НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 13.02.2018 № А12-18827/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-30152/2018

г. Казань Дело № А12-18827/2017

20 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Петрушкина В.А.,

судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,

при участии представителя :

истца – Уланкина А.Т. (доверенность от 03.04.2017),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гоголевой Ольги Викторовны

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2017 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)

по делу № А12-18827/2017

по заявлению индивидуального предпринимателя Гоголевой Ольги Викторовны (г. Волгоград) к администрации Кировского района Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023404289281, ИНН 3447010212), администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), третьи лица: департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), департамент экономического развития администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362) о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Гоголева Ольга Викторовна (далее – ИП Гоголева О.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Кировского района Волгограда (далее – администрация), оформленного письмом от 12.05.2017 № 01-15/3505л об отказе включить в Схему размещения нестационарного торгового объекта торгового павильона, принадлежащего ИП Гоголевой О.В., расположенного на земельном участке по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, 6а, об обязании администрации включить в Схему размещения на 2017-2021 годы место размещения торгового павильона, принадлежащего ИП Гоголевой О.В., расположенного по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, 6а.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена администрация Кировского района Волгограда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечены департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, департамент экономического развития администрации Волгограда.

До принятия решения предприниматель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным постановление администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» в части невключения в Схему размещения нестационарного торгового объекта торгового павильона, принадлежащего ИП Гоголевой О.В., расположенного по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, 6а, признании незаконным распоряжения (решения) администрации Кировского района Волгограда от 07.06.2017 № 1158-р о демонтаже самовольно установленного нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, 6а.

Суд первой инстанции отказал в изменении требований на основании статьи 49 АПК РФ, поскольку они являются новыми и подлежат рассмотрению в рамках самостоятельного спора.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что поскольку постановлением администрации Волгограда от 20.10.2011 № 3191 арендуемый предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 34:34:070056:0162, на котором находится павильон, зарезервирован для муниципальных нужд, другим постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 № 15 утвержден план мероприятий, согласно которому ул. Лимоновая полностью включена в адресный перечень объектов, подлежащих комплексному благоустройству, комиссией правомерно отказано во включении места по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, 6а, в Схему размещения нестационарных торговых объектов, кроме того, предприниматель реализовал право на выбор компенсационного места размещения нестационарного объекта.

В кассационной жалобе ИП Гоголевой О.В., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.

В судебном заседании представитель ИП Гоголевой О.В. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно?телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления администрации Волгограда от 27.10.2005 № 2159 между администрацией Волгограда (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Федоровым Геннадием Николаевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 11.11.2005 № 6291, по условиям которого арендатору в срок до 27.10.2006 предоставлены земельные участки учетные № 1 7-0-71 площадью 82 кв. м, № 2 7-0-72 площадью 84 кв. м, расположенные по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, д. 6а, участок № 1 предоставлен для временного размещения и эксплуатации торгового павильона, участок № 2 – для выполнения благоустройства территории.

По соглашению о перенайме от 05.12.2007 индивидуальный предприниматель Федоров Геннадий Николаевич (далее – ИП Федоров Г.Н.) передал ИП Гоголевой О.В. все права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка от 11.11.2005 № 6291 на земельный участки (учетные номера 7-0-71, 7-0-72, кадастровые номера 34:34:070056:0162, 34:34:070056:0163) площадью 82 и 84 кв. м.

Одновременно ИП Гоголева О.В. (покупатель) приобрела в собственность по договору купли-продажи от 05.12.2007, заключенному с ИП Федоровым Г.Н., павильон площадью 29,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. Лимоновая, д. 6а, у а/о Угол парка.

Дополнительным соглашением № 1 от 18.03.2013 к договору аренды земельного участка от 11.11.2005 № 6291 изменены условия договора, согласно которым министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодатель) предоставляет на срок до 07.02.2016 ИП Гоголевой О.В (арендатор) в аренду из земель населенных пунктов земельный участок (учетный № 7-0-71, кадастровый № 34:34:070056:162) площадью 82 кв. м с разрешенным использованием: временное размещение и эксплуатация торгового павильона .

В силу пункта 8.3 указанного дополнительного соглашения в случае одностороннего отказа от исполнения от договора, договор считается расторгнутым со дня получения уведомления об одностороннем отказе от исполнения Договора. Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением и считается полученным в день его получения стороной договора либо в день извещения организацией почтовой связи об отсутствии стороны договора по адресам, указанным в Договоре.

В соответствии со статьей 610 Гражданского кодекса Российской Федерации Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда направил в адрес ИП Гоголевой О.В. уведомление от 31.03.2017 № 5248 об одностороннем отказе от договора аренды от 11.11.2005 № 6291.

Согласно отчету об отслеживании отправления с официального сайта Почты России названное уведомление от 31.03.2017 не получено Гоголевой О.В. в связи с истечением срока хранения, возвращено обратно отправителю.

В свою очередь, Департаментом экономического развития администрации Волгограда 18-19.01.2017 проведено заседание межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Волгограда на 2017-2021 годы, оформленное Протоколом № 1-2017.

Согласно протоколу межведомственной комиссии № 1-2017 от 18?19.01.2017 в указанную Схему не включены, в том числе места размещения НТО по адресу: ул. Лимоновая, у автобусной остановки «Угол парка» (7-74-72моб) (номер 1.334) и ул. Лимонова, д.6а (номер 1.336) в связи с наличием решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта, о резервировании или изъятии земель (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд, что подтверждаются письмом департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.12.2016 № ар19981-16 о комплексном благоустройстве земельного участка, письмом департамента экономического развития администрации Волгограда от 14.06.2017 № 3087.

В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 № 52/1513 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда» ИП Гоголева О.В. 31.03.2017 обратилась в администрацию Кировского района Волгограда с заявлением о предоставлении компенсационного места по ул. Кирова, д.96, которое в дальнейшем было отозвано письмом предпринимателя от 06.04.2017.

Впоследствии ИП Гоголева О.В. обратилась в администрацию Волгограда, администрацию Кировского района Волгограда с заявлением от 02.05.2017 о включении земельного участка с кадастровым номером 34:34:070056:0162 площадью 82 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Лимоновая, д. 6а в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

Письмом от 12.05.2017 № 01-15/3505л администрация Кировского района Волгограда сообщила предпринимателю о том, что решением межведомственной комиссии от 18.01.2017-19.01.2017 по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы отказано во включении указанного места в Схему, о чем ИП Гоголевой О.В. было сообщено уведомлением от 17.01.2017 № 01?15/259и, основания для повторного внесения на рассмотрение комиссии вопроса о включении названного места в Схему отсутствуют.

ИП Гоголева О.В., полагая, что указанный отказ администрации является незаконным, нарушает ее права на осуществление предпринимательской деятельности, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Таким образом, заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 № 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 № 14-ОД), который устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

Согласно пункту 2.2. Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.

Пунктом 2.4. Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.

Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.

Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (пункт 2.8).

Уполномоченный орган в течение 5-ти рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов (их структурных подразделений) (пункт 2.11 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД).

По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД).

Согласно пункту 2.14 Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД основанием для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему является, в том числе, наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении территории, на которой планируется размещение нестационарного торгового объекта: о резервировании или изъятии земель (земельных участков) для государственных или муниципальных нужд; о комплексном благоустройстве земельного участка (для киосков, павильонов, торговых галерей).

Из материала дела усматривается, что 20.10.2011 администрацией Волгограда принято постановление № 3191 «О резервировании земельного участка (учетный № 7-74-212) для муниципальных нужд», согласно которому земельный участок площадью 20 087 кв. м в квартале 07-05-205 в Кировском районе зарезервирован на 7 лет для размещения сквера по ул. Тополевой; из Приложения к данному постановлению в состав земельных участков, расположенных в границах зарезервированной территории, входит земельный участок с кадастровым номером 34:34:070056:0162, арендуемый ИП Гоголевой О.В., кроме того, постановлением администрации Волгограда от 11.01.2017 № 15 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по формированию городского среды, включающей комплексное благоустройство территорий Волгограда, согласно которому ул. Лимоновая полностью включена в адресный перечень объектов, подлежащих комплексному благоустройству.

18.01.2017-19.01.2017 состоялись заседания межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, по результатам которых было принято решение, в том числе об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения НТО по адресу: ул. Лимоновая, у автобусной остановки «Угол парка» (7-74-72моб) (номер 1.334) и ул. Лимонова, д.6а (номер 1.336) на основании вышеуказанных решений уполномоченного органа местного самоуправления.

По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.

При этом частью 6 статьи 10 вышеуказанного закона не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорных мест размещения НТО не является произвольным, и обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.

С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, Порядком от 04.02.2016 № 14?ОД, установив, что отказ в согласовании места для размещения НТО обусловлен его нахождением в границах земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд, и территории, подлежащих комплексному благоустройству, при этом заявитель отказался от компенсационного места, отказали в удовлетворении требования.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу № А12-18827/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья В.А. Петрушкин

Судьи С.Ю. Муравьев

Р.В. Ананьев