НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 13.09.2022 № А55-16359/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22601/2022

г. Казань                                                 Дело № А55-16359/2021

19 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,

при участии представителей:

ответчика – Сенькова С.С., доверенность от 29.12.2021,

третьего лица – акционерного общества «Российский экспортный центр» - Касьяна А.А., доверенность от 28.12.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022

по делу № А55-16359/2021

по исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123) к акционерному обществу «Полад» (ОГРН 1026301976799) о взыскании субсидии в сумме 2 746 358 руб. 91 коп. и штрафа в размере 2 746 358 руб. 91 коп.,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального казначейства; акционерного общества «Российский экспортный центр»,

УСТАНОВИЛ:

министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Акционерного общества «Полад» (далее – АО «Полад», ответчик) субсидии в сумме 2 746 358 рублей 91 коп. и штрафа в размере 2 746 3589 рублей 91 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2022 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. Просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить исковые требования полностью.

Акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее – АО «Российский экспортный центр», третье лицо) представлен отзыв, считает доводы кассационной жалобы незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов, содержащихся в них, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно нее, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 496 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции (далее - Правила).

В соответствии с п. 1 Правил субсидия предоставляется организациям в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на компенсацию части затрат на транспортировку продукции в целях стимулирования производства и поставки конкурентоспособной продукции покупателям.

20.12.2019 года Министерство и АО «Полад» (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 20.12.2019 № 020-11-2019-1399 (далее - Соглашение) (л.д. 7-25).

Согласно п. 1.1.1. Соглашения истец предоставляет ответчику в порядке и на условиях Соглашения и Правил субсидии в целях возмещения затрат Получателя, указанных в приложении № 2 к Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 Соглашения, определенном в соответствии с п. 5 Правил.

В соответствии с п. 2.1 Соглашения истцом была перечислена ответчику субсидия в размере 2 746 358, 91 рублей, что подтверждается платежным поручением от 26.12.2019 № 379919.

Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 в отношении Министерства проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017-2019 годы.

По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020, направленный в адрес истца письмом от 23.10.2020 № 18-03-01/21698, и направлено представление от 15.12.2020 № 18-03-01/26118 (далее - Представление), в которых указаны следующие выявленные нарушения:

1. В нарушение пп. 1 п. 2 ст. 78, пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214) в 2019 году Министерством предоставлена субсидия АО «Полад» на сумму 2 746 358, 91 руб. по результатам ранжирования на основании недостоверной информации, представленной организацией о значениях показателя результативности использования субсидии (п. 2 Представления).

Представлением Федеральное казначейство обязало истца принять меры по возврату денежных средств в доход федерального бюджета по нарушениям, указанным в п. п. 1 - 31 Представления.

Согласно п. 4.1.5 Соглашения истец обязуется в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей или условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Согласно п. 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.2.1 Соглашения и п. 38 Правил в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта представления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату Получателем в доход федерального бюджета:

- на основании требования Министерства - не позднее 3-го рабочего дня со дня получения Получателем указанного требования;

- на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.2.2 Соглашения и п. 39 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214) в случае, указанном в п. 5.2.1 Соглашения, Получатель одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений в соответствии с п. 5.2.1 Соглашения.

Вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии предшествующей заключению Соглашения о предоставлении субсидий, суть которой состоит в проверке соответствия документов тем условиям, которые необходимы для получения субсидии.

В соответствии с п. 38 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214), в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта представления недостоверной информации, средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату организацией в доход федерального бюджета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.

Исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что истцом не обоснован размер выявленных нарушений.

Судами принято во внимание, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на выявление недостоверного показателя объема фактически поставленной продукции в 2017 году, представленного АО «Полад» в расчете значения фактического показателя результативности использования субсидии за период 01.10.2018 по 31.08.2019.

Так, по данным ФТС, данный показатель равен «110 112,74 рублей», а не «0».

Судами установлено, что в случае применения в качестве показателя объема фактически поставленной продукции в 2017 году «0 руб.» либо «110 112, 74 руб.» размер предоставляемой субсидии изменению не подлежит.

Так, согласно п. 5 тех же правил размер субсидии (Р) определяется по формуле (п. 5 Постановления Правительства РФ от 18.09.2019 № 1214):

Показатель объема фактически поставленной продукции в 2017 необходим для определения результатов ранжирования организаций, то есть определения его места в реестре получателей субсидии 2019 из федерального бюджета, которые определяются по следующей формуле (п. 20 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214)):

Показатель объема фактически поставленной продукции в 2017 (Vфт2017) влияет на определение результатов ранжирования (С2019), но не используется для определения размера субсидии (Р), как и сам результат ранжирования (в формуле определения размера субсидии отсутствуют показатели результата ранжирования и объема фактически поставленной продукции за какой-либо год). В соответствии с п. 20 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214) соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии.

Согласно данным акта внеплановой выездной проверки от 20.10.2020 года проведено сравнение значений показателей результативности использования субсидий (таблица № 23), согласно которому значение АО «Полад» - 9,23 (рассчитанный по данным ФТС), вместо - 9,27 (рассчитанный АО «РЭЦ»).

Однако применение любого из приведенных значений не приведет к изменению места АО «Полад» в реестре получателей субсидии 2019 из федерального бюджета.

В соответствии с данными реестра получателей субсидии 2019 из федерального бюджета организации расположились следующим образом:

4.

ОАО «БАЛТКРАН»

1023901016248

10,08

5.

АО «ПОЛАД»

1026301976799

9,27

6.

ООО «ГРУППА ПРОМАВТО»

1125263004162

9,19

Таким образом, обладая значением 9,27 или 9,23, АО «Полад» будет в любом случае находиться на 45 месте в реестре получателей субсидии в 2019 году.

При этом, судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что само по себе предоставление ответчиком некорректных данных, не повлекшее за собой существенных изменений его статуса как получателя субсидии и возникновение оснований для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, не может являться достаточным основанием для возврата полученной субсидии.

Таким образом, истцом не определен и не доказан размер выявленных нарушений, являющихся основанием для возврата в бюджет субсидии, что не соответствует порядку привлечения организации к ответственности согласно п. п. 36 - 39 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214).

При указанных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к несогласию с оценкой доказательств нижестоящими судами, с которой суд кассационной инстанции соглашается.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы нижестоящих судов.

Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает и обстоятельства того, что в соответствии с соглашением № 020-11-2019-1399 от 20.12.2019 (пункт 4.1.4, 4, 5.1 соглашения), АО «Российский экспортный центр» (агент) осуществляет проверку достоверности предоставленных в заявке данных, производит расчет размера субсидий, готовит соответствующее заключение, ранжирование, подготовку проекта реестра получателей субсидий, и несет ответственность за надлежащее выполнение указанных функций.

Между тем, агент не выявил нарушений при рассмотрении заявки ответчика, не осуществил перерасчет размера субсидий и включил ответчика в перечень получателей субсидий.

Поскольку ответчиком надлежащим образом и в полном объеме выполнены обязательства по соглашению, представленные в отчете данные соответствуют требованиям соглашения и Правил предоставления субсидий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, считает законными и обоснованными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций, не допущено при принятии обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу № А55-16359/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.А. Савкина

Судьи                                                                              Н.Ю. Мельникова

                                                                                              М.М. Сабиров