НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 11.12.2014 № А72-652/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                           Дело № А72-652/2014

12 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,

при участии представителей:

заявителя – Исакидиса Э.Г., доверенность от 09.01.2014, Павлова М.И., доверенность от 09.01.2014,

ответчика – Фадеевой Н.А., доверенность от 31.12.2013,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  закрытого акционерного общества «Ульяновскнефтепродукт», г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2014 (судья Леонтьев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., В.С. Семушкин)

по делу № А72-652/2014

по заявлению закрытого акционерного общества «Ульяновскнефтепродукт», г. Ульяновск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным  решения,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Ульяновскнефтепродукт» (далее - общество, ЗАО «Ульяновскнефтепродукт») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее – налоговый орган, инспекция) от 23.08.2013 № 12 в части доначисления обществу налога на прибыль в размере 386 393 руб., НДС в размере 347 753 руб., соответствующих сумм пени по налогу на прибыль и НДС, а также привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в виде штрафа за неполную уплата налога на прибыль в размере 77 278,60 руб. и в виде штрафа за неполную уплату НДС в размере 69 550,60 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» отказано.

ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты  отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.

До принятия решения Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11.12.2013 до 09 часов 00 минут, после которого заседание продолжено.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией в отношении ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц, в том числе, полноты представления справок о доходах физических лиц (форма-2-НДФЛ) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. По результатам проверки инспекцией составлен акт выездной проверки от 12.07.2013 № 16-07-30/0220дсп.

Рассмотрев акт и материалы выездной налоговой проверки, инспекцией вынесено решение от 23.08.2013 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 615 481,43 руб., обществу начислены пени в размере 26 262,69 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций, НДС в общей сумме 2 572 819 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 28.10.2013 № 16-07-11/11936 решение инспекции от 23.08.2013 № 12 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции в обжалуемой части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Судами первой и апелляционной инстанции заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Кассационная инстанция приходит к следующему.

Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием для доначисления обществу налога на прибыль, НДС, соответствующих сумм пени и штрафа послужило, неправомерное занижение обществом доходов, связанных с производством и реализацией продукции на 4 944 883 руб., в результате того, что при определении для целей налогообложения выручки от реализации горюче-смазочных материалов льготной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей применило цены ниже установленных Постановлением государственных регулируемых цен.

Судами установлено, что между ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и Министерством сельского хозяйства Ульяновской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителям» заключено Соглашение от 22.03.2010 о снижении или поддержании цен при поставке нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям отдельных видов ГСМ, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.

Письмами Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, Министерством энергетики Российской федерации от 05.02.2010 № 06/01, от 26.07.2010 №АЧ-02.03/2997, от 29.06.2010 № М.С.02.03/2452, от 22.11.2010 № МС-0203/3069 для общества определялись объемы поставки дизельного топлива и автомобильного бензина.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителям» установлено, что исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.

При этом пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 установлено, что указанные Соглашения заключаются в письменной форме на срок действия до 31.12.2010 и предусматривают меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на ГСМ, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Цены устанавливаются со скидкой до 10 процентов оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте Российской Федерации, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации ГСМ.

Согласно письму Минэнерго России от 30.07.2010 № 06-756 в соответствии с решением от 06.07.2010 № ИС-П9-25пр, принятым на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, цены на нефтепродукты на период с 01.07.2010 до конца осенне-полевых работ устанавливаются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129 (текущая оптовая цена в регионе минус 10%).

С учетом указанных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу о том, что во втором полугодии 2010 налогоплательщик должен был руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129, применяя скидку на ГСМ для льготной категории товаропроизводителей в размере 10% от текущих региональных оптовых цен на соответствующий вид нефтепродуктов, но не ниже себестоимости их производства и реализации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» во втором полугодии 2010 года реализовывало сельхозтоваропроизводителям дизельное топливо и бензин автомобильный марки «Нормаль-80», в том числе в соответствии с заключенным Соглашением от 22.03.2010, заключенного с Министерством сельского хозяйства Ульяновской области.

Цены реализации нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям в отношении определенного объема и списка покупателей в рамках Соглашения от 22.03.2010, заключенного с Министерством сельского хозяйства Ульяновской области, устанавливались внутренними приказами общества.

В ходе проверки налоговый орган установил факт реализации ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» бензина «Нормаль-80» и летнего дизельного топлива Л-0,2-62 сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам ниже уровня себестоимости ГСМ и сделала вывод о занижении обществом в 2010 году доходов от реализации нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Судами указано, что для целей налогообложения ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по операциям реализации ГСМ льготной категории сельхозтоваропроизводителей должно применять принцип определения цены, установленный пунктом 13 статьи 40 НК РФ, а именно со скидкой 10% от текущих региональных цен, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации нефтепродуктов.

На основании пункта 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Суды пришли к выводу о том, что к рассматриваемым сделкам по реализации ГСМ сельхозтоваропроизводителям по ценам, регулируемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129, должны быть применены положения пункта 13 статьи 40 НК РФ.

Налоговым органом в ходе проверки по рассматриваемому эпизоду, было установлено занижение суммы дохода от реализации ГСМ в результате того, что при определении для целей налогообложения выручки от реализации ГСМ льготной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей применило цены ниже установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 № 129.

Суды установили, что состав налогового правонарушения инспекцией доказан, оснований для освобождения налогоплательщика от ответственности не имеется.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в ходе проверки был проведен расчет доходов ЗАО «Ульяноскнефтепродукт», не учтенных при налогообложении в связи с реализацией ГСМ сельскохозяйственным производителям по льготным ценам ниже уровня себестоимости ГСМ. При расчете определялось количество ГСМ, реализованных по цене ниже себестоимости и сумма превышения себестоимости производства и реализации нефтепродуктов над ценой их реализации. Сумма доходов, не учтенных при налогообложении, определялась как произведение указанных показателей.

Между тем, пунктом 13 статьи 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения принимаются цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расчет, произведенный налоговым органом, не соответствует установленным вышеуказанной статьей нормам.

При таких обстоятельствах нельзя признать обжалуемые судебные акты правомерными, а потому судебные акты подлежит отменить, заявленные обществом требования – удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу №А72-652/2014 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить.

Заявленные закрытым акционерным обществом  «Ульяновскнефтепродукт» требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 23.08.2013 № 12 в части доначисления обществу налога на прибыль в размере 386 393 руб., НДС в размере 347 753 руб., соответствующих сумм пени по налогу на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неполную уплата налога на прибыль в размере 77 278,60 руб. и в виде штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 69 550,60 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                      М.В. Егорова

Судьи                                                                                    Л.Р. Гатауллина

                                                                                              О.В. Логинов