НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 11.08.2015 № А65-30607/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26612/2015

г. Казань                                                 Дело № А65-30607/2014

11 августа 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Гильманова Т.А., доверенность от 10.08.2015 № 277, Хакимова Р.Р., доверенность от 07.07.2015 № 238,

ответчика – Юскевич Е.В., доверенность от 17.05.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2015 (судья Абдуллаев А.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Филиппова Е.Г., Холодная С.Т.)

по делу № А65-30607/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Татхимфармпрепараты» (ОГРН 1031626802899, ИНН 1658047200), г. Казань, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани, о признании частично недействительным решения от 08.12.2014 № 013 505 14 РВ0001818,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Татхимфармпрепараты» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани (далее – Пенсионный фонд, Управление) о признании решения № 013 505 14 РВ 0001818 от 08.12.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части доначисления страховых взносов на сумму 350 035,86 руб., а также пеней и штрафов, начисленных на данную сумму.

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015, заявленные требования общества удовлетворены частично.

Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан от 08.12.2014 № 013 505 14 РВ 0001818 о привлечении открытого акционерного общества «ТАТХИМФАРМПРЕПАРАТЫ» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 290 920 руб.99 коп., а также соответствующих этой недоимке сумм пеней и штрафа признано незаконным и отменено, как несоответствующее Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Пенсионный фонд, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, с 02.09.2014 по 28.10.2014 государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г. Казани была проведена выездная проверка ОАО «Татхимфармпрепараты» по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 30.10.2014 № 013 505 14 АВ 0002156.

08.12.2014 на основании акта выездной проверки Управлением было принято решение № 013 505 14 РВ0001818 о привлечении Общества к ответственности по п.1 ст.47 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде взыскания штрафа в размере 71 183,32 руб. за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 355 916,58 руб. и пени в сумме 10 911,75 руб.

Не согласившись с решением Пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции частично удовлетворили заявленные обществом требования.

Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, из содержания оспариваемого решения Управления следует, что в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 5 работников ОАО «Татхимфармпрепараты» были освобождены от работы в связи с направлением в распоряжение отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Кировскому и Московским районам для работы в комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет и в призывной комиссии муниципального образования с сохранением за ними места работы и заработной платы.

Данные выплаты составили 190 079,99 руб. и произведены в рамках трудовых отношений. ОАО «Татхимфармпрепараты» при расчете базы для начисления страховых взносов не учитывало выплаты среднего заработка в связи с направлением в распоряжение отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Кировскому и Московским районам на время работы в качестве технических работников в составе призывной комиссии.

В нарушение п.1 ст.7, ч.1 ст.8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов по данному виду нарушения для плательщика страховых взносов ОАО «Татхимфармпрепараты» занижена в 2011 г. на 190 079,99 руб., что привело к неуплате страховых взносов на сумму 59 114,87 руб. Кроме того, в результате проверки сводных ведомостей по начислению заработной платы и первичных документов к ним было установлено, что ОАО «Татхимфармпрепараты» в 2011, 2012, 2013 г.г. выплачивало своим работникам вознаграждения при увольнении на пенсию. На основании пп.3.2.8, п.3.2 коллективного договора, утвержденного на конференции трудового коллектива на 2011-2013 годы, и п.4 Положения о моральном и материальном стимулировании работников установлено, что ОАО «Татхимфармпрепараты» выплачивало вознаграждения - единовременные выплаты при увольнении на пенсию. В 2011 году такая сумма составила 308 914,87 руб., в 2012 году – 238 756,49 руб., в 2013 году – 656 995,14 руб.

По мнению Управления, на основании ст.9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты и пособия, связанные с увольнением работников, которые прямо установлены Трудовым Законодательством и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Республики Татарстан. Следовательно, пособие по выходу на пенсию подлежит обложению страховыми взносами, так как обязанность выплаты указанного пособия не закреплена в законодательстве Российской Федерации, законодательных актах субъекта Российской Федерации и решениях представительных органов местного самоуправления.

В нарушение п.1 ст.7, ч.1 ст.8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов по данному виду нарушения для плательщика страховых взносов ОАО «Татхимфармпрепараты» занижена на 1 204 666,50 руб., в т.ч. в 2011 г. на сумму 308 914,87 руб., в 2012 г. на сумму 238 756,49., в 2013 г. на сумму 656 995,14 руб., что привело к неуплате страховых взносов всего на сумму 290 920,99 рублей, в т.ч. за 2011 год в сумме 96 072,54 руб., за 2012 год в сумме 61 874,08 руб., за 2013 год в сумме 132 974,37 руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов. Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, 5 лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для вывода о занижении облагаемой базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование явились произведенные Обществом выплаты работникам пособий при выходе на пенсию на общую сумму на 1 204 666,50 руб.

Данные выплаты основаны на пункте 3.28 коллективного договора на 2011 - 2013 г.г. и пункте 4 Положения о моральном и материальном стимулировании работников ОАО «Татхимфармпрепараты», согласно которым при увольнении работника в связи с выходом на пенсию ему выплачивается единовременное вознаграждение за многолетний и добросовестный труд в размере 50 % средней месячной зарплаты.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.

Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

С учетом изложенного у Управления отсутствовали правовые основания для доначисления обществу оспариваемым решением страховых взносов в сумме 290 920,99 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела  выводов.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу № А65-30607/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Л.Р. Гатауллина

Судьи                                                                                    М.В. Егорова

                                                                                              А.Н. Ольховиков