НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2024 № А72-1481/2023

512/2024-2462(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-12308/2023

г. Казань Дело № А72-1481/2023
24 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.  Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В., 

судей Нагимуллина И.Р., Галиуллина Э.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Габитовой И.И., 

при участии в судебном заседании с использованием системы  веб-конференции (онлайн заседание) представителя: 

Федерального агентства лесного хозяйства – Алфимова В.Г., доверенность  от 09.06.2023, 

а также при участии в судебном заседании присутствующих  в Арбитражном суде Поволжского округа представителей: 

Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области –  Фомина А.С., доверенность от 09.01.2024, 

Прокуратуры Ульяновской области – Золина И.А., удостоверение,


в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и  индивидуального предпринимателя Яшкина Валерия Ивановича 

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.09.2023 

по делу № А72-1481/2023

по исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской области  в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного  хозяйства к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской  области, индивидуальному предпринимателю Яшкину Валерию  Ивановичу о признании недействительным договора аренды лесного  участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки,  третье лицо – Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, 

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Ульяновской области в интересах  Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства  (далее – Рослесхоз) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области  с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии  Ульяновской области (далее – Министерство), индивидуальному  предпринимателю Яшкину Валерию Ивановичу (далее – ИП Яшкин В.И.,  предприниматель) о признании недействительным договора аренды  лесного участка от 10.06.2022 № 1093, заключенного между  Министерством и ИП Яшкиным В.И., применении последствия  недействительности ничтожной сделки путем понуждения  ИП Яшкина В.И. вернуть Министерству лесной участок, расположенный  по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование  «Николаевский район», Николаевское лесничество, СПК «Давыдовский», 


квартал 1, кадастровый номер: 73:09:030101:910; целевое назначение:  защитные леса, переданный по договору аренды лесного участка  от 10.06.2022 № 1093. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования привлечено Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Ульяновской области. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023  в удовлетворении исковых требований отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.09.2023 решение Арбитражного суда Ульяновской области  от 17.07.2023 отменено, принят новый судебный акт, которым исковые  требования удовлетворены: признан недействительным договор аренды  лесного участка от 10.06.2022 № 1093, заключенный между  Министерством и ИП Яшкиным В.И.; на ИП Яшкина В.И. возложена  обязанность вернуть Министерству лесной участок, расположенный  по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование  «Николаевский район», Николаевское лесничество, СПК «Давыдовский»,  квартал 1, кадастровый номер: 73:09:030101:910; целевое назначение:  защитные леса, переданный по договору аренды лесного участка  от 10.06.2022 № 1093. 

Не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 29.09.2023, Министерство и ИП Яшкин В.И.  обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными  жалобами, в которых просят постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 29.09.2023 отменить, решение Арбитражного суда  Ульяновской области от 17.07.2023 оставить в силе, считая, что судами  неправильно применены нормы материального права. 

Прокуратура Ульяновской области в отзыве на кассационные  жалобы возражала против доводов, содержащихся в кассационных 


жалобах, указала на законность и обоснованность постановления  Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023, просила  оставить его без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения. 

Рослесхоз в отзыве на кассационную жалобу Министерства  поддержал правовую позицию последнего, просил постановление  Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023  отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023  оставить в силе. 

В судебном заседании представитель Министерства поддержал  доводы кассационной жалобы, представитель Рослесхоза также поддержал  правовую позицию Министерства, а представитель Прокуратуры  Ульяновской области возражал на доводы жалоб по основаниям,  изложенным в отзыве на кассационные жалобы. 

По ходатайству Рослесхоза судебное заседание проведено путем  использования системы веб-конференции в соответствии со статьей 53.2  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом  уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,  в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили,  кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,  отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,  Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований  для удовлетворения жалоб. 

Как следует из материалов дела, на основании протокола  о результатах аукциона от 26.05.2022 № 3 между Министерством  (арендодатель) и ИП Яшкиным В.И. (арендатор) 10.06.2022 был  заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины   № 1093. 


В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель обязался  предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной  участок, находящийся в федеральной собственности, определенный  в пункте 1.2 договора. 

Из пункта 1.2 договора следует, что лесной участок имеет  следующие характеристики: площадь: 127 га; местоположение:  Ульяновская область, муниципальное образование «Николаевский район»,  Николаевское лесничество, СПК «Давыдовский», квартал 1; кадастровый  номер 73:09:030101:910; целевое назначение: защитные леса. 

Согласно приложению № 2 к договору аренды целевое назначение  лесов, расположенных на предоставленном в аренду участке, включает  леса, расположенные в водоохранных зонах (3 га) и леса, расположенные  в лесостепных зонах (124 га). В состав переданного на праве аренды  земельного участка входят также леса, расположенные на площади 25,3 га,  относящиеся к категории особо защитных участков лесов. 

В соответствии с пунктом 1.4 договора лесной участок передается  в целях заготовки древесины. 

Договор заключен сроком на 49 лет (пункт 6.1) и прошел  государственную регистрацию в установленном законом порядке  (дата регистрации 20.06.2022). 

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи  от 10.06.2022 (приложение № 6 к договору). 

В соответствии с пунктом 3.4 спорного договора арендатор обязан  использовать лесной участок по назначению в соответствии  с законодательством Российской Федерации и настоящим договором,  осуществлять использование в соответствие с проектом освоения лесов  и лесной декларацией; соблюдать установленные режимы особо защитных  участков лесов, расположенных в границах арендованного участка;  осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия  в соответствии с лесохозяйственным регламентом. 


Ссылаясь на положения статьи 422 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 10, 12, 110 - 119 Лесного  кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), прокурор в исковом  заявлении указал, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут  осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка  древесины в коммерческих целях не относится. Осуществление такой  деятельности не соответствует назначению защитных лесов  и выполняемым ими защитным функциям. 

Прокурор также указал, что при заключении договора аренды  лесного участка ИП Яшкин В.И. преследует цель осуществления  предпринимательской деятельности в виде рубок леса, приносящей ему  как субъекту предпринимательской деятельности прибыль; заключение  спорного договора аренды позволило ИП Яшкину В.И. производить рубки  в защитных лесах. При этом предоставление в аренду защитных лесов  в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки  свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона  и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей  природной среды), что влечет ничтожность указанного договора. Кроме  того, ИП Яшкин В.И. не является субъектом, которому законом  предоставлено право на проведение санитарных рубок в защитных лесах.  В связи с чем предоставление лесного участка в аренду  для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных  насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов,  противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает  на публичные интересы неопределенного круга лиц. 

Полагая, что при таких обстоятельствах имеются основания  для признания данного договора ничтожной сделкой в соответствии  со статьей 168 ГК РФ как нарушающей публичные интересы, прокурор  обратился в арбитражный суд с настоящим иском. 


Как установлено судами первой и апелляционной инстанций,  10.06.2022 по результатам проведения аукциона между Министерством  и ИП Яшкиным В.И. заключен договор аренды лесного участка № 1093,  согласно которому ИП Яшкину В.И. предоставлен в аренду лесной  участок. 

Условиями договора в обязанности арендатора входит, в том числе:

- использовать лесной участок по назначению в соответствии  с законодательством Российской Федерации и настоящим договором; 

- в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора  разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для  проведения государственной экспертизы; 

- не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта  освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения  лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы; 

- в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации, подавать лесную декларацию; 

- производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с Правилами  заготовки древесины и особенностями заготовки древесины, указанных  в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах; 

- осуществлять установленный настоящим договором  вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской  Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией; 

- не позднее чем за один месяц до начала лесовосстановительных  работ представлять Арендодателю проекты лесовосстановления, а также  информацию и документы, подтверждающие (удостоверяющие) качество  посевного и посадочного материала и его происхождение; 

- соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных  территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах  арендованного лесного участка, сохранять виды растений и животных, 


занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красную книгу  Ульяновской области, а также места их обитания; 

- осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия  (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и т.п.)  в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)  и проектом освоения лесов; 

- осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров  в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом  освоения лесов и приложением № 7 к настоящему договору; 

- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия  на переданном в аренду лесном участке в соответствии  с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов  и приложением № 7 к настоящему Договору; 

- осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном  участке в соответствии с законодательством Российской Федерации  и проектом освоения лесов; 

- при повреждении или уничтожении по вине Арендатора верхнего  плодородного слоя почвы, искусственных или естественных водотоков,  рек, ручьев приводить их в состояние, пригодное для использования по  назначению, предусмотренному лесохозяйственным регламентом  лесничества, восстанавливать объекты лесной инфраструктуры и объекты,  не связанные с созданием лесной инфраструктуры, поврежденные по вине  Арендатора; 

- сдать выполненные работы по охране, защите и воспроизводству  лесов в сроки, определенные Арендодателем в соответствии с  подпунктом «м» пункта 3.2 настоящего договора; 

За неисполнение или ненадлежащее обязанностей Арендатор несет  ответственность (пункт 4.2 договора). 


В Приложении № 3 к договору «Ежегодный объем заготовки  древесины» указан максимально возможный объем изъятия (заготовки)  древесины, полученной в результате рубок ухода. 

Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований,  суд первой инстанции указал, что исходя из содержания пункта 1 части 1  статьи 25, части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины является одним из  видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую  деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом  из леса древесины. 

Суд первой инстанции отметил, что в силу части 4 статьи 111 ЛК РФ  предоставление лесных участков в аренду для заготовки древесины  в защитных лесах возможно, если данный вид использования лесов  предусмотрен лесохозяйственным регламентом лесничества,  и руководствуясь Лесохозяйственным регламентом Николаевского  лесничества, утвержденным приказом Минприроды Ульяновской области  от 11.12.2018 № 38 (в ред. приказа от 23.11.2020 № 37), Лесным планом  Ульяновской области, утвержденным Указом Губернатора Ульяновской  области от 24.01.2019 № 4, пришел к выводу, что законодательство  не содержит безусловного запрета на осуществление заготовки древесины  и рубок в защитных лесах, при условии соблюдения установленных  законом ограничений. 

Отменяя решение суда первой инстанции, и, удовлетворяя исковые  требования, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался  следующим. 

По смыслу положений статей 10, 12, 102, 111, 115 ЛК РФ, рубки  лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только  в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих  целях не относится. Осуществление такой деятельности не соответствует  назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям. 


Между тем как установлено судом, при заключении договора аренды  лесного участка предприниматель преследовал цель осуществления  предпринимательской деятельности в виде рубок леса, приносящей  ему прибыль, заключение спорного договора аренды позволило  предпринимателю производить рубки в защитных лесах. 

Правовая позиция по вопросу использования защитных лесов  выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации  от 18.11.2021 № АПКИ21-747, оставленным без изменения апелляционным  определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022   № АПЛ22-28. 

Предметом рассмотрения указанного административного дела  явилось оспаривание приказа Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 30.06.2020 № 542, которым  утвержден Типовой договор аренды лесного участка для заготовки  древесины (приложение № 1 к Приказу) в части: пункта 1.2,  предусматривающего указание в Типовом договоре аренды лесного  участка для заготовки древесины такой характеристики лесного участка,  как «категория защитности», подпункта «и» пункта 3.4 Типового договора  в части, возлагающей на арендатора земельного участка обязанность  соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных  территорий, расположенных в границах арендованного лесного участка,  приложения № 3 к Типовому договору в части, включающей в ежегодный  объем древесины сплошные и выборочные рубки хвойных,  твердолиственных и мягколиственных лесных насаждений при рубке  спелых и перестойных лесных насаждений, при уходе за лесами и при  вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений в защитных лесах,  эксплуатационных лесах и всего в защитных и эксплуатационных лесах. 

В обоснование признания указанных нормативных положений  недействующими были положены доводы о нарушении ими федерального  законодательства, со ссылкой на то, что оспариваемые нормы допускают 


предоставление защитных лесов, в том числе лесов, расположенных  на особо охраняемых природных территориях, в аренду для заготовки  древесины. В признании недействующими названных положений  Типового договора отказано. 

В определении от 10.03.2022 № АПЛ22-28 апелляционная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации указала, что вопреки ссылке  административного истца в апелляционной жалобе суд первой инстанции  правильно отверг его доводы о наличии правовой неопределенности  при разрешении судами вопросов о законности договоров аренды  земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной  территории, в целях заготовки древесины, поскольку такие вопросы  разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания  лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения  лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий  договора аренды соответствующего участка. 

Таким образом, апелляционная коллегия не исключила возможности  запрета рубки в защитных лесах, а указала на необходимость детального  и внимательного изучения в каждом конкретном случае всех  обстоятельств, которые могут предоставить возможность производства  рубок в защитных лесах. 

В соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины,  утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 (далее - Правила), сплошные  рубки в защитных лесах допускаются в случаях, предусмотренных  частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки  не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои  средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические,  оздоровительные и иные полезные функции. 

Частью 2 статьи 19 ЛК РФ установлено, что мероприятия по охране,  защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными 


(муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями,  подведомственными федеральным органам исполнительной власти,  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных  органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ

Как верно отмечено судом апелляционной инстанции,  индивидуальный предприниматель не является субъектом, которому  законом предоставлено право на проведение санитарных рубок  в защитных лесах, в связи с этим предоставление лесного участка в аренду  для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных  насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов,  противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает  на публичные интересы неопределенного круга лиц. 

В определении Верховного Суда Российской Федерации  от 28.09.2020 № 302-ЭС20-13263 высказана правовая позиция  относительного того, что поскольку лесные участки, относящиеся  к категории защитных лесов, переданы в аренду для заготовки древесины  в отсутствие предусмотренных действующим законодательством  оснований, при которых допускается заготовка древесины в защитных  лесах, договор аренды в части передачи указанных лесных участков  является недействительной сделкой, так как заключен с нарушением  требований лесного законодательства и публичных интересов. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия  по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите,  воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия  по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству  осуществляются органами государственной власти, органами местного  самоуправления в пределах своих полномочий, определенных  в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые 


используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена  обязанность по выполнению таких работ. 

Согласно пункту 5 статьи 19 ЛК РФ при осуществлении закупок  работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных  насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт  на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений. 

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила  заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах,  указанные в статье 23 ЛК РФ, устанавливающие требования к заготовке  древесины для всех лесных районов Российской Федерации.  В соответствии с пунктом 3 указанных Правил при осуществлении  мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, заготовка  соответствующей древесины осуществляется на основании договора  купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5  статьи 19 ЛК РФ контракта. 

Судом апелляционной инстанции указано, что при разрешении  подобных как в настоящем деле споров подлежит установлению не только  факт наличия договора аренды лесного участка, лесохозяйственного  регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, а именно  их содержание. 

Согласно определению Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 № 307- ЭС20-17553 в силу части 1 статьи 19 ЛК РФ на лиц, использующих леса,  возложены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Ввиду  того, что защита и охрана леса в настоящее время имеют приоритетное  направление в сфере государственной экономической политики, а также  в целях пресечения правонарушений в сфере лесопользования 


и незаконной вырубки здоровой древесины под видом проведения  санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошной санитарной рубки,  при проведении которой объемы древесины в силу части 3  статьи 60.8 ЛК РФ не включаются в расчетную лесосеку), Федеральным  законом от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс  Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты  лесов от вредных организмов», вступившим в действие с 01.10.2016,  положения данного Кодекса дополнены главой 3.1 «Защита лесов»  в составе статей 60.1 - 60.11. Данной главой детально урегулированы  правила и порядок осуществления защитных мероприятий, увеличено  количество отчетности, которую должны представлять лесопользователи  под контролем уполномоченных органов. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013   № 1724-р утверждены Основы государственной политики в области  использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской  Федерации на период до 2030 года (далее - Основы).  

Согласно пункту 1 Основ Россия является крупнейшей лесной  державой мира, на ее долю приходится четверть мирового лесного  покрова. 

Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное  значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность  страны и планеты. 

В пункте 2 Основ указано, что длительное применение экстенсивной  модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение  в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного  и экологического потенциала лесов. 

Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации  к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов  древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению  экологических требований. 


Пунктом 8 Основ предусмотрено, что государственная политика  в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов  направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное  удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации  в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание  на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое  и динамичное развитие лесного сектора экономики. 

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел  к правомерному выводу о том, что заключение договоров аренды лесных  участков должно строго соответствовать законодательному регулированию  и каждый конкретный случай передачи защитных лесов в аренду для  производства рубок должен быть детально изучен Министерством с целью  исключения случаев безосновательной передачи защитных лесов  хозяйствующим субъектам, преследующим первоочередной целью  осуществление предпринимательской деятельности (одним из видов  которой является рубка леса) и получение прибыли, что исключит  нецелевое использование защитных лесов в коммерческих целях. 

Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ, сделка недействительна по  основаниям, установленным законом, независимо от признания ее таковой  судом (ничтожная сделка). 

В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая  требования закона или иного правового акта и при этом посягающая  на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы  третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка  оспорима или должны применяться другие последствия нарушения,  не связанные с недействительностью сделки. 

В пунктах 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами  некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации», приведены разъяснения, согласно которым 


применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами,  в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц,  обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны  и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. 

Аналогичные выводы при схожих обстоятельствах были сделаны  в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022   № 304-ЭС22-12333. 

С учетом изложенного, принимая во внимание, что осуществление  коммерческой деятельности виде рубки в защитных лесах несовместимо  с целевым назначением таких лесов, в договоре отсутствует условие  о купле-продаже лесных насаждений, предприниматель не является  субъектом, которому законом предоставлено право на проведение  санитарных рубок в защитных лесах, заключенная сделка посягает  на публичные интересы в сфере охраны окружающей среды и является  недействительной, суд апелляционной инстанции правомерно признал  договор аренды лесного участка от 10.06.2022 № 1093, заключенный  между Министерством и ИП Яшкиным В.И. недействительным; возложив  на ИП Яшкина В.И. обязанность вернуть Министерству лесной участок,  расположенный по адресу: Ульяновская область, муниципальное  образование «Николаевский район», Николаевское лесничество,  СПК «Давыдовский», квартал 1, кадастровый номер: 73:09:030101:910;  целевое назначение: защитные леса, переданный по договору аренды  лесного участка от 10.06.2022 № 1093. 

Приведенные заявителями жалоб доводы повторяют их позицию  по делу, не опровергают выводы апелляционного суда, основанные  на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку  доказательств и установленных обстоятельств, что выходит за рамки  рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные  статьей 286 АПК РФ. Доводы не содержат обстоятельств, которые не были  проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении 


дела, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые  в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены  или изменения судебного акта. Кассационные жалобы удовлетворению  не подлежат. 

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального  права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ,  при рассмотрении дела не установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.09.2023 по делу № А72-1481/2023 оставить без изменения,  кассационные жалобы – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия  и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные  статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина 

Судьи И.Р. Нагимуллин 

 Э.Р. Галиуллин