НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 14.09.2023 № А12-34383/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7697/2023

г. Казань Дело № А12-34383/2022

15 сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

ИФНС по Дзержинскому району – ФИО1, доверенность от 09.01.2023,

УФНС по Волгоградской области – ФИО1, доверенность от 09.01.2023,

в отсутствие индивидуального предпринимателя ФИО2, извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя ФИО2 и Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года

по делу № А12-34383/2022

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), об оспаривании решения,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - ИП ФИО2, налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.10.2022 N 2600.

Решением суда первой инстанции от 10 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года решение суда отменено в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 17.10.2022 N 2600 в части предложения уплатить недоимку по налогу, по делу принят новый судебный акт о признании недействительным пункта 3.2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 17.10.2022 N 2600, в остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП ФИО2 обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в признании незаконным начисления суммы налога, подлежащего уплате за 2021 год исходя из налоговой ставки 6%, ввиду необходимости применения налоговой савки 4% от суммы полученного дохода.

Кроме того, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в части признания недействительным пункта 3.2 решения Инспекции, ссылаясь на то, что в решение Инспекции не содержало обязывающего предпринимателя указания на необходимость уплаты недоимки и не предполагало бесспорное взыскание с предпринимателя доначисленной суммы налога.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции и УФНС по Волгоградской области поддержал доводы кассационной жалобы налогового органа и просит суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы предпринимателя.

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителей кассационных жалоб, суд округа приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 14 августа 2014 года ИП ФИО2 является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы" и применением налоговой ставки в размере 4%.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации предпринимателя за 2021 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной 21 апреля 2022 года, по результатам которой Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 19.08.2022 N 2376 и вынесено решение N 2600 о привлечении ИП ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 484 руб. Кроме того, указанным решением заявителю доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в размере 250 141 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 40 500,98 руб.

Пунктом 3.2 указанного решения налогоплательщику предложено уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку, пени и штрафы.

Основанием для начисления ИП ФИО2 спорной суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, соответствующих сумм пени и штрафа явился вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон Волгоградской области N 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД.

Решением УФНС России по Волгоградской области от 07.02.2023 N 1 решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгоград от 17.10.2022 N 2600 о привлечении ИП ФИО2 к налоговой ответственности в части начисления пени в размере 40 500,98 руб., а также штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 484 руб. отменено в связи с наличием у предпринимателя переплаты по налогу, покрывающей сумму доначислений.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности принятого налоговым органом решения, поскольку предоставленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области N 1845-ОД.

Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным решения Инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого решения Инспекции у налогоплательщика имелась переплата по налогу, следовательно, задолженность перед бюджетом по данному налогу отсутствовала, и, в связи с этим, возложение на предпринимателя обязанности повторно уплатить в бюджет доначисленную сумму налога является неправомерным.

Суд кассационной инстанции, поддерживая приведенные выводы суда апелляционной инстанции, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно части 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах:

4% - в случае, если объектом налогообложения являются доходы;

10% - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:

1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет:

для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее двух человек и не менее 80% от среднесписочной численности работников, отраженной организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее двух человек;

для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее одного человека и не менее 80% от среднесписочной численности работников, отраженной индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;

2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.

Расчет среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле:

Ср = SUM в/К/П, где

SUM в - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы;

К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы;

П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1 января 2021 года, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.

Частью 8 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД определено, что налоговые ставки, установленные настоящей статьей, подлежат применению налогоплательщиками, применяющими УСН, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20 НК РФ.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.

Согласно Закону Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области" (ред. от 09.10.2019), а также постановлению Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 N 480-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года", величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в размере 10 892 руб.

Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 160 руб. (10 892 * 1,3).

В соответствии с данными расчетов предпринимателя по страховым взносам среднесписочная численность работников в 2020 году составляла 2 человека, в 2021 году 2 человека, что составляет 100% от среднесписочной численности работников в 2020 году.

Таким образом, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.

Согласно расчету предпринимателя в 2021 году сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в соответствии со статьей 240 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы составила - 340 864 руб., среднесписочная численность - 2 человека, количество физических лиц, подлежащих обязательному страхованию - 3 человека, поскольку в апреле 2021 года ФИО3 уволился по собственному желанию, а в июне 2021 года ФИО4 принят на должность юриста на условиях неполного рабочего дня, оплата указанному сотруднику исчислялась пропорционально отработанному времени.

Таким образом, фактически количество физических лиц составило 3 человека, но среднесписочная численность работников - 2 человека.

Доводы предпринимателя о необходимости расчета по страховым взносам исходя из среднесписочной численности работников (2 человека) отклонены судами как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании формулы, приведенной в пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.

Так судами отмечено, что исходя из буквального толкования, в показателе «К» данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчет количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика.

Кроме того, при расчете среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по приведенной формуле фактически отработанное сотрудниками в течение года время также не учитывается.

Таким образом, расчет должен быть произведен исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, то есть 3 человека.

Исходя из данных показателей, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц предпринимателя составил 9 468 руб. (ср. = 340 864 / 3 / 12 = 9 468 руб.).

Данный показатель ниже установленной минимальной заработной платы в Волгоградской области в 2021 году на 4 692 руб. (14 160 руб. - 9 468 руб.).

В связи с изложенным, суды согласились с выводами налогового органа о несоответствии налогоплательщика требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД являются верными.

Судами отмечено, что ввиду отсутствия совокупности условий, установленных частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД, у ИП ФИО2 отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки 4% в 2021 году по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН и налог за 2021 год, уплачиваемый предпринимателем в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы" должен быть рассчитан исходя из установленной частью 1 статьи 346.20 НК РФ налоговой ставки в размере 6%.

Согласно расчету налогового органа подлежащая уплате в бюджет сумма налога составила 750 423,42 руб. (12 507 057 * 6%).

В декларации заявителя заявлен подлежащий уплате налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, с применением налоговой ставки 4% - 500 282 руб.

Следовательно, занижение предпринимателем исчисленной им суммы налога составило 250 141 руб.

В пункте 3.2 оспариваемого решения Инспекция предложила налогоплательщику уплатить указанную сумму недоимки по налогу, а также начисленную на него сумму пени, штрафа.

Судом апелляционной инстанции отмечено, что обжалуемое решение Инспекции оценивалось судом первой инстанции с учетом решения УФНС России по Волгоградской области от 07.02.2023 N 1, то есть только в части доначисления предпринимателю суммы налога, поскольку в части начисления штрафа и пени оспариваемый акт был отменен Управлением.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в 2021 году ИП ФИО2 вносил авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы" за 1, 2 и 3 кварталы 2021 года и на дату вынесения оспариваемого решения у него имелась переплата в размере 295 682,43 руб., перекрывающая сумму занижения им налога.

Поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты налога, основания для начисления пени, а также привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ отсутствовали.

Судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы кассационной жалобы Управления ФНС России по Волгоградской области о том, что решение Инспекции не содержало обязывающего предпринимателя указания на необходимость уплаты недоимки.

Так из буквального содержания резолютивной части решения Инспекции усматривается, что в пункте 3.1 решения указано на наличие у предпринимателя именно недоимки в размере 250 141 руб., а в пункте 3.2 решения содержится указание на необходимость уплаты недоимки, указанной в пункте 3.1.

При этом статья 11 НК РФ содержит понятие "недоимка" - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В связи с изложенным, решением Инспекции установлено наличие у предпринимателя не уплаченного в установленный законодательством о налогах и сборах срок налога в размере 250 141 руб.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что возложение на предпринимателя обязанности повторно уплатить в бюджет начисленную оспариваемым решением сумму налога является неправомерным и отменил решение суда первой инстанции в соответствующей части.

Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.

Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные заявителем за рассмотрение кассационной жалобы, подлежат отнесению на предпринимателя.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2023 года в неотмененной части и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года по делу №А12-34383/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.

Председательствующий судья А.Д. Хлебников

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

С.В. Мосунов