АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-35815/2018
г. Казань Дело № А65-35722/2017
17 сентября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Кормакова Г.А., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя – Гумерова М.Р., доверенность от 18.12.2017, Федотова Д.М., доверенность от 20.12.2017,
ответчика – Дубровиной Е.О., доверенность от 09.01.2018,
ПАО «Камаз – Олейника Е.Ю., доверенность от 01.01.2018,
Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – Харина М.Г., доверенность от 18.12.2017, Валиуллина Б.И., доверенность от 26.04.2018, Хабибуллиной Л.В., доверенность от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2018 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судей Засыпкина Т.С., Кувшинов В.Е.)
по делу № А65-35722/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными и отмене пунктов 1, 2 и 3 решения, третьи лица: ПАО «Камаз», г. Набережные Челны Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, ООО фирма «ТД Аудит Консалтинг», г. Набережные Челны Республики Татарстан, прокуратура Республики Татарстан, г.Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» (далее – общество, общество «ЧВК») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – антимонопольный орган, управление) от 03.10.2017 по делу № 05-91/2017
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество «КАМАЗ» (далее – общество «КАМАЗ»), государственный комитет по тарифам Республики Татарстан (далее – госкомитет по тарифам), общество с ограниченной ответственностью фирма «ТД Аудит Консалтинг», прокуратура Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество «ЧВК» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступило обращение госкомитета по тарифам, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны общества «ЧВК».
В ходе рассмотрения данного обращения управлением установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, единственным участником (учредителем) заявителя является общество «КАМАЗ».
На основании отчета независимого оценщика № 73/2014-О решением единственного участника заявителя от 11.02.2015 № 03/2015 уставной капитал общества «ЧВК» за счет внесения дополнительного вклада увеличен с 973 240 400 рублей до 1 462 766 800 рублей, из них дополнительный вклад внесен участником общества имуществом в количестве 107 объектов и денежными средствами в сумме 7 825 500 рублей. Стоимость имущества (107 объектов) определена независимым оценщиком (отчет № 73/2014-О по состоянию на 25.06.2014) и составила 568 407 100 рублей.
Передача имущества (107 объектов) обществом «КАМАЗ» в уставной капитал общества «ЧВК» подтверждается актом приема-передачи движимого имущества от 02.04.2015. Увеличение уставного капитала произведено в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество «ЧВК» обратилось в госкомитет по тарифам за утверждением тарифов за 2017 год.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов), регулируемая организация в составе своего тарифного предложения должна предоставить регулятору документы, в том числе подтверждающие права собственности, либо иные законные права владения (пользования) объектами коммунальной инфраструктуры, с помощью которых осуществляется регулируемая деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
В рамках тарифного регулирования на 2017-2019 годы обществом «ЧВК» заявлен рост амортизационных отчислений по всем регулируемым видам услуг на 162,8 процентов. Как указало общество, одним из факторов роста амортизационных отчислений является увеличение уставного капитала общества «ЧВК» за счет внесения дополнительного вклада в части основных производственных фондов участником обществом «КАМАЗ».
В тарифных предложениях общества «ЧВК» в предыдущих периодах регулирования, права владения (пользования) на ряд объектов, используемых предприятием в сфере водоотведения и в настоящее время переданных в уставной капитал заявителя, подтверждались договорами аренды, где в качестве арендодателя выступало общество «КАМАЗ».
В адрес госкомитета по тарифам в рамках рассмотрения заявления об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение за 2017 год и в адрес антимонопольного органа в рамках рассмотрения антимонопольного дела представлен договор аренды недвижимого имущества от 01.03.2011 № 1294/32/07-11 с приложением перечня имущества общества «КАМАЗ», переданного в аренду обществу, дополнительными соглашениями № 1-12, являющихся неотъемлемой частью договора аренды.
В соответствии с данным договором и приложений к нему с расшифровкой суммы арендной платы в части начисленной амортизации, представленным обществом «ЧВК» в рамках тарифной компании 2017 года, остаточная стоимость (база для формирования амортизационных отчислений) большей части объектов водопроводно-канализационного хозяйства равна 0.
При этом согласно пункту 2.3.5 вышеуказанного договора аренды от 01.03.2011 № 1294/32/07-11 арендатор обязуется нести расходы по содержанию и эксплуатации имущества пункт 2.3.6 договора указывает на обязанность арендатора своевременно и за счет собственных средств производить текущий и капитальный ремонт имущества.
В свою очередь, общество «КАМАЗ» указало на то, что в целях повышения эффективности эксплуатации, сохранности водопроводных и канализационных сетей, сокращения непроизводственных расходов и в связи с отсутствием в материнской компании специализированной службы по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации, подготовлено решение единственного участника о внесение дополнительного вклада в уставной капитал. В результате реализации программы «Реинжиниринг» общества «КАМАЗ» и в целях проведения реконструкции сетей промышленно-коммунальной зоны г. Набережные Челны, возникла необходимость перевода части основных средств в уставной капитал заявителя, так как содержание объектов в рамках договоров аренды не представлялась возможным.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования), экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию и налога на имущество. При этом иные составляющие арендных платежей в тарифном регулировании не учитываются.
Из условий договора аренды от 01.03.2011 № 1294/32/07-11 следует, что бремя содержания имущества, переданного в аренду, лежит непосредственно на арендаторе указанных объектов, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта.
Установив, что увеличение в 2017 году суммы амортизационных отчислений в целом по регулируемым услугам общества «ЧВК» на 60,1 млн. рублей оказывает существенное влияние на рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения и влечет повышенную оплату за счет потребителя, то есть жителей г. Набережные Челны Республики Татарстан, решением антимонопольного органа от 03.10.2017 по делу № 05-91/2017 общество «ЧВК» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон), что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год.
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, общество обратилось арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, направленные на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для признания действий субъектов нарушающими требования части 1 статьи 10 Закона необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Общество «ЧВК» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Набережные Челны Республики Татарстан.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования.
Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
Утвержденная на 2017 год инвестиционная программа обществом «ЧВК» в сроки, установленные пунктом 154 Правил регулирования тарифов представлена не была.
Кроме того, следует отметить, что первичными документами, подтверждающими принятие предприятием (покупателем) основных средств на бухгалтерский учет, являются инвентарные карточки.
Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
В соответствии с пунктом 19 данных Методических указаний на основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.
К числу показателей, характеризующих использование основных средств, могут относиться, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств и др.
Согласно пункту 16 названных Методических указаний при наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.
Судами отмечено, что копии технических паспортов и инвентарных карточек представлены обществом «ЧВК» только на часть объектов (канализационная насосная станция и два резервуара хозяйственно-фекальных стоков), на остальные объекты (104 объекта) копии технических паспортов и инвентарных карточек отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рамках ознакомления с отчетом № 73/2014-0 об оценке недвижимого имущества судами установлено следующее: сроки проведения оценки 10 календарных дней (с 25.06.2014 по 04.07.2014) на 107 объектов водоснабжения и водоотведения. Расчет рыночной стоимости недвижимого имущества произведен только затратным подходом, сравнительный и доходный подходы не применялись. Оценщик не производил осмотров, замеров трубопроводов, колодцев и иного имущества, что влияет на достоверность представленных в отчете выводов. Учитывая факт нулевой остаточной стоимости, а, следовательно, 100 процентов износа объектов, оценщик применил для определения физического износа некую таблицу, ссылаясь на интернет- источник: www.valnet.ru, в связи с чем физический износ принят в расчетах 60 процентов – 90 процентов. При этом в отчете указано, что техническое обследование не производилось, также по данным заказчика часть труб, расположенных под землей «сгнило». В определении рыночной стоимости учтена предпринимательская прибыль в размере 10 процентов от восстановительной стоимости объектов. В отчете подтвержден факт того, что за весь период эксплуатации объекты не подвергались реконструкции, модернизации и капитальному ремонту, соответственно, амортизационные отчисления в сумме 324,8 млн. рублей, оплаченные в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение конечными потребителями за предыдущие годы услуг не направлялись собственником на улучшение состояния рассматриваемых объектов.
Учитывая условия договора аренды, отчет независимого оценщика и вышеизложенные обстоятельства суды пришли к выводу об отнесении на конечных потребителей бремени двойной оплаты указанных расходов, что, в свою очередь, нарушает основной принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения как баланс соблюдения интересов потребителей и поставщиков.
Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Судебная коллегия соглашается с доводами антимонопольного органа о том, что действия обществ «КАМАЗ» и «ЧВК» по передаче в уставный капитал общества «ЧВК» ранее «самортизированных» до балансовой стоимости, равной 0, и оцененных по рыночной стоимости объектов являются злоупотреблением правом, а увеличение суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении - экономически необоснованным (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2018 № 11-АПГ18-11).
Выводы судов о наличии в действиях общества «ЧВК» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем экономически необоснованного увеличения суммы амортизационных отчислений в тарифном предложении на 2017 год, правомерны.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Доводы общества «ЧВК», изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений применения норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов не имеется.
В связи с предоставлением заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу и отсутствием доказательств ее оплаты, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 по делу № А65-35722/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи Г.А. Кормаков
О.В. Логинов