ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
арбитражного суда кассационной инстанции
Казань
16 января 2007 года Дело № А 65-13031/06-Са1-23
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
Председательствующего Сафина Н.Н.,
судей: Калугиной М.П., Гарифуллиной К.Р.,
с участием представителей сторон:
от истца - Михайличенко М.В. по доверенности от 12.04.2006 года № 641, Чернова И.Б. по доверенности от 21.08.2006 года № 1564,
от ответчика – извещены, не явились,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Республике Татарстан, город Зеленодольск,
на решение от 26.09.2006 года (судья – К.Г. Гасимов) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-13031/СА1-23,
по заявлению Государственного учреждения Республики Татарстан «Управляющая компания «Жилищный комплекс» города Зеленодольска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Республике Татарстан, город Зеленодольск, о признании решения №801/02-в от 15.06.2006 частично незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Республики Татарстан «Управляющая компания «Жилищный комплекс», город Зеленодольск, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Республики Татарстан о признании решения № 801/02-в от 15.06.2006 г. частично незаконным.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2006 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует, из представленных по делу документов, ответчиком была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
На основании акта выездной налоговой проверки от 26.05.2006 г. N 801/02-в вынесено Решение N80102-в от 15.06.2006 г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации .
В соответствии со статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплателыцик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 .октября 1991 г. N 1738-1 (действовавшей в рассматриваемом периоде правоотношений) было установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статьи 15 Закона Российской Федерации основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
Абзацем 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельного участку.
На основании решения Управления земельных и имущественных отношений в г. Зеленодольске и Зеленодольском районе N 145/4 от 07.04.2003 г. и акта передачи жилых домов от 07.04.2003 г., в оперативное управление заявителя передан жилищный фонд КП "ПТЖХ".
На основании Акта приема - передачи № 034-1482 от 15.05.2003г. Филиал ФГУП «Горьковская железная дорога» МПС РФ» Казанское отделение передает заявителю объекты социально-культурного и бытового назначения и относящихся к ним объектов коммунальной инфраструктуры согласно перечня.
На основании Акта приема - передачи № 034-2779 от 16.12.2004г. во исполнение распоряжения Кабинета Министров РТ от 29.10.2004г. № 1699-р ЗАОр (НП) «Поволжский фанерно-мебельный комбинат» передает заявителю объекты жилого фонда согласно приложения ;
На основании Извещения № 1 от 04.12.2003г. и в связи с распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ № 2169-р от 26.11.2003г. ОАО «Зеленодольский фанерный завод» передает заявителю государственное имущество - объекты жилого фонда согласно перечня.
На основании Акта приема - передачи № б/н за март 2004 г и согласно распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений № 363 от 12.03.2004г. ОАО «Зеленодольский фанерный завод» передает заявителю
государственное имущество - объекты жилищно-коммунального хозяйства в
соответствии с перечнем.
На основании Акта приема - передачи № 034-2788 от 20.12.2004г. во исполнении распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ № 1657-р от 14.12.2004г. ОАО «Зеленодольский фанерный завод» передает заявителю государственное имущество - жилые дома, расположенные в г. Зеленодольске соответствии с приложенным к настоящему акту, являющемся его неотъемлемой частью перечнем. .
На основании Акта приема - передачи № б/н от 23.06.2003г. ГУП РТ «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» передает заявителю 108 - квартирный жилой дом расположенный по адресу г.Зеленодольск, ул. Комарова, 13 .
На основании Извещения № б/н декабрь 2003г. Комитет по строительству и архитектуре Зеленодольского района и города Зеленодольска согласно Постановления Главы администрации № 380 от 19.03.2001г. передает заявителю 78 — квартирный жилой дом расположенный по адресу г.Зеленодольск, ул. Гагарина, 14.
Налоговый орган считает, что заявитель в 2003-2004 г.г. неправомерно не исчислял и не уплачивал земельный налог с земель, на которых расположен жилищный фонд, закрепленный за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из действующего законодательства не следует, что в случае закрепления за Учреждением жилищного фонда на праве оперативного управления к такому учреждению автоматически переходит право на земельный участок, на котором расположен жилищный фонд и, соответственно, обязанность по уплате земельного налога за этот участок.
Согласно Уставу заявителя целью его деятельности является управление муниципальным жилищным фондом и городскими объектами коммунального назначения и внешнего благоустройства; создание необходимых условий для проживания граждан и устойчивого функционирования объектов городского хозяйства; обеспечение сохранности, рационального использования, своевременной реконструкции, восстановления и ремонта находящегося в управлении имущества.
Из договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за заявителем за №ТО-08-006-0002 от 26.03.2003-следует, что заявитель принимает в оперативное управление от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности и обеспечивает реализацию полномочий собственника в жилищно-коммунальной среде в части текущей деятельности по содержанию, ремонту и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Таким образом, хотя в проверяемом периоде заявитель и являлся балансодержателем жилищного фонда и выполнял возложенные на него собственником этого имущества функции в жилищно-коммунальной сфере, он не являлся ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем земельных участков, на которых находится жилищный фонд.
Часть данного жилищного фонда принадлежала и принадлежит на праве собственности гражданам. Соотношение жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении Учреждения и в собственности граждан, в указанном периоде постоянно менялось.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов по общему имуществу. Отсутствие порядка самостоятельного исчисления и уплаты земельного налога гражданами (собственниками квартир), не означает, что налог в целом за них должен платить балансодержатель жилищного фонда.
2,При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.09.2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А 65-13031/06-СА1-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.Н. САФИН
Судьи М.П. КАЛУГИНА
К.Р. ГАРИФУЛЛИНА