НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 14.11.2023 № А65-24168/2022

87/2023-56080(3)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-9975/2023

г. Казань Дело № А65-24168/2022  17 ноября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю., 

судей Гильмановой Э.Г., Желаевой М.З.,
при участии представителей:

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан – ФИО1 по доверенности, 

Министерства финансов Республики Татарстан – ФИО2 по  доверенности, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  акционерного общества «Альметьевское производственное объединение  пассажирского автотранспорта» 

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023  по делу № А65-24168/2022 


по исковому заявлению акционерного общества «Альметьевское  производственное объединение пассажирского автотранспорта»  к Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан в лице  Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района  Республики Татарстан и Министерству транспорта и дорожного хозяйства  Республики Татарстан о взыскании убытков, 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно  предмета спора, акционерное общество «Социальная карта»,  Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,  Министерство финансов Республики Татарстан, Управление Федерального  Казначейства по Республике Татарстан, 

УСТАНОВИЛ:

с учетом принятых судом уточнений акционерное общество  «Альметьевское производственное объединение пассажирского  автотранспорта» (далее – АО «Альметьевское производственное  объединение пассажирского автотранспорта», истец) обратилось в  Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о  взыскании солидарно с Альметьевского муниципального района  Республики Татарстан в лице Исполнительного комитета Альметьевского  муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный  комитет) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики  Татарстан (привлечен в качестве соответчика определением от 20.02.2023)  за счет средств казны республиканского бюджета убытки в размере  8 467 732 руб. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2023 в  удовлетворении иска отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.08.2023 решение Арбитражного суда Республики Татарстан  от 02.06.2023 оставлено без изменения. 


Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением  арбитражного апелляционного суда АО «Альметьевское производственное  объединение пассажирского автотранспорта» обратилось в Арбитражный  суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит  обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворит в  полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе. 

В частности заявитель кассационной жалобы не согласен с  выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанции,  считает их противоречивыми, истец не оспаривает установленный тариф,  в данном споре истец указывал на убытки в виде межтарифной разницы. 

От Исполнительного комитета Альметьевского муниципального  района Республики Татарстан поступил отзыв на кассационную жалобу, в  котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения,  кассационную жалобу без удовлетворения, рассмотреть жалобу без  участия его представителя. 

От Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики  Татарстан поступил отзыв на кассационную жалобу, считает, что судами  правомерно применены нормы материального и процессуального права,  выводы судов, соответствуют установленным в деле фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. 

От Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам  поступил отзыв на кассационную жалобу, считает обжалуемые судебные  акты законными и обоснованными. 

От АО «Альметьевское производственное объединение  пассажирского автотранспорта» поступило ходатайство о рассмотрении  кассационной жалобы без его участия. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  отзывов на нее, заслушав явившихся представителей сторон, проверив в  соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность 


применения судами первой и апелляционной инстанций норм  материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об  отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду  следующего. 

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили,  что между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики  Татарстан (далее– Министерство) и истцом (перевозчик) был заключен  договор от 01.01.2019 № 11, по условиям которого перевозчик принимает  на себя обязательства по оказанию транспортных услуг гражданам по  единому месячному социальному проездному билету и единому  месячному детскому социальному проездному билету. 

Между истцом и Исполнительным комитетом Альметьевского  Муниципального района Республики Татарстан как распорядителем  бюджетных средств муниципалитета в период с 01.01.2018 по 01.04.2022  были заключены муниципальные контракты № 2018.5126, № 2020.0378,   № 2020.03.82, № 1.2022, № 1, № 2, № 3. Маршруты перевозок были  определены в техническом задании. 

Пунктом 2.1.3. указанных контрактов, в частности контракта  от 01.01.2022 № 1 определен источник финансирования - средства  местного бюджета. 

Между сторонами муниципального контракта были подписаны  соглашения на 2020-2022 годы о предоставлении из бюджета  Альметьевского муниципального района субсидии в целях возмещения  недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности  услуг общественного транспорта на городских и пригородных маршрутах  Альметьевского муниципального района для отдельных категорий граждан  по электронным единому месячному социальному проездному билету и  единому месячному детскому социальному проездному билету. 

При заключении контрактов ответчик в соответствии с публичными  обязательствами как орган власти возложил на себя обязательства по 


льготному проезду отдельных категорий граждан, право на которое  предоставлено в соответствии с Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении Порядка  предоставления единого месячного социального проездного билета и  единого месячного детского социального проездного билета в Республике  Татарстан» (далее - «ПКМ № 161»), а также в соответствии с  Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012   № 574 «Об утверждении порядка предоставления электронных карт с  льготным транспортным приложением и электронных карт с  транспортным приложением». 

Размер провозной платы пассажиров и багажа, как для льготной  категории граждан, так и для пассажиров, не имеющих льгот, по условиям  контракта устанавливаются Постановлениями Государственного комитета  Республики Татарстан по тарифам. 

В соответствии с Порядком предоставления единого месячного  социального проездного билета (ЕСПБ) и единого месячного детского  социального проездного билета (ЕСПДБ) в Республике Татарстан  утв. ПКМ № 161 и ПКК № 574, истцом и Исполнительным комитетом для  целей фиксации трансакций (операция регистрации проезда с  использованием электронной карты, является безусловным  подтверждением факта совершения поездки) был определен оператор АО  «Социальная карта» (далее - «Оператор»), с которым истец заключил  договор от 14.07.2017 № 63, фиксация трансакций (проезда льготной  категории граждан и детей) осуществляется оператором, сведения  передаются как истцу, так и Исполнительному комитету. 

Оплата за электронную льготную карту от граждан поступает  оператору, который впоследствии перечисляет истцу поступившие  денежные средства от льготных граждан. В сумму, перечисляемую  оператором истцу, входит как стоимость ЕСПБ и ЕСПДБ проезда по  городу, так и стоимость проезда по пригороду. 


В рамках исполнения договора от 01.01.2019 № 11 Министерство  перечислило истцу субсидии на возмещение недополученных расходов,  связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного  транспорта от перевозки отдельных категорий граждан за период с апреля  2019 года по декабрь 2019 года . 

В рамках исполнения заключенных соглашений Исполнительный  комитет Альметьевского муниципального района перечислил истцу  субсидии на возмещение недополученных расходов, связанных  с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта  от перевозки отдельных категорий граждан за период с 2020 по 2022 годы  в сумме 52 249 716 руб. 58 коп.: 

за 2020 год - 19 114 593 руб. 28 коп.;
за 2021 год - 21 669 669 руб. 39 коп.;
за январь-июль 2022 года - 11 465 453 руб. 91 коп.

Согласно уточненному расчету истца последний недополучил  денежные средства из бюджета с учетом стоимости разницы одной  трансакции на общую сумму 8 467 732 руб.:  

- 4 730 268 руб. за 2019 г.
- 1 442 689 руб. за 2020 г.
- 1 954 615 руб. за 2021 г.
- 340 160 руб. за 2022 г.

Со ссылкой на то, что истец понес убытки в виде разницы затрат на  обычного пассажира и на льготника, а ответчики не возместили ему  межтарифную разницу, истец обратился в суд с настоящим иском. 

При рассмотрении настоящего спора арбитражные суды первой и  апелляционной инстанций исходили из следующих установленных по  делу обстоятельств. 

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда  Российской Федерации, от 29.03.2011 № 2-П если применение мер  тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между 


утвержденным тарифом для определенной группы потребителей,  например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей  экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты  ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего  ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации  понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной  разницы служит прямым следствием реализации полномочий по  государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом,  обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы,  обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически  обоснованного, должно быть то публично-правовое образование,  уполномоченным органом которого было принято соответствующее  тарифное решение. 

Согласно сложившейся судебной практики по данной категории  споров, в частности в Определении Верховного Суда Российской  Федерации от 24.06.2022 № 304-ЭС22-941 по делу № А67-3639/2021,  указанный подход применим к правоотношениям, возникающим в сфере  перевозок, поскольку данный вид деятельности связан с государственным  регулированием тарифов. 

Из пункта 1 статьи 786, статьи 789 Гражданского кодекса  Российской Федерации следует, что по договору перевозки пассажира  перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а  пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз  багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая  организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по  обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой  транспортом общего пользования. 

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской  Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного 


возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не  предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

Согласно положениям статьи 16 Гражданского кодекса Российской  Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в  результате незаконных действий (бездействия) государственных органов,  органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в  том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту  государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат  возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом  Российской Федерации или муниципальным образованием. 

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации  вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате  незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том  числе в результате издания не соответствующего закону или иному  правовому акту акта государственного органа или органа местного  самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет  соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской  Федерации или казны муниципального образования. 

Применение гражданско-правовой ответственности в форме  возмещения убытков, в том числе к публично-правовым образованиям,  требует в силу статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской  Федерации совокупности следующих условий: противоправности действий  (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между  противоправными действиями (бездействием) и убытками, и  подтверждения размера понесенных убытков. 

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых  положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан 


доказать, что ответчик является лицом, в результате действий  (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения  обязательства или причинения вреда, наличие убытков. 

Законом Республики Татарстан от 19.12.2008 № 123-ЗРТ о наделении  органов местного самоуправления муниципальных образований в  Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в  сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта  на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан»  (статья 1) (далее -Закон № 123-ЗРТ), Законом Республики Татарстан  от 30.11.2019 № 92-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и  на плановый период 2021 и 2022 годов» (пункт 4 статьи 22) и  последующими законами Республики Татарстан о бюджете Республики  Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период  органы местного самоуправления муниципальных образований в  Республике Татарстан, в том числе Альметьевский муниципальный район  наделены государственными полномочиями по расчету и предоставлению  транспортным организациям компенсаций расходов, понесенных в связи с  оказанием услуг общественного транспорта отдельным категориям  граждан. 

Общий объем субвенций для осуществления государственных  полномочий и его распределение между муниципальными образованиями  определяются в соответствии с Методикой определения объема субвенций,  предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета  Республики Татарстан на осуществление государственных полномочий в  сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта  на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан,  согласно приложению к Закону № 123-ЗРТ. 

Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных  образований Республики Татарстан из бюджета Республики Татарстан на  осуществление отдельных государственных полномочий в сфере 


обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на  территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан  утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 20.03.2020 № 210 (далее - Порядок). 

Порядок определяет взаимодействие Министерства и органов  местного самоуправления по предоставлению субвенций из бюджета  Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики  Татарстан на осуществление переданных государственных полномочий в  сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта  на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан.  Порядок взаимодействия органов местного самоуправления и  транспортных организаций в муниципальном районе (городском округе) в  связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному  социальному проездному билету и единому месячному детскому  социальному проездному билету) определяется муниципальными  правовыми актами. 

Расчет размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан  Перевозчику в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по  единому месячному социальному проездному билету и единому  месячному детскому социальному проездному билету в 2019 году  производился в соответствии с Методикой расчета размера компенсации  из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в  муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием  транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному  проездному билету и единому месячному детскому социальному  проездному билету, утвержденной постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении порядка  предоставления единого месячного социального проездного билета и  единого месячного детского социального проездного билета в Республике  Татарстан» (далее - Постановление № 161, Методика). 


Согласно Методике при оплате проезда электронной картой с  льготным транспортным приложением применяются тарифы для оплаты  проезда билетами длительного пользования, установленные  Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам. 

В 2019 году тариф при оплате проезда билетами длительного  пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города  Альметьевск и Альметьевского муниципального района Республики  Татарстан составлял, соответственно, 15 рублей (на 50 и более поездок) и  18 рублей (на 100 и более поездок) (постановления Госкомитета РТ по  тарифам от 03.08.2018 № 7-4/т и от 15.08.2019 № 7-5/т). 

В соответствии с Порядком предоставления в 2010 году субсидий,  предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной  доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий  граждан на территории Республики Татарстан, утвержденным  Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009   № 134 (далее - Порядок, утвержденный Постановлением № 134), были  заключены договоры Министерства с Перевозчиком. Согласно пункту 4  Порядка, утвержденного Постановлением № 134, Министерство  транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на основании  заключенных с транспортными организациями договоров об оказании  транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному  проездному билету и единому месячному детскому социальному  проездному билету и справки-расчета о причитающихся компенсационных  выплатах из бюджета Республики Татарстан за отчетный период,  предоставленной муниципальными образованиями, ежемесячно  перечисляет субсидии на расчетные счета транспортных организаций. 

Как указано выше, в соответствии с законодательством,  действовавшим в 2019 году, между Министерством и перевозчиком был  заключен договор от 01.01.2019 № 11 (далее - договор) по условиям  которого перевозчик принимает на себя обязательства по оказанию 


транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному  проездному билету и единому месячному детскому социальному  проездному билету (пункты 1.1 , 2.2). 

Согласно пункту 3.1 договора расчет средств, причитающихся  Перевозчику, производится в соответствии с Методикой расчета размера  компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным  организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с  оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному  социальному проездному билету и единому месячному детскому  социальному проездному билету, утвержденной постановлением № 161 и  на основании справки-расчета причитающихся компенсационных выплат  из бюджета Республики Татарстан за отчетный период, предоставленной  муниципальным образованием. 

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций  установили, что со своей стороны Министерство возместило перевозчику  расходы, связанные с оказанием транспортных услуг по единому  месячному социальному проездному билету и единому месячному  детскому социальному проездному билету, в сумме, указанной в справках- расчетах, предоставленной Исполкомом, и выполнило договорные  обязательства своевременно и в полном объеме, что подтверждается  прилагаемыми письмами (вместе со справками-расчетами) Исполкома и  платежными поручениями министерства. 

При этом иных обязательств, связанных с перечислением  перевозчику денежных средств при оказании последним транспортных  услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и  единому месячному детскому социальному проездному билету в спорный  период договором или законом не установлено. 

В соответствии с условиями договора Министерство производило  расчет и перечисление средств Перевозчику в течение 10-ти рабочих дней  на основании справки-расчета размера компенсации из бюджета 


Республики Татарстан за отчетный период, предоставленной  муниципальным образованием (пункт 3.1). 

В рассматриваемом деле перевозчиком произведен расчет суммы  убытков за период с апреля по декабрь 2019 года согласно приложению к  исковому заявлению. 

В ходе рассмотрения дела ответчиком 2 было заявлено о пропуске  истцом срока исковой давности. 

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации  общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно  пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение  срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно  было узнать о нарушении своего права. 

Арбитражные суды пришли к выводу, что по требованиям истца за  период апрель-июль 2019 года срок исковой давности пропущен. 

Справка-расчет размера компенсации из бюджета Республики  Татарстан расходов перевозчика в связи с оказанием транспортных услуг  гражданам по электронным картам с льготным транспортным  приложением на городских и пригородных муниципальных маршрутах за  июль 2019 года сформирована Исполкомом 13.08.2019. Платежным  поручением от 21.08.2019 № 596098 Министерство перечислило средства  на основании справки-расчета размера компенсации из бюджета  Республики Татарстан за отчетный период, предоставленной Исполкомом.  Указанные средства поступили в банк перевозчика 22.08.2019. Учитывая,  что обязательство Министерства по перечислению средств было  установлено договором за определенные периоды, а также дату  направления перевозчиком искового заявления, срок исковой давности по  взысканию недополученных доходов перевозчика за апрель-июль 2019  года истек, что в силу положений статьи 199 Гражданского кодекса  Российской Федерации является основанием к вынесению судом решения  об отказе в иске. 


Приведенные в жалобе доводы, касающиеся срока исковой давности,  судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены как  основанные на неверном толковании норм материального права, в том  числе статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Отказывая в иске в остальной части, суды исходили из следующего.
Законом Республики Татарстан от 19.12.2008 № 123-ЗРТ

«О наделении органов местного самоуправления муниципальных  образований в Республике Татарстан отдельными государственными  полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг  общественного транспорта на территории Республики Татарстан для  отдельных категорий граждан» (статья 1), органы местного  самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан, в  том числе Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан  (Альметьевский муниципальный район) наделены государственными  полномочиями по расчету и предоставлению транспортным организациям  компенсаций расходов, понесенных в связи с оказанием услуг  общественного транспорта отдельным категориям граждан. 

В соответствии с Законом № 123-ЗРТ финансовое обеспечение  переданных органам местного самоуправления государственных  полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам  муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Татарстан  (часть 1 статьи 4). Объем субвенций, предоставляемых бюджетам  муниципальных образований для осуществления органами местного  самоуправления государственных полномочий, устанавливается Законом  Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной  финансовый год и плановый период (часть 3 статьи 4). 

Законом № 123-ЗРТ предусмотрено, что органы местного  самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе  направлять обоснованные предложения в орган, обладающий  полномочиями по составлению и исполнению бюджета Республики 


Татарстан (указанные полномочия у Министерства транспорта и  дорожного хозяйства Республики Татарстан отсутствуют), в части  уточнения соответствующего норматива в случае изменения в течение  финансового года ожидаемых объемов расходов на осуществление  государственных полномочий по сравнению с утвержденными  нормативами (пункт 2 части 1 статьи 7). 

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 20.03.2020 № 210 был утвержден Порядок предоставления субвенций  бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан из бюджета  Республики Татарстан на осуществление отдельных государственных  полномочий в сфере обеспечения равной доступности услуг  общественного транспорта на территории Республики Татарстан для  отдельных категорий граждан (далее - Порядок предоставления  субвенций). 

Порядком предоставления субвенций установлено, что субвенции  предоставляются бюджетам муниципальных образований Республики  Татарстан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных  Законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на  соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов  бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке  министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан  как главному распорядителю субвенций на цели, указанные в пункте 1  данного Порядка (пункт 2). 

Министерство ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего  за отчетным, представляет в Министерство финансов Республики  Татарстан заявку на предоставление субвенций бюджетам муниципальных  образований Республики Татарстан на осуществление государственных  полномочий в сфере равной доступности услуг общественного транспорта  для отдельных категорий граждан (пункт 4). 


Как указано выше, в период 2020 - 2022 г.г. между Исполнительным  комитетом Альметьевского муниципального района и истцом были  заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с  осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа  автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в городе  Альметьевске. 

Между сторонами муниципального контракта заключены также  Соглашения на 2020-2022 годы о предоставлении из бюджета  Альметьевского муниципального района субсидии в целях возмещения  недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности  услуг общественного транспорта на городских и пригородных маршрутах  Альметьевского муниципального района для отдельных категорий граждан  по электронным единому месячному социальному проездному билету и  единому месячному детскому социальному проездному билету. 

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса  Российской Федерации расходные обязательства муниципального  образования возникают в результате принятия муниципальных правовых  актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных  им отдельных государственных полномочий. 

С учетом наделения Альметьевского муниципального района  государственными полномочиями по расчету и предоставлению  транспортным организациям компенсаций расходов, понесенных в связи с  оказанием услуг общественного транспорта отдельным категориям  граждан и принятием в связи с этим соответствующих муниципальных  правовых актов, именно к данному муниципальному образованию  относятся расходные обязательства по финансированию соответствующих  льгот в 2020-2022 годах. 

Предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки  пассажиров и багажа общественным транспортом по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании «город 


Альметьевск» Альметьевского муниципального района установлены  следующими постановлениями Государственного комитета Республики  Татарстан по тарифам: 


с 01.11.2020 по 30.04.2022), согласно которому предельный максимальный  тариф разовой поездки составлял: 25 руб. - при приобретении  единовременного билета; 20 руб. - при оплате проезда билетом  длительного пользования на 100 и более поездок. 

В указанных постановлениях тариф на билеты для проезда льготного  пассажира (абзацы 3-5 стр.3 искового заявления) отсутствует. 

Из расчета суммы убытков, произведенного истцом, следует, что  истец требует взыскания убытков за перевозку пассажиров по билетам  длительного пользования (так как в основу расчета положено количество  транзакций, а транзакции считаются по билетам длительного пользования),  однако расчет фактически осуществляется исходя из тарифа,  установленного при приобретении билета в салоне транспортного средства  (постановление Госкомитета по тарифам № 7-4/т), при приобретении  билета за наличный расчет (постановление Госкомитета по тарифам 

 № 7-5/т), при приобретении единовременного билета (постановление  Госкомитета по тарифам № 108-4/т-2020), то есть 22 руб. и 25 руб. 

Госкомитетом по предложению заказчика (перевозчика)  установлены предельные максимальные тарифы, дифференцированные в  зависимости от способа оплаты проезда, в том числе по годам.  Вышеуказанные тарифы обеспечивают экономически обоснованные  затраты, подтвержденные перевозчиками при формировании тарифных  решений. 

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что истец без  какого-либо нормативного обоснования применяет в своих расчетах тариф,  установленный при приобретении билета в салоне транспортного средства  за наличный расчет и единовременного билета (постановления  Госкомитета по тарифам № 7-4/т, № 7-5/т, № 108-4/т-2020), при этом  требуя оплатить по указанному тарифу перевозку граждан по билетам  длительного пользования. 


Суды также установили, что из договора от 14.07.2017 № 63,  заключенного между истцом и АО «Социальная карта» (пункт 4.2.9) (далее  -договор № 63), усматривается, что денежные средства от пополнения  указанных билетов поступают истцу фактически авансом за еще не  оказанные услуги по перевозке граждан, в отличие от иных денежных  средств, которые истец получает только по факту оказания услуги. 

Кроме того, в договоре № 63 предусмотрены различные виды  электронных проездных билетов (ЭПБ), из писем Альметьевского  муниципального района в АО «Социальная карта» ( № 8359и от 29.10.2020  и 1489/04 от 17.12.2020, иные у Министерства отсутствуют) видно, что в  Альметьевском муниципальном районе в исковой период для физических  лиц действовало несколько типов проездных билетов, из их анализа  следует, что все эти билеты длительного пользования имею тариф одной  поездки не выше, установленной вышеуказанными постановлениями  Госкомитета по тарифам в схожий период по билетам длительного  пользования. 

Арбитражные суды, исходя из доводов истца и обстоятельств дела,  пришли к выводу, что истец фактически оспаривает установленные  тарифы. 

В жалобе истец указывает, что тарифы, установленные  госкомитетом, им не оспаривались в данном споре. 

Однако из его доводов следует, что исковые требования основаны  на применении истцом тарифа, не предусмотренного для перевозок по  билетам длительного пользования. 

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что тарифы, по  которым истец осуществлял перевозку граждан, относящихся к  указываемой им категории, являются льготными или, что они установлены  для льготной категории граждан без учета экономически обоснованных  расходов истца в исковой период. Равным образом отсутствуют в 


материалах дела и доказательства того, что тарифы, по которым истец  произвел расчет убытков, имеют экономическое обоснование. 

Как следует из отзыва Госкомитета по тарифам тарифы  обеспечивают экономически обоснованные затраты, подтвержденные  перевозчиками, в расчете тарифов на регулярные перевозки пассажиров и  багажа Госкомитетом учитываются экономически обоснованные расходы  перевозчиков. Тарифы являются экономически обоснованными в рамках  их дифференциации, то есть при расчете по тарифу, указанному истцом в  расчете исковых требований, истец получит экономически  необоснованный доход, не подтвержденный экономическим  обоснованными затратами истца при установлении тарифов, так как ранее  при установлении тарифов истец не смог обосновать тариф разовой  поездки в 22 руб. и 25 руб. при оплате билетами длительного пользования. 

Как отметил ответчик-2 и не оспорил истец, 2019, 2020, 2021  финансовые года истец завершил с чистой прибылью. 

При этом истцом не представлено обоснованных доказательств, что  перевозка пассажиров для него являлась убыточной. 

При таких обстоятельствах, арбитражные суды пришли к выводу,  что в рассматриваемой ситуации истец, не подтверждая размера реально  понесенных убытков, рассчитывает их лишь исходя из разницы в тарифах. 

Как указано ранее, в обоснование исковых требований, истец  ссылаясь на постановления Госкомитета по тарифам РТ № 7-4/т  от 03.08.2018, № 7-5/т от 15.08.2019, № 108-4/т-2020 от 14.10.2020,  которыми, по мнению истца, установлены тарифы для проезда льготных  категорий граждан и обычных пассажиров, указывает на возникновение у  ответчиков обязанности возмещения истцу межтарифной разницы. 

Однако доводы истца об установлении постановлениями  Госкомитета тарифов на перевозку льготных категорий граждан  противоречат положениям указанных постановлений, которыми  установлены предельные максимальные тарифы разовой поездки и провоза 


одного места багажа общественным транспортом по муниципальным  маршрутам регулярных перевозок в г.Альметьевск. 

В соответствии с положениями постановления Госкомитета  от 07.06.2019 № 7-1/т «Об утверждении Порядка установления  регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа  автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории  Республики Татарстан» при формировании тарифов на перевозки  пассажиров для расчета применяется метод экономически обоснованных  расходов, с учетом расчетного объема денежных средств, необходимых  перевозчику для полного возмещения затрат по регулируемой  деятельности и получения прибыли, необходимой для развития и для  финансирования расходов за счет прибыли. Следовательно, тарифы,  утверждаемые Госкомитетом на перевозку пассажиров, в том числе  применяемые для расчетов с транспортными организациями, не только не  являются «льготными», а напротив, учитывают получение перевозчиками  прибыли. 

При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу, что  положения вышеприведенных нормативных правовых актов исключают  как возникновение у истца убытков, связанных с межтарифной разницей,  так и правомерность применения к спорным правоотношениям позиции  судов, на которые истец ссылался как на обоснование своих требований.  Истец не представил доказательств возникновения у него убытков, несения  затрат в размере, превышающем величину тарифа, установленного для  расчета размера компенсаций транспортным организациям в связи с  оказанием транспортных услуг гражданам по ЕСПБ и ЕДСПБ. 

Материалы дела, в том числе представленный в обоснование иска  расчет не свидетельствует о возникновении на стороне истца  экономически обоснованных имущественных потерь вследствие  тарифного регулирования, что, в свою очередь, исключает возможность их 


компенсации по правилам пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса  Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах, арбитражные суды не установили  оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. 

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат  отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не  опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных  актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии  заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой  доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку. 

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств  находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда  кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287  АПК РФ. 

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических  обстоятельств дела и толкование положений закона не означает  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки. 

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов  судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы  явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов,  кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права  применены правильно. 

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной  инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной  жалобы не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Поволжского округа 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.08.2023 по делу № А65-24168/2022 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1.,  291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова 

Судьи Э.Г. Гильманова

 М.З. Желаева