НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 14.12.2023 № А55-20270/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10486/2023

г. Казань Дело № А55-20270/2022

18 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Гильмановой Э.Г., Желаевой М.З.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казённого учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения, г. Уфа (ОГРН <***>),

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023

по делу № А55-20270/2022

по исковому заявлению государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к обществу с ограниченной ответственностью «Самком-Логистика», г. Самара (ОГРН <***>), к обществу с ограниченной ответственностью «СМ-Транзит», г. Самара (ОГРН <***>) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

государственное казённое учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Самком-Логистика» (далее – ООО «Самком-Логистика») о взыскании денежных средств в счёт возмещения суммы вреда, причинённого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения в размере 619 351 руб., согласно актам результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось), в том числе от 09.04.2021 № 312 в размере 281 688 руб., от 09.04.2021 № 316 в размере 180 107 руб., от 12.04.2021 № 325 в размере 157 556 руб.

Исковое заявление мотивировано причинением ущерба автомобильной дороге в результате превышения предельно допустимой нагрузки на оси автомобиля.

ООО «Самком-Логистика» в отзыве на исковое заявление просило отказать в его удовлетворении, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу. На момент составления актов транспортные средства не находились во владении и пользовании ООО «Самком-Логистика», а фактически были переданы ООО «СМ-Транзит» на основании договора аренды транспортных средств без экипажа от 26.03.2021 № б/н со сроком аренды с 26.03.2021 по 26.08.2021, водители, указанные в актах, в трудовых отношениях с ООО «Самком-Логистика», в период выявленных нарушений, не состояли.

Определением от 11.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СМ-Транзит» (далее – ООО «СМ-Транзит»).

Определением от 22.12.2022 ООО «СМ-Транзит» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

ООО «СМ-Транзит» в отзыве на исковое заявление просило отказать в его удовлетворении, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что транспортные средства, в отношении которых Учреждением составлен акт превышения допустимых осевых нагрузок, следовал по маршруту, проходящему по территории двух и более субъектов Российской Федерации. При этом прохождение маршрута следования транспортных средств, в том числе по дорогам, находящимся в оперативном управлении Учреждения, в данном случае не может иметь правового значения. В связи с тем, что Учреждение не является уполномоченным органом Российской Федерации, его действия по взиманию платы в счёт возмещения вреда, причинённого транспортным средством, маршрут движения которого проходил по территориям более двух субъектов Российской Федерации, с выдачей специального разрешения, противоречит положениям действующего законодательства. При таких обстоятельствах правовая позиция Учреждения о наличии полномочий по взиманию с ООО «Самком-Логистика» и ООО «СМ-Транзит» платы в счёт оплаты вреда, не соответствует требованиям законодательства, поскольку основана на не верном толковании норм материального права.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано отсутствием у Учреждения, как органа субъекта Российской Федерации, права на взимание платы за причинение ущерба автомобильным дорогам в случае, если маршрут транспортного средства пролегает по территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 решение суда первой инстанции от 12.05.2023 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта, апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями нарушены нормы материального права, а именно, часть 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подменяется понятие порядка выдачи специального разрешения и порядка осуществления весового контроля и выдачи акта взвешивания результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения судами норм процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Учреждения, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для её удовлетворения.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

09.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля № 1 на 67 км с. Архангельское автодороги «Уфа – Инзер - Белорецк» сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ M 1840 5490-S5, регистрационный номер <***>, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер <***>, принадлежащего ООО «Самком-Логистика», под управлением водителя ФИО1

Факт принадлежности тяжеловесных транспортных средств ООО «Самком-Логистика» подтверждается свидетельствами о регистрации ТС <...>, 9919 069928.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 09.04.2021 №312 результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесных транспортных средств, сумма вреда, причинённого автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 281688 руб.

10.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля №1 на 67 км с. Архангельское автодороги «Уфа – Инзер - Белорецк» сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 5490-S5, регистрационный номер <***>, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер <***>. принадлежащего ООО «Самком-Логистика», под управлением водителя ФИО2

Факт принадлежности тяжеловесных транспортных средств ООО «Самком-Логистика» подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 9920 730424, 9920 730418.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 10.04.2021 № 316 результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесных транспортных средств, сумма вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 180107 руб.

12.04.2021 года при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля № 1 на 67 км с. Архангельское автодороги «Уфа – Инзер - Белорецк» сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 5490-S5, регистрационный номер <***>, прицеп ТОНАР 98881, регистрационный номер <***>, принадлежащего ООО «Самком-Логистика», под управлением водителя ФИО3

Факт принадлежности тяжеловесных транспортных средств ООО «Самком-Логистика» подтверждается свидетельствами о регистрации ТС 9920 730426, 9920 730420.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 12.04.2021 № 325 результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесных транспортных средств, сумма вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 157 556 руб. 00 коп.

В ходе проверки выявлено превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось, а так же отсутствие специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ).

Взвешивание производилось на весовом оборудовании «Весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д № 314.000.00.00 ПС» Научно-производственной фирмы «МЕТА», заводской номер №103. Весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-Д предназначены для статического взвешивания, взвешивания в движении автомобилей в целом с твердыми, сыпучими и жидкими грузами, для поосного взвешивания в движении: автомобилей и автопоездов с твердыми, сыпучими и жидкими грузами с вязкостью не менее, 58 мм2/с. Весы, в том числе предназначены для определения осевых нагрузок на дорожное полотно, как неподвижных автотранспортных средств, так и в процессе движения. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке № 7/8780, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

Общий размер вреда, причинённого автомобильным дорогам, согласно актам от 09.04.2021 № 312, от 09.04.2021 № 316, от 12.04.2021 № 325 составляет 619 351 руб.

Указанные обстоятельства послужили Учреждению основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При предъявлении требования о взыскании убытков на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации истцу надлежит доказать совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к данному виду гражданско-правовой ответственности: факта причинения вреда и его размер; противоправности действий причинителя вреда; причинной связи между противоправными действиями и убытками; вины причинителя вреда.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 № 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утверждённому Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28.

Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 на ГКУ Службу весового контроля РБ возложены обязанности по осуществлению полномочий ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) установлен порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счёт возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона (пункт 2 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации).

Осуществление расчёта и взимание платы в счёт возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответствующих участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета и взимания платы в счёт возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона (пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации).

Размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчёта размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учётом:

а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений:

допустимой массы транспортного средства;

допустимой нагрузки на ось транспортного средства;

б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

в) базового компенсационного индекса текущего года (пункт 4 названных Правил).

В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство организует расчёт платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.

Таким образом, Федеральное дорожное агентство наделено полномочиями по осуществлению расчёта, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

В соответствии со статьей 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 31 Закона № 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации, в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь изложенными нормами, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что если маршрут проходит по дорогам федерального значения, либо если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, разрешение выдается, а также плата взимается уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а не органом субъекта Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно акту от 09.04.2021 № 312 транспортные средства следовали по маршруту г. Учалы, РК Башкортостан – д. Лешково, Московская обл. (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Нижегородская область, Владимирская область, Московская область); согласно акту от 10.04.2021 № 316 транспортные средства следовали по маршруту с. Еленинка, Челябинская обл. – г. Самара (Челябинская область, Республика Башкортостан, Самарская область) и согласно акту от 12.04.2021 № 325 транспортные средства следовали по маршруту г. Магнитогорск – г. Самара (Челябинская область, Республика Башкортостан, Самарская область).

Следовательно, с учётом наличия в материалах дела доказательств прохождения маршрута по территории нескольких субъектов Российской Федерации, по маршруту, проходящему по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог, специальное разрешение на проезд подлежит выдаче и, соответственно, плата подлежит взиманию уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральным дорожным агентством, а не органом субъекта Российской Федерации, то есть Учреждением.

При этом, прохождение маршрута следования транспортных средств, в том числе по дорогам, находящимся в оперативном управления Учреждения, в данном случае не может иметь правового значения.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что у Учреждения отсутствуют полномочия по взиманию с ответчиков платы в счёт оплаты вреда, причинённого участкам автомобильной дороги транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и по выдаче разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения, в связи с чем, взимание Учреждением с ответчиков такой платы и последующая выдача специального разрешения не соответствуют требованиям Закона об автомобильных дорогах.

Доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку являются необоснованными и противоречащим материалам дела.

В силу требований действующего законодательства правом на взыскание платы в счёт возмещения ущерба автомобильным дорогам обладает лицо, на которое возложены полномочия по выдаче специального разрешения.

Ссылка в кассационной жалобе на практику суда округа 2018 года не может иметь правового значения, поскольку Учреждением не учитывается изменение судебной практики после 2019 года.

Фактически доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, повторяют ранее изложенные доводы, не опровергают выводов судебных инстанций, основаны на ошибочном толковании требований законодательства, ином толковании доказательств по делу и фактически направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к компетенции суда округа.

При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем, судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу № А55-20270/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.М. Сабиров

Судьи Э.Г. Гильманова

М.З. Желаева