НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 11.01.2018 № А55-25955/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-28014/2017

г. Казань                                                 Дело № А55-25955/2016

12 января 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 11.01.2018.

Полный текст постановления изготовлен – 12.01.2018.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,

при участии представителей:

истца – общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Респект» – ФИО1, доверенность,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2017 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Филиппова Е.Г., Засыпкина Т.С.)

по делу № А55-25955/2016

по иску общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Респект», к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц: администрации сельского поселения Подстепки Ставропольского района Самарской области, администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Респект» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора долевого участия в строительстве жилого дома № 9.1/01 16-1 от 22.01.2016, обязании устранить допущенные нарушения посредством осуществления государственной регистрации указанного договора долевого участия в строительстве жилого дома.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017, требования удовлетворены.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в возражении просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:32:1702007:858 площадью 29 700 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, м.р. Ставропольский, с.п. Подстепки, <...> участок № 42, назначение: многоквартирная жилая застройка, на котором запланировало осуществить строительство жилого комплекса в составе шести многоквартирных жилых домов поз. 8.1-8.4 и 9.1-9.2. Свидетельство о праве собственности от 11.06.2014 серия 63-АН № 021728.

21.08.2015 администрацией Ставропольского района Самарской области (далее – администрация) обществу выдано разрешение на строительство № 63-32-315-2015 вышеуказанного объекта.

18.04.2016 администрацией, взамен ранее выданного, выдано разрешение на строительство № 63-32-168-2016.

22.01.2016 общество заключило договор долевого участия в строительстве жилого дома № 9.1/0116-1 с ФИО2 на строительство жилого дома поз. 9.1, по окончании строительства которого ФИО2 должна быть передана квартира № 56.

04.02.2016 общество и ФИО2 обратились в управление с заявлением о государственной регистрации договора долевого участия в строительстве и залога в силу закона.

15.02.2016 государственная регистрация договора долевого участия в строительстве приостановлена до 15.03.2016.

15.03.2016 государственная регистрация договора долевого участия в строительстве и ипотеки в силу закона приостановлена до 14.06.2016 на основании заявлений сторон договора в связи с необходимостью устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации.

25.03.2016 обществом представлены отредактированные и не предоставленные первоначально документы. Кроме того, на регистрацию представлен градостроительный план земельного участка от 29.05.2014.

14.06.2016 государственная регистрация договора долевого участия в строительстве приостановлена до 14.07.2016, в связи с необходимостью устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации договора.

14.07.2016 управление отказало в государственной регистрации договора долевого участия в строительстве, поскольку не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Общество, полагая отказ незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагающим на заявителя обязанности и создающим иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – закон № 122, закон о регистрации), в редакции, действовавшей на момент обращения за регистрацией договора и на момент принятия решения об отказе в такой регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.

В соответствии с частью 2 статьи 16 закона № 122, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу части 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее – реестр). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Согласно п.1 ст.25.1 Закона о регистрации на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, представляются документы с описанием объекта долевого строительства, составленные застройщиком и согласованные с соответствующим участником долевого строительства, с указанием местоположения объекта долевого строительства на плане создаваемого объекта недвижимого имущества и планируемой площади объекта долевого строительства. Согласно п.2 ст.25.1 Закона о регистрации на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, застройщиком представляются: 1. разрешение на строительство; 2. проектная декларация; 3. план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений; 4. один из следующих предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» документов: договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (далее – договор страхования), а также документ, подтверждающий уплату страховой премии (части страховой премии) в соответствии с договором страхования; - договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (далее - договор поручительства), а также документ, подтверждающий оплату вознаграждения по договору поручительства; 5. списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, которое построено или строится на земельных участках, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельные участки единого института развития в жилищной сфере), или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, если такие земельные участки переданы в безвозмездное срочное пользование либо аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства».

Застройщик вправе не представлять указанные списки. В этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запрашивает указанные списки у уполномоченного органа местного самоуправления, который утвердил указанные списки в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» и обязан предоставить запрашиваемые сведения в срок не более чем пять дней с даты получения такого запроса.

Согласно пункта 2.1 статьи 25.1 Закона о регистрации государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Материалами дела подтверждается, что обществом на государственную регистрацию представлено разрешение на строительство от 21.08.2015 № 63-32-315-2015, выданное администрацией, согласно которому последнему разрешено строительство жилого комплекса по ул. Полевой в составе шести многоквартирных домов (позиции 8.1-8.4 и 9.1-9.2) на земельном участке с кадастровым номером 63:32:1702007:858, генеральный договор от 30.11.2015 № 280001/15/00016/6301001 и договор страхования гражданской ответственности застройщика от 30.01.2016 № 280001/15/00014/63001-001, согласно которым произведено страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, а также имущественные интересы застройщика, связанные с риском наступления его ответственности перед участниками долевого строительства в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательств по передаче жилого помещения по договору.

В указанных договорах содержится надлежащая информация об объектах страхования. Отсутствие указания отдельного договора страхования в проектной декларации при представлении договора в пакете документов, правильно признано судами ненадлежащим основанием для отказа в регистрации в рассматриваемом случае.

Согласно платежному поручению от 28.01.2016 № 100 произведена уплата страховой премии.

В связи с чем суды двух инстанций обоснованно посчитали, что необходимые доказательства исполнения обязанности по страхованию регистрирующему органу были представлены. Также на государственную регистрацию, во исполнение сообщения о приостановлении государственной регистрации, заявитель представил градостроительный план земельного участка от 29.05.2014.

Из градостроительного плана земельного участка, земельный участок с кадастровым номер 63:32:1702007:858, на котором разрешено строительство жилого комплекса по ул. Полевой в составе шести многоквартирных домов, был поставлен на кадастровый учет 18.11.2013, то есть до вступления в силу Правил землепользования и застройки с.п. Подстепки, утвержденных решением от 30.12.2013 № 38. В связи с чем судами верно отмечено, что данные Правила не применимы к данному участку в части необходимости разработки проектов планировки и межевания территории.

Земельный участок с кадастровым номером 63:32:1702007:858 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:32:1702007:377, находящегося в частной собственности, что так же свидетельствует о неприменении данных норм к настоящим правоотношениям. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Целью подготовки проекта планировки территории является выделение элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Целью подготовки проекта межевания территории является определение с учетом Правил землепользования и застройки места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, границы застроенных и формируемых земельных участков, границы территорий объектов культурного наследия, зон действия «публичных» сервитутов.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно пункту 7 указанной статьи для получения разрешения на строительство подается заявление в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, с приложением, в том числе градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что обществом на государственную регистрацию были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации договора, в соответствии с требованиями Закона о регистрации, содержащие полную и необходимую информацию об объекте и иные необходимые сведения, вследствие чего у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора.

При этом документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона № 218-ФЗ были представлены в полном объеме и основания запрашивать иную документацию у регистрирующего органа отсутствовали.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу № А55-25955/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                                   Р.В. Ананьев

                                                                                              В.А. Карпова