НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 10.10.2023 № А72-634/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-8846/2023

г. Казань Дело № А72-634/2023

12 октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Закировой И.Ш., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителей:

заявителя – Кожевниковой М.А., доверенность от 01.03.2023,

ответчика – Сабирзянова И.Н., доверенность от 26.09.2023,

в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россетти»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023

по делу № А72-634/2023

по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания – Россетти» (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН 1027301176902, ИНН 7325002331) о признании незаконными решения и предписания, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «КЛИН-ОК» (ОГРН 1222300052336, ИНН 2308287769),

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее – общество «Россети») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.11.2022 по делу № 073/07/3-621/2022 и предписания от 15.11.2022 № 2.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Россети» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Заявителем в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.10.2022 опубликовано извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме № 32211753741, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Наименование объекта закупки - «Оказание услуг по уборке помещений ПС для нужд филиал публичного акционерного общества «ФСК ЮС» - Средне-Волжское ПМЭС (начальная (максимальная) цена договора - 7 889 600 руб. 00 коп.).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.10.2022 по окончании срока подачи заявок подано девять заявок, в том числе и обществом с ограниченной ответственностью «КЛИН-ОК» (далее – общество «КЛИН-ОК»).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 07.11.2022 победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью «РАСТ».

В антимонопольный орган поступила жалоба общества «КЛИН-ОК» на действия закупочной комиссии заявителя. Как указал податель жалобы, закупочной комиссией неправомерно начислены баллы за кадровые ресурсы (0 баллов), поскольку данным обществом представлены все необходимые документы и сведения, установленные закупочной документацией в составе заявки.

Решением антимонопольного органа от 15.11.2022 по делу № 073/07/3-621/2022 жалоба общества «КЛИН-ОК» признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), на устранение которого выдано предписание.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество «Россети» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке.

Закупочная деятельность заказчика регламентирована Единым стандартом закупок (Положением о закупке), утвержденным решением Совета директоров от 29.01.2019 № 436.

Согласно пункту 5.1 раздела 5 «Способы закупок, их разновидности и условия выбора» Положения о закупках конкурс является одним из способов конкурентных закупок.

В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 «Порядок подготовки и принятия решения о закупке» Положения о закупках в целях формирования извещения о закупке и документации о закупке (за исключением закупок для проведения которых извещение и (или) документация о закупке не формируется) инициатор закупки заранее определяет, в том числе, требования к составу и оформлению заявок.

Согласно пункту 3.4 раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» закупочной документации заявка участника на участие в закупке должна содержать информацию и документы, указанные в пунктах 10, 12, 14 части II «Информационная карта закупки».

При этом пунктом 7.2.1 раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» закупочной документации установлено, что заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, критериями и порядком оценки, устанавливаемыми в документации, на основании представленных в составе заявок информации и документов.

Также пунктом 7.5.1 раздела 3 «Требования к содержанию заявки на участие в закупке» закупочной документации установлено, что отсутствие во второй части заявки информации и документов, подлежащих представлению для осуществления оценки заявки по соответствующим критериям, не является основанием для отклонения заявки.

Пунктом 10 раздела II «Информационная карта закупки» закупочной документации содержит перечень документов, входящих в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям.

Подпунктом 3.2 пункта 10 раздела II «Информационная карта закупки» закупочной документации установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в составе заявки для оценки заявок по критериям оценки и сопоставления заявок, в том числе, вторая часть заявки должна содержать справку о привлекаемых кадровых ресурсах по установленной в настоящей документации о закупке форме (часть III «Образцы форм для заполнения участниками закупки». форма 6). Для подтверждения наличия кадровых ресурсов участник предоставляет штатное расписание или иные документы в соответствии с законодательством РФ. подтверждающие трудовые взаимоотношения, заверенные руководителем кадровой службы.

Таким образом, в целях надлежащего подтверждения наличия квалифицированных кадровых ресурсов участнику закупки необходимо представить в составе заявки вышеуказанные документы, а именно, штатное расписание или иные документы в соответствии с законодательством РФ, подтверждающие трудовые взаимоотношения, заверенные руководителем кадровой службы.

Вместе с тем, согласно пункту 5 Приложения № 1 к части II «Информационная карта закупки» закупочной документации по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» оценка производится членами конкурсной комиссии на основании справки о привлекаемых кадровых ресурсах (часть Ш «Образны форм для заполнения участниками закупки», форма 6) и обязательно прилагаемых к ней подтверждающих материалов в виде выписки из штатного расписания (иных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающих трудовые взаимоотношения) и копии удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках с указанием группы по электробезопасности.

Сноска к указанному пункту закупочной документации содержит указание на то, что в случае отсутствия в составе заявки участника справки о привлекаемых кадровых ресурсах (форма 6) и/или материалов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов по какой-либо из специальностей, в виде выписки из штатного расписания (иных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающих трудовые взаимоотношения), комиссия присуждает по такой специальности минимальную промежуточную оценку (0 баллов).

Материалами подтверждается и судами установлено, что обществом «КЛИН-ОК» (заявка № 5) в качестве подтверждения наличия квалифицированных кадровых ресурсов представлена Справка о привлекаемых кадровых ресурсах с приложением утвержденного штатного расписания в соответствии с требованиями, установленными закупочной документацией.

Заявке общества «КЛИН-ОК» по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов» присвоено 0 баллов (протокол рассмотрения вторых частей заявок участников закупки от 02.11.2022).

В соответствии с подпунктом 8.1.6 пункта 8.1 раздела 8 «Порядок проведения процедур закупки» Положения о закупках рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке.

Как правильно отметили суды, поскольку в рассматриваемом случае обществом «КЛИН-ОК» были представлены все необходимые сведения, предусмотренные требованиями к содержанию заявки на участие в конкурсе, у закупочной комиссии заказчика отсутствовали основания для присвоения заявке общества «КЛИН-ОК» по указанному критерию 0 баллов.

Заказчиком в составе заявки не было установлено надлежащее требование о предоставлении копий удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках с указанием группы по электробезопасности, что привело к неправомерной оценке заявок. Соответственно, закупочная документация противоречит требованиям законодательства о закупках и Положению о закупках.

При этом согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Учитывая установленные судами обстоятельства, судебная коллегия признает правильными выводы судов о правомерности принятого антимонопольным органом решения и выданного предписания. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу № А72-634/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания – Россетти» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 14.08.2023 № 131832.

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин

Судьи И.Ш. Закирова

Э.Т. Сибгатуллин