ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
12 октября 2006 года
Председательствующего – Сабирова М.М.,
судей: Герасимовой Е.П., Петрова А.Л.,
при участии представителя ОАО «Российские железные дороги» - ФИО1, доверенность №36-Д/115 от 14.03.06,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области, город Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.04.06 (судья Рыбников А.Н.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 01.06.06 (председательствующий судья Гущина Т.С., судьи Гришина Р.М., Винник Ю.А.) по делу № А06-3131/2-17/04 НР,
по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», город Москва, в лице Астраханской дистанции гражданских сооружений Астраханского отделения ПЖД – филиала ОАО «РЖД», город Астрахань, к Министерству финансов Астраханской области, город Астрахань, администрации Советского района города Астрахани, город Астрахань, Муниципальному казначейству, о взыскании 4415 рублей 50 копеек убытков (третье лицо Федеральное казначейство по Астраханской области),
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», город Москва, в лице Астраханской дистанции гражданских сооружений Астраханского отделения ПЖД – филиала ОАО «РЖД», город Астрахань, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к администрации Советского района города Астрахани, город Астрахань, Финансово-казначейскому управлению города Астрахани, город Астрахань, о взыскании 4415 рублей 50 копеек убытков.
Исковое заявление мотивировано неполным возмещением истцу расходов, вызванных предоставлением в 2002-2003 годах льгот отдельным категориям граждан, проживающим в Советском районе города Астрахани, во исполнение законодательных актов Российской Федерации и Астраханской области.
Финансово-казначейское управление города Астрахани в отзыве на исковое заявление просило исключить его из числа соответчиков и привлечь в качестве ответчиков вышестоящие бюджеты в лице Федерального казначейства по Астраханской области и Департамента финансов Астраханской области, в связи с недостаточным финансированием бюджета города Астрахани из вышестоящих бюджетов.
Определением по делу от 07.02.05 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное казначейство по Астраханской области и Департамент финансов Астраханской области.
Администрация Советского района города Астрахани в отзыве на иск просила в иске к администрации отказать, поскольку финансирование льгот является расходными обязательствами Российской Федерации, администрация района является структурным подразделением органа местного самоуправления – муниципальное образование «Город Астрахань».
Определением по делу от 16.03.05 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Департамент финансов Астраханской области.
Управление федерального казначейства по астраханской области в отзыве на иск просило исключить Министерство финансов России из числа ответчиков, поскольку предусмотренные федеральным бюджетом средства были перечислены субъекты федерации в полном объеме.
Определением по делу от 09.06.05 Департамент финансов Астраханской области заменен его правопреемником Министерством финансов Астраханской области.
До вынесения решения по делу истцом уменьшен размер исковых требований с уточнением лиц, к которым предъявлены требования: взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 198 рублей по Федеральному закону «О милиции», с казны астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области – 2134 рубля 06 копеек (497 рублей по постановлению от 07.08.97 № 189 и 1637 рублей 06 копеек по Федеральному закону «О ветеранах»).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.06.05 исковые требования удовлетворены частично. С казны Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области за счет средств областного бюджета в пользу ОАО «Российские железные дороги» взыскано 2134 рубля 06 копеек причиненного вреда, в остальной части в иске отказано.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела подтвержден факт предоставления льгот по постановлению от 07.08.97 № 189 и по Федеральному закону «О ветеранах»; предоставленные льготы являются обязательствами Астраханской области; в части требований о взыскании льгот, предоставленных по Федеральному закону «О милиции» истцом не доказан факт предоставления льгот.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.05 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление суда кассационной инстанции мотивировано отсутствием выводов суда о неправомерности бездействия органов субъекта федерации; вопрос о достаточности финансирования не рассматривался; судом не проверена правомерность предоставления льгот, не усматривается исключение НДС из суммы ущерба.
При новом рассмотрении определением от 06.03.06 судом прекращено производство по делу в части взыскания 198 рублей с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в связи с отказом истца от иска в данной части.
До вынесения решения по делу истцом уменьшена сумма иска, предъявленного к Астраханской области до 840 рублей 94 копеек.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.04.06 исковые требования удовлетворены за счет казны Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области за счет средств областного бюджета в размере 840 рублей 94 копейки.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела подтвержден факт предоставления льгот по постановлению от 07.08.97 № 189 и по Федеральному закону «О ветеранах»; предоставленные льготы являются обязательствами Астраханской области; наличие у граждан права на льготы подтверждено документально.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Астраханской области от 01.06.06 решение суда первой инстанции от 04.04.06 оставлено без изменения.
Постановление апелляционной инстанции мотивировано подтверждением доводов суда первой инстанции.
Не согласившись с доводами судебных инстанций, Министерство финансов Астраханской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судебными инстанциями норм материального права. Размер убытков истцом не доказан; субъектом федерации средств на компенсацию предоставленных истцом льгот перечислены муниципальному образованию «город Астрахань» в полном объеме; акты сверки между истцом и администрацией Советского района не могут являться надлежащими доказательствами.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель истца просил оставить судебные акты без изменений, как вынесенные при соблюдении норм права.
Проверив законность принятых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца по делу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, истцом в 2002 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.955 № 5-ФЗ «О ветеранах» и постановлением Астраханского областного представительного собрания от 07.08.97 № 189 «О социальной защите граждан, имеющих трудовой стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии по старости или по выслуге лет на 15 лет», отдельным категориям граждан были предоставлены льготы по квартирной плате и оплате коммунальных услуг в размере 50%.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.01.955 № 5-ФЗ «О ветеранах», расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на:
а) оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда;
б) оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
В силу положений пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.955 № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы:
- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Астраханского областного представительного собрания от 07.08.97 № 189 «О социальной защите граждан, имеющих трудовой стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии по старости или по выслуге лет на 15 лет», лицам, имеющим трудовой стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии по старости или по выслуге лет на 15 лет, почетные грамоты, благодарности, звания «Ударник коммунистического труда» или другие виды поощрений, при выходе на пенсию предоставить следующие льготы:
- оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством Астраханской области, в том числе членами семей, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Список лиц, получивших установленные вышеназванными нормативными актами льготы, так же как и факт предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан, подтвержден материалами дела.
Наличие у истца выпадающих доходов так же подтверждается представленными в материалы дела актами сверки, подписанными между истцом и администрацией Советского района города Астрахани.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данные акты сверки не могут являться доказательством наличия долга у Астраханской области перед истцом не может служить основанием к отмене обжалованного судебного акта. Данными актами сверки подтверждается не наличие долга субъекта федерации, а наличие у лица, предоставившего льготы отдельным категориям граждан, убытков в связи с не полной компенсацией выпадающих доходов, возникших в результате предоставления данных льгот.
Так же не может служить основанием к отмене судебных актов указание заявителя кассационной жалобы на то, что предусмотренные бюджетом денежные средств были перечислены в полном объеме, поскольку судом первой инстанции, с учетом материалов дела, установлена недостаточность данных средств. Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что отсутствие в бюджете на соответствующий год средств на реализацию вышеуказанных нормативных актов, не является основанием для отказа в предоставлении льгот гражданам, и, соответственно, основанием для отказа компенсации лицам, предоставившим данные льготы. Действие вышеуказанных нормативных актов на спорный период приостановлено не было.
Судебные инстанции законно и обоснованно со ссылкой на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установили, что убытки подлежат возмещению за счет казны Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области.
Основания к отмене обжалованных судебных актов судебной коллегией кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.04.06 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 01.06.06 по делу № А06-3131/2-17/04 НР оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.