АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-17620/2013
г. Казань Дело № А55-1957/2014
19 января 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Петрова А.Л., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца – общества с ограниченной ответственностью «Долина-Центр-С» – Закотянского А.С., доверенность от 13.12.2012,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу № А55-1957/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Долина-Центр-С», г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, об отказе в предоставление в собственность земельного участка, при участии: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Долина-Центр-С» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – минимущество) о признании незаконным решения от 17.12.2013 № 12-1/2349/13 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 3445,17 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, 23 км., б/н, для осуществления благоустройства, выращивания однолетних и многолетних декоративных растений, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее – департамент), Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014, требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение минимущества от 17.12.2013 № 12-1/2349/13 об отказе в предоставлении обществу земельного участка площадью 3445,17 кв. м., расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, 23 км., б/н, для осуществления благоустройства, выращивания однолетних и многолетних декоративных растений, обязал принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату вышеуказанного земельного участка.
Департамент, минимущество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационных жалобах просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзывах на жалобы полагает, что выводы судов являются правомерными и обоснованными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось в минимущество с заявлением от 07.08.2013 о предоставлении в собственность за выкуп арендуемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3445,17 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, 23 км, б/н.
На данном участке расположены нежилые здания, находящиеся в собственности общества (проходная кирпичная площадью 18,4 кв. м, магазин площадью 34,3 кв. м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 20.07.2004 серия 63-АБ № 173375, от 20.07.2004 серия 63-АБ № 207159.
Решением минимущества от 17.12.2013 № 12-1/2349/13 обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, по мотиву того, что согласно ответу департамента от 25.09.2013 № САМВ-68050 часть земельного участка относится к территории общего пользования.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) границы территорий общего пользования подлежат выделению путем нанесения красных линий.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Удовлетворяя требования суды исходили из того, что границы территорий общего пользования могут быть подтверждены только путем указания красных линий в генеральном плане муниципального образования либо в градостроительной документации, разработанной на основе генерального плана муниципального образования - правилах землепользования и застройки, проектах планировки и (или) проектах межевания территории.
Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, не содержит положений, утверждающих места общего пользования и красные линии на испрашиваемом земельном участке.
Судами первой и апелляционной инстанций указано, что решение об отказе от 17.12.2013 № 12-1/2349/13 и приложенные к нему документы не содержат каких-либо сведений о наличии проекта планировки либо проекта межевания соответствующей территории, содержащих нанесенные на испрашиваемый земельный участок красные линии.
Принятие решения об отказе в предоставлении в собственность обществу испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по мотиву наличия на нем земель общего пользования ошибочно в случае отсутствия соответствующей действующему градостроительному законодательству документации.
Судами сделан вывод, что оспариваемое решение об отказе от 17.12.2013 № 12-1/2349/13 является незаконным и необоснованным, поскольку принято при отсутствии соответствующей действующему градостроительному законодательству градостроительной документации, которая является основанием для установления наличия и границ красных линий.
По мнению судебной коллегии судебные акты нельзя признать в полной мере законными в силу следующего.
Предметом требований общества является не только признание вышеназванного отказа министерства противоречащим закону, но и обязание последнего принять решение о предоставлении обществу упомянутого земельного участка в собственность.
Из чего следует, что суд в данном случае обязан проверить наличие оснований, препятствующих приватизации данного участка.
Из материалов дела следует, что общество приобрело вышеперечисленные объекты недвижимости по договору купли-продажи от 25.06.2004. Судьба земельного участка на момент совершения сделки и до договора аренды от 20.04.2006 неизвестна.
По утверждению представителя общества объекты недвижимости были приобретены у муниципального предприятия, ранее занимавшегося аналогичной деятельностью по выращиванию сельскохозяйственных культур, однолетних и многолетних, то есть фактически земельный участок использовался как питомник.
В случае установления данного факта суду необходимо дать оценку оборотоспособности земельного участка. В соответствии с пунктом 95 приказа Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесостроительной инструкции», применительно к лесным участкам, питомники и лесные плантации – это земли, отведенные для выращивания посадочного материала древесных пород, занятые лесосеменными и маточными плантациями, предназначенные для получения семян и черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодных елей или других древесных пород, созданные в целях выращивания орехоплодных, технических, декоративных культур. Статья 39.1 Лесного Кодекса Российской Федерации ограничивает предоставление лесных участков, используемых для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) государственным и муниципальным учреждениям – в постоянное бессрочное пользование, другим лицам – только в аренду. Лесные участки, в силу статей 5-8 Лесного Кодекса Российской Федерации, могут находиться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий – в том числе на землях населенных пунктов. В связи с этим необходимо, с привлечением уполномоченных органов Самарской области и города Самары в сфере лесного хозяйства, установить, является ли испрошенный земельный участок лесным, и имеются ли предусмотренные федеральным и местным законодательством ограничения его оборота.
Нуждается в дополнительном исследовании вопрос о соразмерности испрашиваемого земельного участка, поскольку площадь земельного участка многократно превышает площадь объектов недвижимости, необходимой для их использования.
Суды первой и апелляционной инстанции неполно исследовали обстоятельства дела.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить требования общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу № А55-1957/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи А.Л. Петров
А.Ф. Фатхутдинова