НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 16.06.2009 № А49-734/2009

13

А49-734/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А49-734/2009

23 июня 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Моисеева В.А.,

судей Метелиной Т.А., Хайруллиной Ф.В.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 17.03.2009 № 366; ФИО2, доверенность от 31.10.2008 № 153,

ответчика – ФИО3, постановление от 17.06.2008 № 376-пП; ФИО4, доверенность от 12.01.2009 № 18; ФИО5, доверенность от 30.04.2009 № 1601,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецкого муниципального унитарного предприятия «Горводоканал»

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2009 года (председательствующий Мещеряков А.А., судьи Табаченков М.В., Друзь К.А.)

по делу № А49-734/2009

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» к Управлению по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, с участием третьего лица: администрации г. Кузнецка Пензенской области, при участии Прокуратуры Пензенской области, об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (далее – предприятие, МУП «Горводоканал») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21.11.2008 № 5 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 № 1 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год» недействующим в части установления предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для г. Кузнецка в размере 116,8 %.

Решением арбитражного суда Пензенской области от 16.04.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное исследование судом всех обстоятельств дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда противоречат статье 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», устанавливающей общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Предприятие считает, что при вынесении решения судом не было учтено нахождение предприятия в состоянии банкротства, исключающего, по его мнению, реализацию инвестиционных программ, а также заключение независимой экспертизы о величине тарифов, необходимых для обеспечения нормального технологического процесса подачи воды и пропуска стоков.

В отзывах на кассационную жалобу прокуратура Пензенской области и Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление) возражают против удовлетворения кассационной жалобы и просят оставить решение суда без изменения, считая его законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании представителей Управления и МУП «Горводоканал», судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 128-э/2 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год» в среднем для Пензенской области был установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2009 год, который составляет 125,5 %.

05 ноября 2008 года Управлением был издан приказ № 1 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год», которым были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год в размере 125,5 %. Данный приказ был опубликован в газете «Пензенская правда» 07.11.2008.

Приказом Управления от 21.11.2008 № 5 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 № 1 «Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год» в приказ от 05.11.2008 № 1 были внесены изменения, в соответствии с которыми для г. Кузнецка Пензенской области был установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2009 год в размере 116,8 %. Приказ опубликован в газете «Пензенская правда» 25.11.2008.

Считая оспариваемый приказ ответчика от 21.11.2008 № 5 в части установления индекса в размере 116, 8 % незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ).

В соответствии с положениями пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы – это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого приказа) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 09.10.2007 № 680-пП, названное Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам тарифного регулирования и ценообразования. При этом Управление, в частности, уполномочено устанавливать в соответствии с действующим законодательством предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги коммунального комплекса в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Пензенской области (подпункт 31 пункта 3.1 Положения).

На основании изложенного судом правомерно сделан вывод о том, что Управление в рамках своих полномочий правомерно установило предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на 2009 год для г. Кузнецка Пензенской области в размере 116,8 %, то есть в пределах установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 128-э/2.

При этом, как установил суд, Управление исходило из положений части 3 статьи 4 Закона № 210-ФЗ, в соответствии с которыми предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.

Кроме того, Управление руководствовалось письмом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2007 № ЕЯ-7523/5, согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации доведено, что подход к утверждению предельных индексов и тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2009 год определен прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, в соответствии с которым рост затрат организаций коммунального комплекса установлен на уровне индекса потребительских цен, обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный индекс потребительских цен, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.

При расчете размера спорного предельного индекса Управление использовало полученные от МУП «Горводоканал» через Администрацию г. Кузнецка Пензенской области балансы водоснабжения и водоотведения по муниципальному образованию, сведения о товарной продукции в сфере водоснабжения и водоотведения, сведения об утвержденных тарифах на 2008 год, а также финансово-хозяйственные данные МУП «Горводоканал» об объемах указанных услуг по водоснабжению и водоотведению, величине и видах соответствующих затрат предприятия, себестоимости этих услуг в 2008 году и т.д.

Расчет предельных индексов произведен с использованием метода индексации. При этом индексы роста цен по соответствующим статьям затрат при расчете предельных индексов на 2009 год были взяты Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области из приложения к письму Федеральной службы по тарифам от 22.05.2008 № НБ-2716/12, содержащему прогнозные индексы роста цен по статьям затрат, которые необходимо использовать при расчете предельных уровней тарифов на электрическую, тепловую энергию, а также предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год.

Проверив произведенный расчет, суд сделал вывод о том, что установленный оспариваемым приказом Управления для г. Кузнецка спорный предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на водоснабжение и водоотведение в размере 116,8 % на 2009 год учитывает объемы оказываемых услуг и соответствующие статьи затрат заявителя как организации коммунального комплекса, принятые при формировании тарифов на 2008 год и проиндексированные с учетом индексов их роста на 2009 год, а также отсутствие у МУП «Горводоканал» какой-либо утвержденной представительным органом местного самоуправления инвестиционной программы, что в полной мере соответствует положениям части 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 128-э/2 и письмам Федеральной службы по тарифам.

Доводы заявителя о том, что установленный оспариваемым приказом предельный индекс является заведомо убыточным для предприятия и нарушает общие принципы, закрепленные в статье 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, также были предметом исследования и оценки арбитражного суда.

Суд указал на то, что у МУП «Горводоканал» отсутствует какая-либо инвестиционная программа, она не разрабатывалась и не утверждалась, что согласно пункту 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса было учтено ответчиком при установлении спорного предельного индекса. При этом наличие инвестиционной программы является не только критерием при установлении предельных индексов, но и условием реализации указанных принципов, которые также предусматривают необходимость наличия у организации коммунального комплекса инвестиционной программы, которая в данном случае отсутствует. Кроме того, суд также отметил, что оспариваемый приказ в обжалуемой части не противоречит положениям статьи 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и перечисленным в ней общим принципам в их взаимодействии, обеспечивая, в частности, баланс интересов потребителей услуг и интересов организаций коммунального комплекса в целях доступности этих услуг для потребителей и эффективного функционирования организаций коммунального комплекса, а также стимулируя снижение производственных затрат и повышение экономической эффективности оказания услуг.

Судом также была дана оценка заключению экспертизы экономического обоснования тарифов на водоснабжение и водоотведение МУП «Горводоканал» на 2009 год проведенной по инициативе предприятия ООО «АРН-аудитор», в соответствии с которым рост тарифов на 2009 год для обеспечения деятельности МУП «Горводоканал» должен составить по водоснабжению 146,7 % и по водоотведению 153,5 %. Заключение названной экспертизы не принято судом в качестве доказательства обоснованности предлагаемых МУП «Горводоканал» тарифов, поскольку оно никак не учитывает отсутствие у заявителя утвержденной инвестиционной программы, игнорирует необходимость обеспечения баланса интересов потребителей услуг и организации коммунального комплекса, не рассматривает вопросы доступности соответствующих услуг для потребителей и необходимости снижения производственных затрат, а также повышения экономической эффективности оказания услуг, то есть не учитывает нормы Закона № 210-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что он признан банкротом и находится в стадии конкурсного производства, также правомерно не приняты во внимание арбитражным судом, поскольку Закон № 210-ФЗ не устанавливает исключений по вопросу об установлении предельных индексов и тарифов в отношении услуг организаций коммунального комплекса, являющихся банкротами, а также не ставит такие организации в преимущественное положение по сравнению с иными более эффективными организациями коммунального комплекса.

Таким образом, судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что индекс в размере 116,8 % установленный оспариваемым нормативным актом, является обоснованным, так как учитывает объемы оказываемых услуг и соответствующие статьи затрат заявителя как организации коммунального комплекса, принятые при формировании тарифов на 2008 год и проиндексированные с учетом индексов их роста на 2009 год, а также отсутствие у МУП «Горводоканал» утвержденной инвестиционной программы, что соответствует части 3 статьи 4 названного Закона. Установление спорного индекса для г. Кузнецка ниже, чем в среднем по области не противоречит закону и обусловлено наличием установленных судом обстоятельств.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что арбитражным судом правильно применены нормы права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы кассационной жалобы являются повторением позиции заявителя по делу, которая была должным образом исследована судом и получила надлежащую правовую оценку.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2009 года по делу № А49-734/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Кузнецкого муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» государственную пошлину, подлежащую уплате в федеральный бюджет за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, поручив Арбитражному суду Пензенской области выдачу исполнительного листа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья В.А. Моисеев

Судьи Т.А. Метелина

Ф.В. Хайруллина