ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А65-16109/2009
12 февраля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Баширова Э.Г., Федоровой Т.Н.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 03.02.2010 № 5), ФИО2 (доверенность от 08.02.2010 № 05-ю),
ответчика – ФИО3 (доверенность от 18.01.2010 б/н), ФИО4 (доверенность от 13.04.2009 № 11-09-СВ-06/2193),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Зеленодольский молочный комбинат», г. Зеленодольск Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2009 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу № А65-16109/2009
по заявлению открытого акционерного общества «Зеленодольский молочный комбинат» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2009 № 11-09-266/пн по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Зеленодольский молочный комбинат» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – РО ФСФР России в ВКР, административный орган) от 03.06.2009 № 11-09-266/пн о назначении административного наказания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2009 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены требования процедуры привлечения к административной ответственности.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты, общество просит их отменить и вынести по делу новый судебный акт. Отмечается, что судом дана ненадлежащая квалификация установленному правонарушению. В предписании, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, административный орган сделал ссылку на применение части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания в установленный срок. Вместе с тем ответственность применена по основаниям части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которой ухудшается положение общества за данное административное правонарушение. Кроме того, законодателем введена в действие специальная статья 13.25 КоАП РФ о нарушении требований законодательства о хранении документов. Арбитражным судом законность предписания административного органа не проверялась.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв с 09.02.2010 до 11 часов 12.02.2010.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ) заявитель не обеспечил хранение по месту нахождения исполнительного органа общества договора о крупной сделке, одобренной на общем собрании акционеров общества от 19.11.2007.
Для устранения выявленного нарушения требований законодательства в адрес заявителя 17.03.2009 в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» РО ФСФР России в ВКР направлено обязательное для исполнения предписание № 11-09-СВ-03/29 с требованием устранить выявленные нарушения закона до 21.04.2009.
Административным органом 03.06.2009 было вынесено постановление № 311-09-266/пн о назначении обществу административного наказания по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа в области финансовых рынков.
Общество, не согласившись с постановлением от 03.06.2009 № 11-09-266/пн, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 89 Федерального закона № 208-ФЗ общество обязано хранить документы бухгалтерского учета, а также протоколы заседаний совета директоров общества по месту нахождения его исполнительного органа.
Однако в нарушение требований статьи 89 Федерального закона № 208-ФЗ обществом не обеспечено хранение по месту нахождения исполнительного органа общества договора к крупной сделке, одобренной на общем собрании акционеров общества от 19.11.2007.
Обществом в административный орган представлена информация, свидетельствующая о том, что указанный договор находится у членов Совета директоров общества, находящихся в г. Москве (письмо от 02.02.2009).
Для устранения выявленного нарушения требований законодательства в адрес общества 17.03.2009 в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» административным органом направлено обязательное для исполнения предписание № 11-09-СВ-03/29 с требованием в срок до 21.04.2009 устранить выявленные нарушения законодательства.
Отчет об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанного нарушения с заверенными копиями подтверждающих документов обществу необходимо было предоставить в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в срок до 22.04.2009.
Предписание заявителем получено 20.03.2009, однако в установленный срок не исполнено.
Согласно пункту 2.1.20 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс, акционерное общество обязано хранить иные документы в соответствии с перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденным руководителем Федеральной архивной службы России.
В указанном перечне перечислены, помимо иных документов, контракты, договоры и соглашения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Предписание вынесено в отношении общества в связи с {проводившейся административным органом проверкой на предмет соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации, изложенных в обращении открытого акционерного общества СФП «ЧИФ АПК РТ «Золотой колос» от 26.12.2008 № 160.
Доказательств того, что договор о крупной сделке на момент исполнения предписания от 17.03.2009 № 11-09-СВ-03/292-Т, а также на момент возбуждения дела об административном производстве, составлении протокола об административном правонарушении от 20.05.2009 административному органу не представлено.
В связи с тем, что на момент исполнения (неисполнения) данного предписания законодателем в КоАП РФ были внесены изменения и дополнения, которые вступили в законную силу 13.04.2009, общество привлечено к административной ответственности в соответствии с нормами Закона, действующего во время производства по указанному делу.
29.05.2009 за №11-09-1649-03/сз от начальника отдела организации и проведения, надзорных мероприятий за участниками финансовых рынков, коллективными инвестициями и бюро кредитных историй РО ФСФР России в ВКР на имя начальника отдела административного производства подана служебная записка, свидетельствующая о том, что 28.05.2009 обществом представлена информация, свидетельствующая о том, что обществом обеспечено хранение вышеуказанного договора. Данная информация представлена для ее учета в рамках дела об административном производстве.
03.06.2009 заместителем руководителя РО ФСФР России в ВКР Салаховым Э.М. с участием представителя заявителя – Мухаметзянова Ф.Ю. рассмотрено дело об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг и вынесено постановление № 11-09-266/пн, которым на основании части 9 статьи 19.5 КоАП РФ на общество наложен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи – 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
При указанных обстоятельствах судом предыдущих инстанций обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Судами дана надлежащая правовая оценка выданному административным органом предписанию и квалификации выявленному правонарушению.
Обществом оплачена государственная пошлина при подаче кассационной жалобы. В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 по делу № А65-16109/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу «Зеленодольский молочный комбинат», г. Зеленодольск Республики Татарстан, справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 11.01.2010 № 8.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Н. Афанасьев
Судьи Э.Г. Баширов
Т.Н. Федорова