АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19155/2013
г. Казань Дело № А57-15512/2014
25 августа 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 10.11.2014 № ИВ‑03‑28/13272,
заинтересованного лица – Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области – ФИО2, доверенность от 16.02.2015 № 4,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2015 (председательствующий судья Лескина Т.А., судьи Огнищева Ю.П., Топоров А.В.)
по делу № А57-15512/2014
по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 №725/56-03, заинтересованное лицо: Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействующим Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56-03 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Энгельс» (далее – Решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56‑03) в части включения в границы населенного пункта город Энгельс лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1-26 квартала 12, выделах 1-21 квартала 13, выделах 1-11 квартала 14, выделах 1-22 квартала 15, выделах 1-8 квартала 16, выделах 1-4, части 5-8 квартала 17, выделах 1-7 квартала 18 Энгельсского участкового лесничества, выделах 2-14 квартала 50 Красноярского участкового лесничества Энгельсского лесничества Саратовской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014 производство по настоящему делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2015 определение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2014 отменено в связи с представлением суду кассационной инстанции определения Энгельсского районного суда Саратовской области от 26.09.2014, которым отказано в принятии заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56-03 в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции, дело с целью недопущения нарушения права заявителя на судебную защиту направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2015 заявленные требования удовлетворены, признано недействующим в обжалуемой части Решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56-03 как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Лесному кодексу Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172‑ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 24.03.2007 № 178), приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».
В кассационной жалобе Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2015, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзывах Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, полагая обжалуемый судебный акт обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56‑03 утверждён Генеральный план муниципального образования город Энгельс (опубликовано: «Наше слово», № 202-203 (21311), 31.12.2008).
На основании Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.05.2013 № 467/50-04, Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 25.11.2011 № 532/02, Решений Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 08.08.2013 № 497/56‑04, от 31.10.2013 № 551/60-04, от 28.11.2013 № 568/62-04, от 27.02.2014 № 608/68-04 в указанный документ территориального планирования муниципального образования внесены изменения.
По результатам выполненного ФГУП «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определенных основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта город Энгельс, входящего в соответствии с приложением 1 к Закону Саратовской области от 27.12.2004 № 106-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района» в состав одноименного муниципального образования, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в <...> Энгельсского участкового лесничества, квартале 50 Красноярского участкового лесничества Энгельсского лесничества Саратовской области.
При издании Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56-03 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Энгельс», а также внесении в него изменений согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.
Федеральное агентство лесного хозяйства, полагая, что указанный нормативный правовой акт не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Законом Саратовской области от 28.11.2005 № 108-ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2006 году», Законом Саратовской области от 02.10.2006 № 88-ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2007 году», Законом Саратовской области от 01.10.2007 № 196-ЗСО «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления вновь образованных поселений Саратовской области в 2008 году» Собрание депутатов Энгельсского муниципального района являлось органом, уполномоченным на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Судом первой инстанции отмечено, что Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 (пункт 5.2.7), и Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 (пункты 5.4.2, 5.4.3), согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 7, 83, 84, 101 ЗК РФ, статей 6, 8, 12 ЛК РФ, статьи 8 Закона №172-ФЗ, статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, однако Собрание депутатов Энгельсского муниципального района не представило арбитражному суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о согласовании с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта обжалуемого документа, а сам факт отсутствия согласования проекта документа с Федеральным агентством лесного хозяйства свидетельствует о нарушении действующего законодательства, регламентирующего порядок принятия и издания документа территориального планирования.
С учетом изложенного суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объёме.
В кассационной жалобе Собрание депутатов Энгельсского муниципального района, ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178, указывает, что проект генерального плана г.Энгельса был направлен на согласование в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое на тот момент являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
Частью 1 статьи 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, а также позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 02.09.2008 по делу № 16490/2007.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283, следует, что полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий осуществляло Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 5.2.7). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» рассмотрение соответствующей документации осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (пункт 8).
С учетом вышеизложенных правовых норм, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что проект генерального плана, содержащий предложения по включению земель лесного фонда в границы населенного пункта поселения, подлежал согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Поскольку согласование Федеральным агентством лесного хозяйства проекта обжалуемого документа суду не представлено, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана муниципального образования город Энгельс не соблюден, и обоснованно признал недействующим в обжалуемой части Решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56‑03.
Нарушений судом норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2015 по делу № А57-15512/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи И.Ш. Закирова
М.А. Савкина