НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 14.08.2009 № А55-9537/2008

А55-9537/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-9537/2008

14 августа 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,

судей: Сабирова М.М., Нафиковой Р.А.,

при участии представителей:

ответчика (Министерства финансов Российской Федерации) – Тихоненко Н.В. (доверенность от 23.01.2009 № 64),

третьего лица – Панкратовой О.В. (доверенность от 27.11.2008 № 4447/1),

в отсутствие:

истца – извещен, не явился

ответчика (Министерства управления финансами Самарской области) – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 (судья Хмелева С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи: Серебрякова Е.А., Селиверстова Н.А.)

по делу № А55-9537/2008

по исковому заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти Самарской области, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Самара, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, о взыскании 117 816 руб. 97 коп., с участием третьего лица – мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ), о взыскании: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – первый ответчик) убытков в связи с осуществляемым предоставлением потребителям услуг по льготным ценам на основании Федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Закон об инвалидах) в размере 84 912 руб. 28 коп.; с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области (далее – второй ответчик) убытков в связи с осуществляемым предоставлением потребителям услуг по льготным ценам на основании Федерального закона «О ветеранах» и Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» в размере 32 904 руб. 69 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 с первого ответчика за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 84 912 руб. 28 коп., понесенных в связи с предоставлением гражданам в первом полугодии 2008 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом о ветеранах, Законом об инвалидах. Со второго ответчика за счет казны Самарской области в пользу истца взыскано 32 904 руб. 69 коп., понесенных в связи с предоставлением гражданам в первом полугодии 2008 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», Законом Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение суда от 03.03.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе первый ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что финансирование мер государственной поддержки по оплате коммунальных услуг отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Министерством финансов Российской Федерации было выделено достаточно средств для финансирования расходов связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, поскольку Министерством управления финансами Самарской области не представлено документов, доказывающих недостаточность финансирования вышеуказанных льгот.

В части удовлетворения иска о взыскания убытков со второго ответчика, судебные акты лицами, участвующими в деле, не обжалованы.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 12.08.2009 был объявлен перерыв до 10 ч. 00 мин. 14.08.2009.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как установлено судами, в оперативном управлении истца находятся два общежития и многоквартирный жилой дом, в которых проживают лица, имеющие в соответствии с действующим законодательством льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Во исполнение обязательств по предоставлению коммунальных услуг истцом на 2008 год заключены муниципальные контракты с энергопоставляющими организациями на услуги энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Оплата по данным контрактам осуществлялась истцом в размере 100% установленных тарифов и расценок, без учета льгот.

Истец, как управляющая организация, направлял денежные средства, полученные в качестве квартплаты, на проведение расчетов по договорам с энергопоставляющими организациями за поставку тепла, воды, электрической энергии и прием сточных вод.

В первом полугодии 2008 года истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанных общежитиях и жилом доме на основании Закона о ветеранах и Закона об инвалидах.

Истцом доказан факт оказания услуг льготным категориям граждан; оплата истцом стоимости услуг поставщикам, предоставляющим данные услуги; наличие у граждан льгот, установленных вышеуказанными законами на их получение.

Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона о ветеранах, Закона об инвалидах, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Государство, установив вышеперечисленными законами льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняло на себя и обязанность по возмещению предприятиям понесенных расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных предприятием в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такого предприятия убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению предприятиям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Принимая во внимание изложенное, поскольку истец понес расходы (убытки), связанные с предоставлением указанных льгот, суды первой и апелляционной инстанций правомерно, руководствуясь положениями статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», от 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» посчитали, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот подлежат возмещению за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Довод заявителя кассационной жалобы о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.03.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу № А55-9537/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья М.В. Коноплёва

Судьи М.М. Сабиров

Р.А. Нафикова