НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 16.01.2024 № А12-11243/2023

544/2024-1022(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11884/2023

г. Казань Дело № А12-11243/2023  16 января 2024 года 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хисамова А.Х., 

судей Бубновой Е.Н., Махмутовой Г.Н.,

в отсутствие лиц участвующих в деле и их представителей, рассмотрев в  открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального  Управления Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Волгоградской области 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.09.2023 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 31.10.2023 

по делу № А12-11243/2023

по исковому заявлению Администрации Городищенского муниципального  района Волгоградской области к Территориальному Управлению  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Волгоградской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -  прокуратуры Волгоградской области, Федерального агентства по  управлению государственным имуществом, Управления Федеральной 


службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской,  Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия,  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, об  обязании, 

УСТАНОВИЛ:

администрация Городищенского муниципального района  Волгоградской области (далее – истец, Администрация) обратилось в  арбитражный суд с исковыми требованиями к Территориальному  Управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Волгоградской области (далее – ответчик, Управление) об  обязании ликвидировать места несанкционированного размещения  отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым  номером 34:03:120003:8 путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в  государственный реестр объектов размещения отходов и привести  земельный участок в соответствие с его назначением в срок один месяц с  момента вступления решения суда в законную силу. 

Определением Арбитражного суда Волгоградской области  от 05.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:  прокуратура Волгоградской области, Федеральное агентство по  управлению государственным имуществом, Управление Федеральной  службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской,  Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия,  Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Астраханской и Волгоградской областям. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.09.2023,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 31.10.2023, исковые требования удовлетворены. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление  обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной 


жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый  судебный акт об отказе в удовлетворении требования истца. 

По мнению заявителя жалобы, ответчик, являясь публичным  собственником земельного участка, фактически его не использует, отходы  на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской  Федерации, не размещал, что исключает его обязанность по обеспечению  утилизации существующих на участке отходов. Также, по мнению  заявителя жалобы, Администрация не может выступать в качестве истца,  поскольку не наделена полномочиями на предъявление искового заявления  и должна была в рамках муниципального земельного контроля исключить  образование несанкционированной свалки. 

Администрация в отзыве на кассационную жалобу указывает на  законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и отсутствие  оснований для их отмены. 

Определением Арбитражного суда Поволжского округа  от 27.11.2023 кассационная жалоба Управления принята к производству  суда, судебное разбирательство по делу назначено на 16.01.2024 на  10 часов 20 минут. 

Управлением в суд округа направлено ходатайство о рассмотрении  кассационной жалобы без участия своего представителя. 

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о  дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения  информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих  представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения  кассационной жалобы в их отсутствие. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  отзыва на нее, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ  правильность применения судами норм материального и процессуального 


права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле  доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд  округа приходит к следующему. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, при проверке  доводов изложенных в публикации «Смертельно опасную свалку случайно  нашли в окрестностях Волгограда дачники», размещенной в сети интернет  https://bloknot-volgograd.ru/news/smertelno-opasnuyu-svalku-sluchayno-nashli  -v-okres комитетом по сельскому хозяйству и экологии администрацией  Городищенского муниципального района выявлено невыполнение  природоохранного законодательства собственником земельного участка с  кадастровым номером 34:03:120003:8. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра  налогоплательщиков собственником земельного участка с кадастровым  номером 34:03:120003:8 является Российская Федерация. 

Согласно пункту 4.1.2 Положения о Территориальном управлении  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Волгоградской области, утвержденному приказом Федерального агентства  по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63  территориальный орган самостоятельно осуществляет контроль за  управлением, распоряжением, использованием по назначению и  сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной  собственности, иного федерального имущества, закрепленною в  хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных  государственных унитарных предприятий и федеральных государственных  учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и  при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством  Российской Федерации необходимые меры по их устранению и  привлечению виновных лиц к ответственности. 

В сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости от  08.03.2023 земельный участок с кадастровым номером 34:03:120003:8 


относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного  использования для ведения подсобного хозяйства. 

Указанный земельный участок полигоном твердых бытовых отходов,  внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов, не  является; лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению  отходов 1-4 классов опасности на данный участок собственником не  оформлялась. 

По заданию на проведение выездного обследования в рамках  муниципального земельного контроля без взаимодействия с  контролируемым лицом от 07.03.2023 № 1, в соответствии с заключением  по результатам выездного обследования в рамках муниципального  земельного контроля без взаимодействия с контролируемым лицом от  09.03.2023 № 1 при визуальном осмотре установлено, что на территории  Орловского сельского поселения Городищенского муниципального  района, земельный участок с кадастровым номером 34:03:120003:8,  расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район,  территория администрации Орловского сельсовета, площадью 500 000 м2,  (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид  разрешенного использования: для ведения подсобного хозяйства;  категория риска: умеренная; правообладатель: Российская Федерация; вид,  номер и дата государственной регистрации права: собственность 34-3416/012/2006-254 от 13.13.2006; границы земельного участка с кадастровым  номером 34:03:120003:8 установлены в соответствии с требованиями  земельного законодательства; дата присвоения кадастрового номера  21.12.2005) по целевому назначению не используется, зарос сорной  травяной и древесной растительностью. На земельном участке с  кадастровым номером 34:03:120003:8 выявлены места размещения отходов  на почве, в точках с координатами: 


На основании изложенного выше, Управлению было выдано  предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований  15.03.2023 № 1. 


Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной  инстанции руководствуясь статьей 209, 262, 309, 310 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 12, 13, 42, 77  Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федеральным  законом Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ),  Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Правил обращения с  твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением  правительства Российской Федерации 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила   № 1156) пришли к выводу, что исковые требования подлежат  удовлетворению в полном объеме. 

Суд округа с выводами судов первой и апелляционной инстанций и  их правовым обоснованием соглашается. 

На основании части 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы  производства и потребления подлежат сбору, накоплению,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,  размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для  здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в  соответствии с санитарными правилами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации. 

Правовые основы обращения с отходами производства и  потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье  человека и окружающую среду определены в Федеральном законе  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 

Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также  вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и  ликвидацию несанкционированных свалок. 

Пунктом 18 Правил № 1156 предусмотрено, что обязанность  обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых  коммунальных отходов либо заключить договор с региональным 


оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на  собственника земельного участка. 

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания  принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или  договором. 

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица,  не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны  использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением  и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным  использованием способами, которые не должны наносить вред  окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;  осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при  использовании земельных участков требования градостроительных  регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических,  противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение,  захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях  соответствующих категорий; выполнять иные требования,  предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами. 

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить  мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами  производства и потребления. 

Судами установлено, что на земельном участке, принадлежащем на  праве собственности Территориальному управлению федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской  области с кадастровым номером 34:03:120003:8, незаконно размещены  отходы производства и потребления, что создает угрозу причинения вреда  жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей  среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. 


Довод заявителя жалобы о том, что ответчик, являясь публичным  собственником земельного участка, фактически его не использует, отходы  на указанным земельном участке не размещал, что исключает право  собственности на отходы и обязанность по их утилизации, отклоняется  судом округа в силу следующего. 

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента Российской  Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти» под функциями по управлению  государственным имуществом понимается осуществление полномочий  собственника в отношении федерального имущества, в том числе  переданного федеральным государственным унитарным предприятиям,  федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям,  подведомственным федеральному агентству, а также управление  находящимися в федеральной собственности акциями открытых  акционерных обществ. 

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по  управлению государственным имуществом, утвержденным  постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008   № 432, Федеральное агентство по управлению государственным  имуществом (Росимущество) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению  федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере  имущественных и земельных отношений (пункт 1), в том числе  осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального  имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по  назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в  федеральной собственности (подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5). 

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного  назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного  пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также  предназначенные для этих целей. 


Положениями статьей 41, 42 Конституции Российской Федерации и  11 Закона № 7-ФЗ закреплено и гарантировано право каждого гражданина  на охрану здоровья и благоприятную среду, на ее защиту от негативного  воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. 

Системное толкование приведенных выше норм права  свидетельствует о том, что судами первой и апелляционной инстанции  сделан правильный вывод том, что согласно абзацу 2 статьи 42 ЗК РФ  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны использовать земельные участки в  соответствии с их целевым назначением, а соответственно, правовая  позиция ответчика является неверной. 

Довод заявителя жалобы о том, что Администрация не может  выступать в качестве истца, поскольку не наделена полномочиями на  предъявление искового заявления, также признается судом округа  необоснованным и отклоняется в силу следующего. 

В силу части 1 статьи 7 Закона № 7-ФЗ к вопросам местного  значения муниципального района относится организация мероприятий  межпоселенческого характера по охране окружающей среды. 

На основании статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, государственные органы, органы местного  самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в  защиту публичных интересов. 

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального  закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного  значения городского округа относится утверждение правил  благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том  числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома),  сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к  внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и 


сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их  выполнения. 

Следовательно, судами нижестоящих инстанций сделан верный  вывод о том, что Администрация вправе в публичных интересах, в целях  безопасности неопределенного круга лиц предъявлять иски об обязании  установления ограждения строительной площадки. 

Дополнительно суд кассационной инстанции при рассмотрении  кассационной жалобы Управления принимает во внимание, что  обязанность по ликвидации несанкционированного складирования  твердых коммунальных отходов возлагается на правообладателя  земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении  отходов (пункт 32 обзора судебной практики по делам, связанным с  обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023. 

Таким образом, доводы, приведенные в кассационной жалобе,  выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы  направлены на переоценку доказательств по делу и установленных  фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при  кассационном производстве. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов,  судом округа не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный  суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые  судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании  имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм  материального и процессуального права, в связи с чем на основании  пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения. 


Настоящее постановление выполнено в форме электронного  документа, подписанного усиленными квалифицированными  электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам,  участвующим в деле, посредством его размещения в установленном  порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в  режиме ограниченного доступа. 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на  бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня  поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с  уведомлением о вручении или вручена им под расписку. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.09.2023 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 31.10.2023 по делу № А12-11243/2023 оставить без изменения,  кассационную жалобу Территориального Управления Федерального  агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской  области - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья А.Х. Хисамов 

Судьи Е.Н. Бубнова 

Г.Н. Махмутова