НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 12.07.2006 № А12-35723/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. КазаньДело №А12-35723/05-С10

12 июля 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Сагадеева Р. Р.,

судей: Козлова В. М., Филимонова С. А.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Волгоградводсервис» – не явился, извещен

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России  № 4 по Волгоградской области – Кутузова Д. М., доверенность от 4.05.2006 № 04-16286; Конопатова С. В., доверенность от 10.07.2006 № 04-27351

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобуоткрытого акционерного общества «Волгоградводсервис», р.п.Средняя Ахтуба Волгоградской области,

на решение от 07.03.2006 (судья: Тельдеков А. В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2006 (председательствующий: Суба В. Д., судьи: Кострова Л. В., Епифанов И. И.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-35723/05-С10

по заявлению открытого акционерного общества «Волгоградводсервис» о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России  № 4 по Волгоградской области, р.п.Средняя Ахтуба Волгоградской области от 30.11.2005 №17-11/26168

Установил:

Открытое акционерное общество «Волгоградводсервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с уточнением требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России  № 4 по Волгоградской области (далее - инспекция) от 30.11.2005 №17-11/26168 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе в части доначисления налога на доходы физических лиц, начисления соответствующих пеней и применения штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, единого социального налога и соответствующей суммы пени.

Решением суда первой инстанции от 7.03.2006 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2006 обжалуемое обществом решение суда первой инстанции от 7.03.2006 в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 115313 рублей, начисления 18923 рублей пеней и 23062 рублей 60 копеек штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации; доначисления ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 212653 рублей, начисления 34482 рублей 33 копеек пеней, оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты в указанной части и признать недействительным в этой части решение инспекции от 30.11.2005 №17-11/26168, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1.01.2002 по 31.04.2005, в ходе которой выявлены нарушения по исчислению и уплате в бюджет налогов. Результаты проверки отражены в акте от 10.10.2005 № 17-11/6167 дсп.

На основании материалов проверки инспекцией принято решение от 30.11.2005 №17-11/26168 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым, в том числе начислены 280538 рублей налога на доходы физических лиц, 137695 рублей 60 копеек пеней и 55493 рублей штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполное перечисление сумм этого налога, подлежащего перечислению налоговым агентом; ежемесячные авансовые платежи по единому социальному налогу и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 212653 рублей, пени в размере 34536 рублей.

Данным решением инспекции сумма ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу зачисляемому в федеральный бюджет уменьшена в размере 125503 рублей, на сумму уплаченных обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом инспекцией сделаны выводы, что все выданные и полученные работниками общества авансы относятся к заработной плате и подлежат включению в объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц, единого социального налога и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца.

Требования общества о признании недействительным в указанной части оспариваемого решения инспекции мотивированы тем, что им установлена и применяется оплата труда смешанного типа (сдельно-повременная), согласно которой начисление заработной платы работникам велось в два этапа: в размере минимальной заработной платы ежемесячно за фактически проработанное время, в размере остальной (сдельной) части по достижению трудового результата, определенного основанием выплаты (по мере сформирования источника выплат, но не реже одного раза за полугодие). Сверх начисляемой минимальной заработной платы работникам по мере необходимости выдавались авансы,  а по итогам полугодия производилось начисление сдельной части заработной платы и ее выдача за вычетом полученных авансов. В связи с этим считает, что авансовые выплаты на момент получения работниками, доходом не являются и не признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, единого социального налога и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который возникает с момента начисления сдельной части заработной платы по итогам полугодия.

Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налого­плательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога. Исчис­ление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала нало­гового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Ко­декса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в преды­дущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога про­изводится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Налоговые агенты обязаны пе­речислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получе­ния в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохо­да со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В соответствии со статьями 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единого социального налога для организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполне­ние работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата това­ров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица -работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса). При этом организации, определяют налоговую базу по единого социального налога отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансо­вых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных аван­совых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогопла­тельщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период на­логоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, сле­дующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ « Об обязательном пенсион­ном страховании» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления стра­ховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Россий­ской Федерации.

Согласно статье 24 названного Федерального закона страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страхо­вых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, преду­смотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уп­лаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежеме­сячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который на­числяется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Ми­нистерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Рос­сийской Федерации. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчет­ный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного дляподачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоя­щих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляю­щих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к ука­занной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела расходные кассовые ордера, по которым работникам общества выдавались суммы «в счет заработной платы», либо «под отчет на выдачу аванса по заработной плате», обоснованно пришел к выводу, что обществом фактически производилось начисление и выдача заработной платы, при этом в договорах работникам общества установлена заработная плата от трех до десяти тысяч рублей в месяц, а не по итогам полугодия.

В то же время суд обоснованно указал на то, что оспариваемая сумма 212653 рублей в решении инспекции от 30.11.2005 уменьшена на 125503 рублей, что также подтверждается представленным лицевым счетом налогоплательщика.

Ссылка общества о перечислении платежными поручениями № 073, № 074, № 075 от 9.03.2006 и № 076 от 10.03.2006 налога на доходы физических лиц (т. 5 л. д. 125-128), то есть после проведения выездной налоговой проверки, а также без указания в них за какой налоговый период уплачивается этот налог, сама по себе не может служить основанием удовлетворения требований о признании недействительным оспариваемого в части решения инспекции от 30.11.2005.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции  не находит оснований для отмены судебных актов, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-35723/05-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                                                       Сагадеев Р. Р.

Судьи:                                                                                            Козлов В. М.

Филимонов С. А.