НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 14.08.2008 № А06-490/08

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

город Казань

14 августа 2008 года Дело № А06-490/08

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

  председательствующего: Сагадеева Р.Р.

судей: Гариповой Ф.Г., Хасанова Р.Г.

при участии сторон:

от истца – без участия, извещен;

от ответчика – Водолазская А.В. по доверенности от 08.08.08 № 02-16/3124,

рассмотрев   в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Решето Н.С., город Астрахань, на решение от 07.04.2008 Арбитражного суда Астраханской области (Судья: Гущина Т.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 (Судьи: Александрова Л.Б., Борисова Т.С., Кузьмичев С.А.) по делу №А06-490/08

по исковому заявлению   предпринимателя без образования юридического лица Решето Н.С., город Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Астрахани, о признании незаконным решения Инспекции,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель без образования юридического лица Решето Н.С., город Астрахань, обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Астрахани о признании незаконным решения Инспекции.

  Решением от 07.04.2008 Арбитражного суда Астраханской области, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008, требования удовлетворены в части.

Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по Советскому району г. Астрахани № 21 от 18.01.2008г. в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 59.818 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 18.282 руб.06 коп., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 11.963 руб. 60 коп.; в части начисления единого налога по упрощенной системе налогообложения в сумме 27.675 рублей, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ с указанной суммы, остальную сумму штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого налога по упрощенной системе налогообложения уменьшить до 5.000 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, предприниматель обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по Советскому району г. Астрахани в период с 24 августа 2007 г. по 23 октября 2007 г. в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.04.2004 г. по 31.12.2006 г., налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2004 г. по 31.12.2006 г., страховых взносов на обязательной пенсионное страхование за период с 01.04.2004 г. по 31.12.2006 г., правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.04.2004 г. по 24.08.2007 г. По результатам выездной налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки № 21 от 14 декабря 2007 г.

В ходе проверки налоговым органом установлена неполная уплата НДС в сумме 59818 руб., единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 891019 руб., страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9263 руб., страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3705 руб., неудержание и неперечисление НДФЛ в сумме 17 409 руб.

18 января 2008 года заместителем начальника инспекции ФНС России по Советскому району г. Астрахани по результатам выездной налоговой проверки принято решение № 21 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11963 руб. за неполную уплату НДС, в виде штрафа в сумме 171 664,8 руб. за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 3669,6 руб.; предусмотренной ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 150 руб., предусмотренной п. 1 ст. 27 Федерального закона № 167-ФЗ в сумме 2593 руб. Предпринимателю начислены пени за неуплату НДС в сумме 18 282,06 руб., за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; в сумме 311 557,19 руб., страховых взносов в сумме 3620,94 и предложено уплатить НДС в сумме 59 818 руб., единый налог, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 858 324 руб., страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9263 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3705 руб., НДФЛ в сумме 345 руб.

Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, указывает, что индивидуальным предпринимателем Решето Н.С. не представлено доказательств того, что им до начала выездной налоговой проверки предпринимались меры к восстановлению бухгалтерской документации, не обеспечена сохранность бухгалтерской отчетности и первичных учетных документов в течение 5 лет, указано на отсутствие у налогового органа оснований для определения суммы налога расчетным путем на основании подпункта 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Коллегия считает решение вынесенным по неполно выясненным обстоятельствам.

Арбитражным судом при вынесении решения не дана оценка доводам, изложенным предпринимателем.

В нарушение пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации судом не указаны мотивы, по которым отклонены следующие доводы заявителя.

В соответствие со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации выездная и камеральная налоговая проверка имеют своей целью осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

При вынесении оспариваемого решения не учтены данные камеральных налоговых проверок, проведенных за 9 месяцев 2005, за 9 месяцев 2004 года, а суды, по мнению истца, не рассмотрели доводы налогоплательщика о результатах ранее проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок.

Камеральная и выездная налоговая проверка проводились одним и тем же налоговым органом, за одни и те же периоды, по одному и тому же налогу, в рамках одного и того же налогового режима.

На момент представления налоговых деклараций налогоплательщик действовал на основании имевшихся у него документов.

Камеральные налоговые проверки проводились с истребованием документов, подтверждающих произведенные расходы, документы были исследованы, суммы расходов подтверждены.

По результатам выездной налоговой проверки не учтена проведенная Инспекцией и подтвержденная ею сумма расходов 3 640 735 руб.

За 9 месяцев 2005 – Инспекция затребовала по требованию № 09121-1579 от 03.02.2006 первичные документы для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога. При этом документы в установленный срок были представлены. Однако в оспариваемом решении Инспекцией по итогам 2005 года учтено расходов в меньшей сумме, чем были проверены по итогам налоговой декларации за 9 месяцев 2005 года (учтены расходы в сумме 1 949 857 руб. – были проверены на сумму 3 640 735 руб.).

Коллегия, учитывая, что само по себе отсутствие бухгалтерских документов не свидетельствует о занижении налогооблагаемой базы, считает, что вышеуказанные обстоятельства, которым судебными инстанциями оценка не дана, могут иметь существенное значение при разрешении спора.

При таких обстоятельствах, коллегия считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку вышеуказанным обстоятельствам.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.04.2008 Арбитражного суда Астраханской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008  по делу № А06-490/08 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Астраханской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Р.Р. Сагадеев

судьи Ф.Г. Гарипова

Р.Г. Хасанов