ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А06-4902/2007
14 мая 2008 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего Хасанова Р.Г.,
судей Баширова Э.Г., Филимонова С.А.,
при участии:
от заявителя – Дворянкиной Н.В. (по доверенности от 27.08.2007 №2323),
от ответчика – Филиппова И.А. (по доверенности от 15.01.2008 №03-18/459),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой», пос.Аксарайский, Красноярский район Астраханской области,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.11.2007 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2008 (председательствующий Борисова Т.С., судьи Александрова Л.Б., Акимова М.А.) по делу №А06-4902/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Астраханской области о признании незаконным ее бездействия,
по докладу судьи Хасанова Р.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Астраханской области о признании незаконным ее бездействия, выразившееся в отсутствии сторнирования данных по задолженности налогоплательщика в сумме 10769671,21 рубль по состоянию расчетов на 01.07.2007 с необоснованно включенными в нее суммами задолженности.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.11.2007, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его заявленных требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 07.05.2008 объявлен перерыв до 9 часов 00 минут 14.05.2008.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Обществом от ответчика получена справка о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.07.2007, согласно которой у налогоплательщика имеется задолженность по налогу и пеням на основании решения налогового органа от 26.02.2006 №114, признанного вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.01.2007 по делу №А06-1332у/4-24/06 незаконным взыскание налоговых платежей в сумме 11612094 рублей по причине пропуска срока, предусмотренного статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, по мнению заявителя, указанная сумма в лицевом счете налогоплательщика подлежит налоговым органом сторнированию. Поскольку эти действия налоговым органом не совершены, то это обстоятельство явилось основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Коллегией выводы судов об отказе удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации находит правильными.
Пункт 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается обязанность по уплате налога и (или) сбора, а именно:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Суды сделали правильный вывод о необоснованности доводов заявителя о том, что основанием для корректировки лицевого счета ОАО Астраханьгазстрой» является решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.01.2007 по делу №А06-1332у/4-24-2006, которым решение Межрайонной ИФНС № 1 по Астраханской области от 26.02.2006 №114 признано незаконным.
Допущенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Астраханской области нарушения налогового законодательства при принятии решения о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика, не свидетельствуют об отсутствии самой задолженности налогоплательщика по указанным в нем налогам и пени.
Таким образом, обязанность налогового органа по списанию задолженности с карточки лицевого счета налогоплательщика на основании вышеуказанного решения суда действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.11.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2008 по делу №А06-4902/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Р.Г.Хасанов
судьи Э.Г.Баширов
С.А.Филимонов