НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 13.10.2022 № А06-9262/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23418/2022

г. Казань                                                 Дело № А06-9262/2021

20 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022

по делу № А06-9262/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Штиль» (г. Астрахань, ОГРН 1023000846989, ИНН 3016027691) о признании незаконным решения Астраханской таможни (г. Астрахань, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414), заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба» (г. Москва, ОГРН 1027739737321, ИНН 7707274249),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Штиль» (далее – ООО «Штиль», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Астраханской таможни (далее – Астраханская таможня, таможенный орган) по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 № 10311000/210/220721/Т000152/00001.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2022 по делу № А06-9262/2021 признано незаконным решение Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 №10311000/210/220721/Т000152/00001.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу № А06-9262/2021 решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2022 отменено, заявленные требования ООО «Штиль» удовлетворены, признано незаконным решение Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 22.07.2021 №10311000/210/220721/Т000152/00001.

В кассационной жалобе Астраханская таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание 06.10.2022 проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ при участии представителей Астраханской таможни – Сысовой И.Н. (доверенность от 06.07.2022 № 07-18/10348), Абубекеровой М.И. (доверенность от 21.01.2022 № 07-20/01021), общества с ограниченной ответственностью «Штиль» - Ерофеева В.В. (доверенность от 31.01.2022 № 2/22) в судебном заседании 06.10.2022 объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 13.10.2022.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание 13.10.2022 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Судами установлено и следует из материалов дела, что таможенным органом проведена камеральная проверка. В результате проверки установлено, что ФГБУ «Морспасслужба» на основании договора от 03.09.2019 № 19V0606-РМРФ/251/19 оказывает услуги ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» по организации и обеспечению несения аварийно-спасательного дежурства, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Каспийского моря в районе строительства поисково-оценочной скважины № 2 на площади Хазри, с использованием, в том числе, судна «Эпрон».

Между ФГБУ «Морспасслужба» (заказчик) и ООО «Штиль» (исполнитель) заключен договор от 16.01.2020 № РМРФ/30/20, по условиям которого исполнитель обязуется по заявке заказчика осуществить услуги по обслуживанию судов, включая услуги по морской перевозке топлива и пресной воды, собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (пункт 1.1 договора). Услуги оказываются исполнителем с использованием т/х «Карбон».

Судно «Карбон» под флагом Российской Федерации в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 пересекало государственную границу в морском пункте пропуска Астрахань, рейд № 4, на убытие из Российской Федерации – 11.03.2020, на прибытие в Российскую Федерацию – 16.03.2020.

Согласно генеральной декларации от 11.03.2020, грузовой декларации, грузовой накладной № 11.03.2020, каргоплана т/х «Карбон» от 11.03.2020, представленным в Пограничное управление ФСБ России, при убытии из Российской Федерации 11.03.2020 на судне «Карбон» находился груз: бутилированная питьевая вода - 6 тонн, дизельное топливо - 75 тонн, пресная вода - 108 тонн. Общее количество груза при убытии составило - 189 тонн.

По прибытии в Российскую Федерацию 16.03.2020 на судне «Карбон» находится груз: сухой мусор - 2,0 м3, сточно-хозяйственные воды-62,01 м3. Общее количество груза при прибытии составило - 64.01 м3.

Факты подачи документов на таможенные посты Астраханской таможни с целью получения разрешения на убытие/прибытие судна «Карбон» (IMO-8857198) с 11.03.2020 по 16.03.2020 отсутствуют. Судовые дела на судно «Карбон» 11.03.2020 и 16.03.2020 не формировались, декларации на товары, перемещенные на судне «Карбон» с 11.03.2020 по 16.03.2020, не подавались.

В акте камеральной таможенной проверки от 09.06.2021 отражено, что ООО «Штиль» с 11.03.2020 по 16.03.2020 оказана услуга ФГБУ «Морспасслужба» по перевозке в северную часть Каспийского моря груза/товаров (топлива и воды для т/х «Эпрон»). Собственником данных товаров является ФГБУ «Морспасслужба». Оплата услуги произведена им в полном объеме.

Таким образом таможенный орган заключил, что судно «Карбон» в период с 11.03.2020 по 16.03.2020 убыло с таможенной территории ЕАЭС в северную часть Каспийского моря с пересечением государственной границы без прохождения таможенного контроля и подачи судовладельцем судна - ООО «Штиль» уведомления об убытии и прибытии в установленном законодательством порядке; разрешение на убытие и прибытие судна «Карбон» таможенными органами не выдавалось.

Также таможенным органом установлено, что ни собственник товара ФГБУ «Морспасслужба», ни перевозчик товара ООО «Штиль» сведений, подтверждающих целевое использование товаров «Топливо маловязкое судовое, вид I» (95 тонн), дизельное масло (189 кг) в соответствии с законом Российской Федерации от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» при перемещении его через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в таможенный орган не представляли, таможенное декларирование не осуществляли.

Обязательство о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива от лица, получившего в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на право пользования недрами для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, и в интересах которого проводятся указанные работы (организация - недропользователь), в таможенный орган не поступало.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 09.06.2021 № 10311000/210/090621/А000152.

Таможенным органом по результатам таможенного контроля вынесено решение от 22.07.2021 № 10311000/210/220721/Т000152/00001, в соответствии с которым 95,0 тонн дизельного топлива, 189 кг дизельного масла, 6,0 тонн питьевой бутилированной воды, 108 тонн пресной воды признаны незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС, что повлекло возникновение у ООО «Штиль» обязанности по уплате таможенных пошлин. Также указанным решением ФГУП «Морспасслужба» признано лицом, несущим солидарную с лицом, незаконно перемещающим товар через таможенную границу ЕАЭС (ООО «Штиль») обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и пени.

ООО «Штиль» оспорило решение таможни в судебном порядке.

При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) припасами являются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза припасов установлены главой 39 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 7 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 ТК ЕАЭС с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

В силу пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.

Порядок использования припасов на таможенной территории Союза регламентирован в статье 283 ТК ЕАЭС, в соответствии с нормами которой припасы, находящиеся на бортах водных судов, могут передаваться на другие водные суда, при этом обязательное получение разрешения таможенного органа на передачу припасов на иное транспортное средство установлено только для использования припасов на территории ЕАЭС.

Правилами уведомления пограничных органов Федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341 определены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, в том числе для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон № 4730-1):

- убытие российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты;

- плавание иностранных судов между российскими портами, а также их убытие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты;

- плавание российских и иностранных судов между российскими портами с заходом в территориальные моря иностранных государств при проходе через Балтийское, Охотское или Японское моря и примыкающие к ним проливы;

- убытие российских ледоколов из российских портов в исключительные экономические зоны и (или) территориальные моря иностранных государств, расположенные в Балтийском, Охотском и Японском морях, для осуществления ледокольной проводки с последующим прибытием в российские порты;

- убытие иностранных судов из российских портов в исключительную экономическую зону Российской Федерации в целях осуществления морских научных исследований с последующим прибытием в российские порты;

- убытие иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты;

- убытие иностранных спортивных парусных судов из российских портов для участия в соревнованиях по парусному спорту с последующим прибытием в российские порты.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона № 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (Федерального закона от 05.04.2003 № 40-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 06 июля 1998 года) дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон.

Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.

Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчета от точек на побережьях сторон с учетом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 1 января 1998 года, равного отметке минус 27 метров Балтийской системы высот (относительно Кронштадтского футштока).

Географическое описание прохождения указанной выше линии и ее координат будет осуществлено на основе согласованных сторонами картографических материалов и базисных линий и закреплено в отдельном протоколе, который явится приложением к настоящему соглашению и его неотъемлемой частью.

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан подписан Протокол от 13.05.2002 к указанному Соглашению, в котором установлены географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в целях осуществления суверенных прав на недропользование (статья 1).

Каталог географических координат поворотных точек модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря является неотъемлемой частью настоящего Протокола (Приложение 1).

Суды исследовали представленные в материалы дела документы и заключили, что таможенным органом не представлены доказательства того, что судно «Эпрон» в спорный период находилось в северной части Каспийского моря на территории Республики Казахстан.

Суды признали, что судном «Карбон» с 11.03.2020 по 16.03.2020 осуществлялась доставка припасов (дизельного топлива, воды) для эксплуатации судна «Эпрон», несущего аварийно-спасательное дежурство в северной части Каспийского моря.

Таможенная процедура экспорта - процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами (пункт 1 статьи 139 ТК ЕАЭС).

Вместе с тем, международная перевозка или реализация указанного топлива судами не осуществлялись, статусом иностранного товара оно не обладало, обо всех выходах в рейсы были проинформированы контролирующие органы, количество топлива на борту указывалось при направлении заявлений портовой службе на выход и заход судна.

Сами по себе факты пересечения судном «Карбон» под флагом Российской Федерации в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 государственной границы в морском пункте пропуска Астрахань не возлагают на общество обязанности по помещению топлива, вывозимого в качестве припасов другому судну, под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с которой товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами.

Суды учитывали, что Советский районный суд г. Астрахани в рамках рассмотрения дел № 5-500/2022, № 5-372/2022 установил, что таможенным органом не представлено доказательств, что судно «Эпрон» в спорный период находилось в северной части Каспийского моря на территории другого государства – Республики Казахстан, а также доказательств того, что обществом осуществлялась международная перевозка судами. Решения суда по данным делам вступили в законную силу.

Суды учитывали изложенное, исходили из того, что сами по себе факты выхода судна из порта Астрахань и нахождение в исключительной экономической зоне Российской Федерации не возлагают на общество обязанности по помещению топлива, моторного масла, воды питьевой, вывозимых в качестве припасов для другого судну, под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с которой товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами, доказанности обществом факта необходимости спорного топлива, моторного масла, воды питьевой обществу для собственных нужд, которые не отчуждались в пользу третьих лиц и были использованы для эксплуатации судна "Эпрон" и недоказанности таможней обратного, и удовлетворили заявленные требования, признав незаконным оспариваемое решение таможни.

Судебная коллегия в апелляционной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу № А06-9262/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                      А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                          С.В. Мосунов

                                                                                                А.Д. Хлебников