АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А12-17983/2014
11 декабря 2014 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи: Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу № А12-17983/2014
по заявлению Военного комиссариата Волгоградской области (ИНН 3444059756, ОГРН 1033400322053), г. Волгоград, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (ИНН 3444115626, ОГРН 1043400325429),г. Волгоград, об оспаривании (в части) акта,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Волгоградской области (далее – Комиссариат) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее – ТУ Росфиннадзора) о признании недействительным и незаконным абзаца второго страницы 14, абзаца девятого страницы 35, абзаца второго страницы 37, абзаца второго страницы 39 акта проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности военного комиссариата Волгоградской области за 2013 год от 13.03.2014.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 03.07.2014 производство по делу прекращено, как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 определение суда первой инстанции отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и признал их не соответствующими нормам процессуального права, регулирующим вопросы подведомственности дел арбитражным судам.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росфиннадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово – хозяйственной деятельности Военного комиссариата Волгоградской области за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 13.03.2014.
В абзаце втором страницы 14 указанного акта проверки ТУ Росфиннадзора указывает, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н, Комиссариатом в 2013 году допущено нецелевое использование средств федерального бюджета из кассы в сумме 6048 рублей, в том числе: на выплату заработной платы в сумме 802 рублей (КБК 187 0201 202 6700 111 211), на оплату проживания в командировке в сумме 100 рублей (КБК 187 0201 202 6700 112 226), на оплату проезда призывников в сумме 1600 рублей (КБК 187 0201 202 6700 244 222), на оплату хозяйственных расходов в сумме 3546 рублей (КБК 187 0201 202 6700 244 340).
В абзаце девятом страницы 35 данного акта проверки указано, что в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н, Комиссариат без подтверждающих первичных документов необоснованно произвел списание кредиторской задолженности 2012 года по услугам связи перед открытым акционерным обществом «Ростелеком» в сумме 75 655 рублей методом «Красное сторно», что привело к образованию недостоверной кредиторской задолженности (занижена) по состоянию на 01.01.2013.
В абзаце втором страницы 37 акта от 13.03.2013 указано, что проверкой правильности формирования результата деятельности Комиссариата в 2013 году установлено: согласно данным бюджетного учета Комиссариата по состоянию на 01.01.2013 на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» отнесены расходы бюджета Волгоградской области по осуществлению полномочий по ведению первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в сумме 38 588 966 рублей. К проверке предоставлен отчет министерства финансов Волгоградской области о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации (органам местного самоуправления). Первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, в ходе проверки не представлены.
В абзаце втором страницы 39 указанного акта проверки указано, что в нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 11 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н, Комиссариатом по состоянию на 01.01.2013 на счете 209.00 «Расчеты по ущербу имуществу» не отражена сумма недостач, растрат и хищений денежных средств, незаконных расходов денежных средств, подлежащих взысканию с виновных лиц, числящихся в Книге учета недостач, в размере 10 353 432 рубля, что привело к искажению данных бюджетного учета по состоянию на 01.01.2013.
Вышеуказанный акт не является актом ненормативного характера, он не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения Комиссариатом. Акт по результатам проверочных мероприятий не носит властно – распорядительного характера, в нем лишь фиксируются признаки выявленных нарушений.
Согласно статье 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В данном случае акт проверки от 13.03.2014, составленный ТУ Росфиннадзора по итогам проверки отдельных вопросов финансово – хозяйственной деятельности Комиссариата не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. Указанный акт проверки не затрагивает прав и законных интересов Комиссариата в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. Следовательно, не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.
В силу части 1 статьи 27, пункта 2 статьи 29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку спор о признании незаконным акта проверки арбитражному суду неподведомствен, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу №А12-17983/2014 отменить. Оставить в силе определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2014 по тому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи Н.Н. Сафин
М.А. Савкина