А12-8491/2009
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А12-8491/2009
11 августа 2009 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Калугиной М.П.,
в отсутствие:
заявителя – извещен, не явился,
ответчика – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2009 (судья Павлова С.В.)
по делу № А12-8491/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АДЕКС», г. Волгоград к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «АДЕКС» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району Волгоградской области (далее - инспекция) от 20.04.2009 № 009874 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2009 заявление удовлетворено.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
На основании поданного обществом заявления от 30.03.2009 о снятии с учета контрольно-кассовой техники Штрих-Микро-Ф (заводской № 00002602, год выпуска 2001) инспекция установила осуществление обществом наличных расчетов за период с 06.03.2009 по 26.03.2009 с использованием контрольно-кассовой техники с истекшим сроком эксплуатации.
По данному факту инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 10.04.2009 № 011547, на основании которого вынесено постановление от 20.04.2009 № 009874 о привлечении общества к административной ответственности согласно статье 14.5 КоАП РФ в виде 30 000 рублей штрафа.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.
Контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовой техники понимается, в числе прочего, использование техники, не включенной в Государственный реестр.
Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК) от 12.03.2004 № 1/77-2004 используемая предприятием контрольно-кассовая машина Штрих-Микро-Ф с 01.07.2004 исключена из Государственного реестра.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ).
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, аппараты кассовые относятся к классу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда».
Основные средства этого класса, согласно Классификации основных средств, включаемых амортизационные группы, относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно (код 14 3010000). Срок полезного использования данной контрольно-кассовой техники определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода ее в эксплуатацию и только в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, а именно в пределах интервала 5 - 7 лет включительно.
Суд установил, что нормативный срок амортизации используемой обществом контрольно-кассовой машины, выпущенной в 2001 году, введенной в эксплуатацию 15.04.2002 истекает 15.04.2009. На момент составления протокола об административном правонарушении от 10.04.2009 нормативный срок эксплуатации названной контрольно-кассовой машины не истек.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Порядка регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, утвержденного приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36 и действовавшего в спорный период (далее - Порядок), по окончании срока применения модели контрольно-кассовой машины, указанного в Государственном реестре, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Однако о снятии с учета спорной кассовой техники общество надлежащим образом извещено не было.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, обоснованно признал незаконным постановление инспекции о назначении обществу административного наказания, поскольку инспекцией не доказано наличие состава и вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, основанных на материалах дела; решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2009 по делу № А12-8491/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи Л.Ф. Хабибуллин
М.П. Калугина