НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 12.12.2023 № А72-17037/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11348/2023

г. Казань Дело № А72-17037/2022

13 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023

по делу № А72-17037/2022

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям к обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Финансово-проектная компания», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 1 496 967 руб. 03 коп., пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2022 по 31.03.2022 в размере 29 939 руб. 34 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Финансово-проектная компания», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.12.2023 объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 12.12.2023.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Общество представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) составила 1 136 634 руб. 40 коп.

В ходе проведения контроля за исчислением платы за НВОС за 2021 год, управлением установлено, что представленная ответчиком декларация не соответствует требованиям законодательства.

Письмом от 27.07.2022 № 01-26/6168 в адрес общества направлено уведомление о предоставлении уточненной декларации в течение 7 дней с момента получения.

Обществом 10.08.2022 представлена уточненная декларация.

В связи с отклонением уточненной декларации управление письмом от 29.08.2022 № 01-26/7194 направило обществу уведомление о представлении уточненной декларации с учетом указанных в нем нарушений.

Письмом от 13.09.2022 № 11169/20 общество направило ответ с пояснениями, информировав управление об отправке уточненной декларации через личный кабинет 12.09.2022.

Установив, что нарушения не устранены, управление письмом от 09.09.2022 № 01-26/7778 направило обществу акт контроля за исчислением платы, а также требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС (исх. № 01-26/7792) в размере 1 573 612 руб. 12 коп. и пени в размере 76 644 руб. 73 коп.

Требование получено ответчиком 12.09.2022, что подтверждается уведомлением о вручении. Размер пени на 20.11.2022 составил 283 774 рубля 71 копейка.

Отсутствие добровольного внесения данной платы и пеней послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями. Истец пришел к выводу о неправильном расчете ответчиком НВОС при размещении отходов в 2021 году. Управление в отношении отходов V класса опасности применило ставку платы в размере 40,1 руб. за тонну, предусмотренную пунктом 5 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициенты» (далее - Постановление № 913) для перерабатывающей промышленности, вместо примененной обществом ставки платы – 18 684 руб. за тонну.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (пункты 1, 2 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Общество указывает, что осуществляемая им обработка (сортировка) отходов, передача на утилизацию выбираемых отходов, снижение класса опасности захораниваемых отходов, не является отдельным видом перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, а является частью технологического процесса по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов и выполнением государственной политики по применению современных технологий с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст) разделом «С» определено, что сортировка твердых отходов относится к обрабатывающим производствам, раздел «Е» включает работу с отходами (включая их сбор, обработку и утилизацию), такими как твердые или нетвердые, промышленные или бытовые, а также с загрязненными участками земной поверхности.

Промышленное производство (промышленность) определяется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»).

Суды, ссылаясь на ОК 029-2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - Классификатор) поддержали вывод управления, что при определении ставки платы для отходов V класса опасности необходимо учитывать код ОКВЭД и его принадлежность к разделу Классификатора; организации, деятельность которых не относится к разделам С-Е Классификатора, образуют отходы от прочего вида деятельности.

Согласно материалам дела, основным кодом ОКВЭД общества является 38.1 «Сбор отходов», отнесенный к разделу Е Классификатора (первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений)).

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что управлением при расчете платы в отношении отходов V класса опасности правомерно применена ставка платы в размере 40,1 руб. за тонну, предусмотренная пунктом 5 раздела III Постановления № 913 для перерабатывающей промышленности.

На основании установленного суды удовлетворили исковые требования управления.

Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Все доводы подателя жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 по делу № А72-17037/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.Ш. Закирова

Р.Р. Мухаметшин