АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22437/2022
г. Казань Дело № А65-25965/2021
25 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя – Михайловой Н.А. (доверенность от 06.09.2021),
ответчика – Сабитовой Р.Н. (доверенность от 14.02.2022 № 06-963), Закировой Г.Ш. (доверенность от 08.04.2022 № 06-3444),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022
по делу № А65-25965/2021
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) о признании незаконным и отмене акта контроля и требования Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене акта контроля Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.06.2021 № 25 и требования об оплате дебиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от 15.07.2021 № 09-7091.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2022 по делу № А65-25965/2021 , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, производство по делу в части требования о признании незаконным и отмене акта контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.06.2021 № 25 прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований публичному акционерному обществу «Т Плюс» отказано.
В кассационной жалобе публичное акционерное общество «Т Плюс» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), расположенном на территории Республики Марий Эл – Йошкар-Олинская ТЭЦ-2, категория объекта НВОС- II, код объекта 88-0112-000050-П, категория риска – умеренная, место нахождение объекта – НВОС: 424007, Республика Марий Эл, гор. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 47.
Управлением проведена проверка декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год филиала «Марий Эл и Чувашия» ПАО «Т Плюс», основным видом деятельности которого является электроэнергетика и теплоснабжение, по результатам которой составлен акт контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.06.2021 № 25. Обществу направлено требование об оплате дебиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от 15.07.2021 № 09-7091.
Общество оспорило данные акт контроля и требование об оплате дебиторской задолженности в судебном порядке.
Производство по заявлению в части требования о признании незаконным и отмене акта контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 17.06.2021 № 25 прекращено, выводы судов в данной части не обжалуются.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене требования об оплате дебиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от 15.07.2021 № 09-7091 суды отказали, при этом руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Пунктом 2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляя хозяйственную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Судами установлено, что филиал общества «Марий Эл и Чувашии» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), расположенном на территории Республики Марий Эл - Йошкар-Олинская ТЭЦ-2, категория объекта - II, код объекта 88-0112-000050-П, категория риска - умеренная, место нахождение объекта: 424007, Республика Марий Эл, гор. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 47.
В связи с истечением срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и лимитов на сбросы загрязняющих веществ Обществом в адрес Управления представлена декларация о воздействии на окружающую среду без расчета нормативов допустимых выбросов в атмосферу.
Управление письмом от 29.01.2020 № 05-772 в адрес общества предложило устранить нарушения по форме данной декларации и порядка её направления и направить декларацию в установленном порядке.
Данное письмо обжаловано обществом в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020 по делу № А65-9767/2020 в удовлетворении заявления общества отказано, при этом судами установлен факт ненадлежащего исполнения обществом обязанности по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.
Однако повторно декларация о воздействии на окружающую среду представлена обществом лишь 23.12.2020.
Поскольку на 2020 год обществом декларация о воздействии на окружающую среду в установленном порядке не была представлена, а к 2020 году срок действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и соответствующих лимитов истек, суды признали, что в 2020 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду производились обществом в отсутствие соответствующих разрешений и лимитов.
Управлением был проведен контроль за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в соответствии с пунктом 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Управлением был самостоятельно произведен расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами с применением сверхлимитного коэффициента к ставке платы 100 в соответствии с пунктом 12 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, согласно которым в случае непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, для расчета платы используются формулы, предусматривающие применение к ставкам платы повышающих коэффициентов 25 (за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение) и 100 (за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду), установленных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).
При указанных обстоятельствах суды признали обоснованным применение коэффициента 100.
Кроме того, судами отмечено, что обществом задолженность по плате за НВОС по требованию от 15.07.2021 № 09-7091 была оплачена в полном размере 02.08.2021.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суды отказали в удовлетворении требований в части признания незаконным и отмене требования об оплате дебиторской задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от 15.07.2021 № 09-7091.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу № А65-25965/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи Э.Т. Сибгатуллин
И.Ш. Закирова