НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 11.01.2024 № А72-5613/2023

271/2024-524(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11845/2023

г. Казань Дело № А72-5613/2023
12 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.  Полный текст постановления изготовлен 12 января 2024 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф., 

судей Мухаметшина Р.Р., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:

заявителя – Ефимова В.Г., доверенность от 18.12.2023, Девиной Г.Н.  (директор), 

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Агентства государственного строительного и жилищного надзора  Ульяновской области 

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.09.2023 


по делу № А72-5613/2023 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая  компания «Авион» (ОГРН: 1107326001200, ИНН: 7326036774) к Агентству  государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской  области (ОГРН: 1137325000064, ИНН: 7325118223), о признании  недействительным распоряжения агентства и возложении обязанности  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания  «Авион» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской  области с заявлением о признании недействительным издания Агентством  государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской  области (далее - агентство) распоряжения от 07.04.2023 № 42-л об отказе в  продлении срока действия лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами от 23.04.2015 № 073-001100 в отношении общества и его отмене; о  возложении обязанности на агентство в течение установленного судом  срока, с даты вступления решения в законную силу устранить допущенное  нарушение прав и законных интересов общества посредством издания  распоряжения о продлении срока действия лицензии от 23.04.2015 № 073001100, выданной обществу. 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023  заявленные требования удовлетворены. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.09.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе агентство просит отменить принятые по  делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм  материального права. 

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 


арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их  отмены. 

Обществу главной государственной инспекцией регионального  надзора Ульяновской области выдана лицензия от 23.04.2015 № 073000100 на осуществление предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами. Срок действия лицензии продлен  до 01.06.2023. 

По результатам проведенной агентством документарной оценки,  оформленной актом от 03.04.2023 № 48 и оценочным листом от 03.04.2023,  установлено несоответствие общества лицензионным требованиям,  предусмотренным пунктом 17 Положения о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами и об осуществлении регионального государственного  лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014   № 1110, пункту 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской  Федерации. 


В соответствии с уведомлением агентства от 11.04.2023 № 73-ИОГВ- 180/4841 обществу отказано в продлении срока действия лицензии на  осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, поскольку в ходе документарной оценки  соответствия лицензиата лицензионным требованиям установлен факт не  соблюдения требований к размещению информации, установленных  частью 10.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения  общества в арбитражный суд с заявленными требованиями. 

Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 192 Жилищного кодекса  Российской Федерации лицензирование предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя  деятельность органов государственного жилищного надзора по  лицензированию предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, осуществление регионального  государственного лицензионного контроля за осуществлением  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами. 

Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на  территории субъекта Российской Федерации, органом государственного  жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии  продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 192 Жилищного  кодекса Российской Федерации). 

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.10.2014 № 1110 утверждено «Положение о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами и об осуществлении регионального государственного  лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской 


деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее -  Положение № 1110). 

В пункте 4(1) Положения № 1110 определен перечень грубых  нарушений лицензионных требований. 

Основанием для отказа в продлении срока действия лицензии  послужил выявленный агентом факт не соблюдения требований к  размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161  Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный  доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых  работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном  доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости,  о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством  ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность  размещения в системе информации о деятельности по управлению  многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов,  предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников  жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным  потребительским кооперативом, осуществляющими управление  многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей  организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной 


срок размещения в системе указанной информации не установлен  федеральным законом. 

Общество представило пояснения относительно не размещения в  информационной системе ГИС ЖКХ необходимой информации. 

Исследовав о оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в  порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суды установили, что информация по отдельным пунктам  перечня сведений, размещенная, по мнению агентства не полностью,  заносится и отображена в иных подразделах информационной системы.  Так, судами установлено, что сведения о нормативах потребления  коммунальных услуг и имущества многоквартирных домов по ул.  Локомотивная, 132, ул. Киндяковых,38, ул. Отрадная, 16 корп. 1  размещена в ГИС ЖКХ после проведения проверки. Как пояснил  представитель общества, указанная информация была указана в платежных  документах. Сведения не были размещены в ГИС ЖКХ, поскольку  начисления ОДН проводилось согласно постановлению Правительства  Российской Федерации № 354 по показаниям приборов учета  коммунального ресурса, а не по нормативу. 

Информация об основных конструктивных элементах  многоквартирных домов и сообщения о проведении общих собраний по  пр. Гая, 37, акты выполненных работ (оказанных услуг) и сообщения о  проведении общих собраний по ул. Киндяковых,38, сообщения о  проведении общих собраний по ул. Отрадная, 16 корп. 1 в настоящее время  в ГИС ЖКХ размещены. Как пояснил представитель общества, в доме  живут пенсионеры, интернетом не пользуются, поэтому сообщения о  проведении собрания размещались на информационных досках в  подъездах. Жалобы жителей по данному вопросу не поступали. 

Информация о размере платы, за содержание и текущий ремонт  общего имущества многоквартирного дома по ул. Локомотивная, 132  размещена в разделе «Голосование». 17.04.2023 указанная информация 


размещена обществом в соответствующем разделе. В доме по ул.  Локомотивная, 132 лифт и противопожарная система отсутствует (здание  одноэтажное). Информация об основных конструктивных элементах МКД,  технические характеристики и состояние, об оборудовании, системах  инженерно-технического обеспечения, о внутридомовой инженерной  системе холодного водоснабжения, о проведении общего собрания в  настоящее время размещены в ГИС ЖКХ. Договор на выполнение работ  по техническому диагностированию внутридомовых газопроводов по ул.  Локомотивная, 132 заключен 20.08.2020, на техническое обслуживание  вводных и внутренних газопроводов заключен 01.01.2012 и в настоящее  время размещен в ГИС ЖКХ. 

Обществом в материалы дела представлены договора на техническое  обслуживание вводных и внутренних газопроводов и по техническому  диагностированию внутридомовых газопроводов. Договора на дату  принятия судом первой инстанции решения размещены в системе ГИС  ЖКХ. 

Суды двух инстанций, учитывая, что отдельные недочеты по  опубликованию сведений носят устранимый характер; нарушение  лицензионного требования установленного частью 10.1 статьи 161  Жилищного кодекса Российской Федерации к грубым нарушениям  законом и Положением № 1110 не отнесено, пришли к выводу об  отсутствии оснований для вынесения оспариваемого распоряжения. 

Как отметили суды, установление формальных признаков нарушения  не может служить достаточным основанием для принятия распоряжения  об отказе в продлении лицензии. Кроме того судами отмечено, что  агентством в оспариваемом распоряжении не указано, какая именно  информация не размещена обществом в системе ГИС ЖКХ, тогда как  согласно пункту 2.3.1 Административного регламента уведомление об  отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными 


домами должно содержать мотивированное обоснование причин отказа со  ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных  документов, являющихся основанием такого отказа, а если причиной  отказа является установленное в ходе оценки несоответствие лицензиата  лицензионным требованиям - должны содержать реквизиты акта оценки  лицензиата. Ссылка на акт оценки не содержится в оспариваемом  распоряжении. Заявителю копия акта по результатам рассмотрения  заявления не направлена. 

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том,  что в данном случае лишение общества права заниматься лицензируемым  видом деятельности несоразмерно выявленным в результате оценки  нарушениям. 

Судами не установлены и материалы дела не содержат фактов  намеренного уклонения общества от исполнения возложенных на него  обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской  Федерации. 

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют  установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права,  процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.  Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по  данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.09.2023 по делу № А72-5613/2023 оставить без изменения,  кассационную жалобу - без удовлетворения. 


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1.,  291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи Р.Р. Мухаметшин 

 Э.Т. Сибгатуллин