НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 15.06.2006 № А65-24383/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2,тел.(843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г.Казань                                                                   Дело № А65-24383/2005-СА2-22

15 июня 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Баширова Э.Г.,

судей – Сибгатуллина Э.Т., Сузько Т.Н.,

при участии представителей сторон

от истца – Колобов А.Г., доверенность от 01.12.2004 № 465,

от ответчика – Семенова Л.В., доверенность от 30.12.2005 № 14-01-10/62181,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан, г.Казань,

на решение от 15.12.2005 (судья Логинов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2006 (председательствующий судья Хомяков Э.Г., судьи Мазитов А.Н., Мухаметшин Р.Р.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-24383/2005-СА2-22

по заявлению Сбербанка России в лице отделения «Банк Татарстан» № 8610 Сбербанка России, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан об обязании уплатить сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 371189 руб. 27 коп.

(третье лицо – Управление федерального казначейства Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице отделения «Банк Татарстан № 8610 (далее – Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан (далее – Инспекция, налоговый орган) уплатить сумму процентов в размере 371189 руб. 27 коп. за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль.

Решением суда первой инстанции от 15.12.2005 заявленные требования удовлетворены частично: суд обязал налоговый орган уплатить Сбербанку сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 321318 руб. 25 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2006 решение судапервой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой  просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению Инспекции,  выражая свою волю на осуществление зачета, налогоплательщик отказывается от фактического использования денежных средств, следовательно, при зачете этой суммы в счет будущих платежей с нарушением срока, установленного пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), налогоплательщик не получает права на проценты за несвоевременный возврат. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, 25.03.2003 Сбербанк представил налоговому органу декларацию по налогу на прибыль за 2002 год.

Согласно этой декларации, сумма налога к уменьшению составила:

в бюджет Республики Татарстан – 6025306 руб.;

в местный бюджет – 757259 руб.

27.03.2003 Сбербанк обратился в Инспекцию с письмом № 15-4/3031, полученным налоговым органом 27.03.2003, о проведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в счет авансового платежа за 1 квартал 2003 года в сумме:

в бюджет Республики Татарстан - 1160141 руб.;

в местный бюджет - 135413 руб.

Инспекцией зачет произведен.

В тот же день (27.03.2003) Сбербанк обратился с письмом № 15-4/3030, полученным налоговым органом 27.03.2003, о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 год в сумме:

из бюджета Республики Татарстан - 4865165 руб.,

из местного бюджета – 621846 руб.

Указанные суммы излишне уплаченного налога Сбербанку возвращены не были.

Также Сбербанк представил в Инспекцию налоговую декларацию за 1 квартал 2003 года, в которой указал сумму налога, подлежащую к уменьшению:

в бюджет Республики Татарстан – 3480423 руб.,

в местный бюджет – 406241 руб.

Письмом от 28.04.2003 № 15-4288, полученным налоговым органом 28.04.2003, Сбербанк просил возвратить суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 1 квартал 2003 года в бюджет Республики Татарстан в сумме 2320282 руб., в местный бюджет в сумме 1566382 руб.

29.04.2003 Сбербанк обратился в Инспекцию с письмом № 15-4352, полученным налоговым органом 30.04.2003, о проведении зачета переплаты налога на прибыль в счет уплаты налога на имущество в бюджет Республики Татарстан в сумме 2821548 руб.

Инспекцией зачет произведен (уведомление № 2471).

10.07.2003 Сбербанк обратился с письмом № 15-4/1 о зачете излишне уплаченного в бюджет Республики Татарстан налога на прибыль в сумме 2847096 руб. в счет уплаты налога на имущество по сроку платежа 04.08.2003 и о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет Республики Татарстан в сумме 2676944 руб.

Зачет осуществлен по заключению Инспекции от 28.07.2003 № 4046.

16.10.2003 Сбербанк обратился в Инспекцию с письмом № 15-4/10976, полученным налоговым органом 16.10.2003, о проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан в счет уплаты налога на имущество за 3 квартал 2003 года в сумме 2496916 руб.

Зачет осуществлен по заключению Инспекции от 30.10.2003 № 1434.

Возврат оставшихся сумм излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в сумме 1028089 руб. и в бюджет Республики Татарстан в сумме 180028 руб. Сбербанку произведен, соответственно, платежными поручениями от 10.09.2003 № 122 и от 30.12.2003 № 9.

Посчитав, что возврат излишне уплаченных сумм налога был произведен с нарушением установленного пунктом 9 статьи 78 Кодекса срока, Сбербанк начислил за период с 28.04.2003 по 30.12.2003 проценты в общей сумме 371189 руб. 27 коп., в том числе 312165 руб. 51 коп. по бюджету Республики Татарстан и 59023 руб. 76 коп. по местному бюджету, и обратился за их взысканием в арбитражный суд.

Судебные инстанции, признавая требования Сбербанка подлежащими удовлетворению в части, исходили из того, что на суммы, подлежавшие возврату на день подачи в налоговый орган заявлений о зачете, подлежали начислению проценты за период со дня истечения месячного срока со дня подачи заявления на возврат переплаты  до дня, предшествовавшего дате подачи заявления о зачете. Сумма, указанная в заявлении о зачете, подлежала исключению из суммы, подлежащей возврату, и на оставшуюся сумму подлежали начислению проценты со дня подачи заявления на зачет части суммы до дня, предшествовавшего дате подачи следующего заявления на зачет либо возврат оставшейся суммы переплаты.

Согласно судебным актам сумма процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль:

в бюджет Республики Татарстан составила 262294 руб. 49 коп.,

в местный бюджет - 59023 руб. 76 коп.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. В подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Пунктами 4 и 5 статьи 78 Кодекса установлен порядок проведения зачета.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Таким образом, статьей 78 Кодекса не предусмотрено начисление процентов за нарушение установленного срока проведения зачета суммы излишне уплаченного налога. Это означает, что на сумму, заявленную к зачету, начисление процентов не производится.

Однако, как правильно отметили судебные инстанции, в случае, если налогоплательщик, имея право на возврат суммы излишне уплаченного налога, реализует это право путем подачи соответствующего заявления о возврате, но в последующем, при возникновении обязанности по уплате налога, изменяет свое волеизъявление путем подачи заявления о зачете, на сумму, не возвращенную в установленный срок, подлежат начислению проценты до момента подачи заявления о зачете.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Татарстан правомерно обязал налоговый орган уплатить Сбербанку сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 321318 руб. 25 коп.

Согласно пункту 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Однако кассационная жалоба не доказывает нарушения судебными инстанциями норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-24383/2005-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                            Э.Г.Баширов

            судьи                                                                                              Э.Т.Сибгатуллин

                                                                                                                     Т.Н.Сузько