НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 13.04.2022 № А12-13494/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16689/2022

г. Казань Дело № А12-13494/2021

18 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хакимова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Харьковой Л.И.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

Шкуриной Людмилы Андреевны ? Шкурин Д.А., по доверенности от 13.12.2021,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда – Губкин Д.В., по доверенности от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шкуриной Людмилы Андреевны,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021

по делу № А12-13494/2021

по заявлению Шкуриной Людмилы Андреевны, г. Волгоград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании незаконными требований налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Шкурина Людмила Андреевна (далее – Шкурина Л.А., заявитель налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконными требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 30.11.2020 № 40821 (далее – требование № 40821) и от 16.12.2020 № 41211 (далее – требование № 41211).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021, требования Шкуриной Л.А. оставлены без удовлетворения.

Шкурина Л.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме

В отзыве инспекция, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 15 час. 00 мин. 06.04.2022 до 14 час. 30 мин 13.04.2022, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда в обычном режиме. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.11.2020 от регистрирующего органа в Инспекцию поступили сведения о внесении 28.07.2016 в сводный государственный реестра арбитражных управляющих информации о Шкуриной Л.А.

Налоговым органом установлено неисполнение обязанности по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за период 2017 – 2020 годы Шкуриной Л.А. в установленные пунктом 2 статьи 432 НК РФ сроки.

Инспекцией произведено начисление страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование – 4590 руб., обязательное пенсионное страхование – 23 400 руб.; за 2018 год на обязательное медицинское страхование – 5840 руб., обязательное пенсионное страхование – 26545 руб.; за 2019 год обязательное медицинское страхование – 6884 руб., обязательное пенсионное страхование – 29 354 руб.; за 2020 год обязательное медицинское страхование – 8426 руб., обязательное пенсионное страхование – 32 448 руб.

В адрес заявителя направлено требование по состоянию на 30.11.2020 № 40821 на сумму 34 545,73 руб. со сроком исполнения до 18.01.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года, по налогу 23 400 руб. по сроку уплаты 09.01.2018, по пени 5 480,66 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года по налогу - 4 590 руб. по сроку уплаты 09.01.2018, по пени - 1 075,07 руб. (т. 1 л.д. 60-61).

Кроме того, направлено требование по состоянию на 16.12.2020 № 41211 на сумму 75 509,56 руб. по сроку исполнения до 26.01.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 14 января 2017 года по налогу - 26 545 руб. по сроку уплаты 09.01.2019, и 29 354 руб. по сроку уплаты – 31.12.2019, по пени - 5 623,97 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 год, по налогу 5 840 руб. по сроку уплаты 09.01.2019, и 6 884 руб. по сроку уплаты 31.12.2019, по пени - 1 262,59 руб. (т. 1 л.д. 59-60)

Также, по состоянию на 08.02.2021 направлено требование № 2166 на сумму 41 094,04 руб. по сроку исполнения до 05.04.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года по налогу 32 448 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, по пени - 174,68 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - по налогу 8 426 руб. по сроку уплаты 31.12.2020, по пени - 45,36 руб. (т. 1 л.д. 25).

Считая незаконным начисление спорных сумм страховых взносов, Шкурина Л.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Шкуриной Л.А., исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно части 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Судами обеих инстанций установлено, что данные о постановке на учет Шкуриной Л.А. в качестве арбитражного управляющего поступили в Инспекцию 19.11.2020, иных сведений в материалах дела не имеется.

В связи с наличием непогашенной задолженности по страховым взносам, суды пришли к выводу, что оспоренные требования сформированы и направлены в адрес заявителя в соответствии со статьями 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представил доказательств опровергающих сведения налогового органа о наличии у неё задолженности по страховым взносам.

Согласно материалам дела из пояснений налогового органа следует, что требования от 30.11.2020 № 40821, от 16.12.2020 № 41211 сформированы и направлены налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика 30.11.2020 и 16.11.2020 соответственно, однако по техническим причинам не отразились в личном кабинете налогоплательщика, в связи с чем, были направлены по почте заказным письмом 24.12.2020, что не противоречит требованиям налогового законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что требования направлены почтовым отправлением в соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков - 400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 24, 35 (номер почтового идентификатора 80096355649038). Согласно данным ФГУП «Почта России» данное письмо налогоплательщиком не получено по причине неудачной попытки вручения 28.12.2020.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений.

Как установлено судами данные обстоятельства, равно как и размер страховых взносов, заявителем не оспариваются.

При указанных обстоятельствах, суды обоснованно признали несостоятельным довод заявителя о неполучении заявителем оспариваемых требований от 30.11.2020 № 40821, от 16.12.2020 № 41211, поскольку согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, независимо от его фактического получения адресатом.

Таким образом, непринятие налогоплательщиком надлежащих мер к получению адресованной ему почтовой корреспонденции в срок, связано с недобросовестным отношением налогоплательщика к своим обязанностям, неисполнение которых влечет для него определенные неблагоприятные последствия.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов. Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 430 ИК РФ, данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Перечень оснований, по которым индивидуальные предприниматели не уплачивают страховые взносы, установлен в пункте 7 статьи 430 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 432 НК РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Кодекса, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

На основании пункта 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговым органом отмечено, что от Шкуриной Л.А. 19.11.2020 поступил документ «Сведения о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих» о внесении 28.07.2016 в сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). При применении этих положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Суды первой и апелляционной инстанции, правомерно пришли к выводу об обоснованности начисления налоговым органом пени за спорный период, ввиду отсутствия оплаты задолженности по страховым взносам.

Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом

Судами обеих инстанций установлено, что инспекцией на основании положений статей 430, 432 НК РФ Шкуриной JI.A. начислены страховые взносы за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в общей сумме 96 613 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 23400 руб.; за 2018 год в сумме 26545 рубля; за 2019 год в сумме 29354 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 4590 рубля; за 2018 год в сумме 5840 руб.; за 2019 год в сумме 6884 руб.

Из материалов дела следует, что 24.02.2021 Шкурина Л.А. оплатила страховые взносы за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 в общей сумме 96613 руб. с нарушением срока оплаты, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ.

Судами отмечено, что поскольку сведения о внесении в сводный государственный реестр арбитражных управляющих с 28.07.2016 поступили только 19.11.2020 года, соответственно расчет за периоды 2017-2019 года был проведен инспекцией с 25.11.2020 по 11.12.2020 года.

В связи с несвоевременной оплатой страховых взносов Шкуриной Л.А. начислены пени.

По пункту 1 статьи 75 НК РФ заявителю начислены следующие пени:

По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 23400 руб. (срок уплаты 09.01.2018, фактически налог заявителем уплачен 19.02.2021) пени начислены с 10.01.2018 по 18.02.2021 в сумме 5 749,17 руб.; за 2018 год в сумме 26 545 руб. (срок уплаты 09.01.2019, фактически налог уплачен 19.02.2021 в сумме 9 048 руб. и 24.02.2021 в сумме 17 497 руб.) пени начислены с 10.01.2019 по 24.02.2021 в сумме 4141,90 руб.; за 2019 год в сумме 29 354 руб. (срок уплаты 31.12.2019, фактически налог уплачен 24.02.2021) пени начислены с 01.01.2020 по 24.02.2021 в сумме 2037,91 рубля.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2017 года подлежали уплате не позднее 09.01.2018; за расчетный период 2018 года подлежали уплате не позднее 09.01.2019.

По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по начислению за 2017 год в сумме 4590 руб. (срок уплаты 09.01.2018 фактически налог уплачен 19.02.2021) пени начислены с 10.01.2018 по 18.02.2021 в сумме 1127,74 руб.; за 2018 год в сумме 5840 руб. (срок уплаты 09.01.2019) начислены пени с 10.01.2019 по 24.02.2021 (по дату фактической уплаты налога) в сумме 909,94 руб.; за 2019 год в сумме 6884 руб. (срок уплаты 31.12.2019) начислены пени с 01.01.2020 по 24.02.2021 в сумме 477,92 руб.

Судами также установлено, что расчет пени произведен в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, определенной в период с 01.01.2018 по 31.12.2019.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). При применении этих положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанции, правомерно пришли к выводу об обоснованности начисления налоговым органом пени за спорный период, ввиду отсутствия оплаты задолженности по страховым взносам.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шкуриной Л.А. в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу № А12-13494/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

И.А. Хакимов