законно и обоснованно.
Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций, материалы дела не содержат.
Соответственно, все приведенные заявителями в кассационных жалобах доводы судом округа отклоняются, поскольку данные доводы аналогичны ранее заявленным в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов, выводы которых признаются судом округа соответствующими положениям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
По существу, доводы заявителей направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 32 Постановления от 30.06.2020 N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Кодекса), не допускается.
Нарушений судами норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А49-7202/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья А.Х. Хисамов
Судьи Е.Н. Бубнова
Г.Н. Махмутова