АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15270/2022
г. Казань Дело № А65-5959/2021
15 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Фатхуллиной И.Ф. (по доверенности от 20.09.2021), Сабитовой Р.Н. (по доверенности от 14.02.2022),
общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй» – Мулюкова Д.Г. (по доверенности от 15.06.2021), Гатауллиной З.Р. (по доверенности от 12.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021
по делу № А65-5959/2021
по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Капитал-Строй», с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Нижнекамскнефтехим», о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Капитал Строй» (далее – ООО «Капитал Строй», общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 922 622 руб. 03 коп., пени в размере 47 653 руб. 43 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Нижнекамскнефтехим» (далее – ПАО «Нижнекамскнефтехим»).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, жалобу общества удовлетворить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления обществом представлена уточненная декларация № 2 от 20.11.2020 о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
При проведении контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду выявлено, что в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Площадка №2 (Нижнекамск) не применен коэффициент к ставке платы за отходы, размещенные сверх лимита (Ксп) – 5, на основании чего Управлением в адрес общества направлено письмо об отклонении данной уточненной декларации.
В установленные законом сроки уточненная декларация обществом не была представлена, в связи с чем Управлением самостоятельно произведен расчет с применением сверхлимитного коэффициента 5 по объекту «Площадка № 2 (Нижнекамск)» и составлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год № 3.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд к обществу с рассматриваемым исковым заявлением.
Частью 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта НВОС соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов НВОС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» с учетом целей государственного учета в рассматриваемых правоотношениях, фактическое осуществление деятельности, оказывающей НВОС, с использованием объектов капитального строительства, не введенных в эксплуатацию, не освобождает от исполнения обязанности, установленной пунктом 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии) в спорный период (2019 год) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029.
В соответствии с Критериями (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029) осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, является критерием отнесения объекта НВОС к III категории.
В соответствии с положениями Закона об охране окружающей среды по объектам строительства, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила № 255), при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 255 лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении объема или массы отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил, то есть с 5-кратно повышающим коэффициентом.
Как следует из материалов дела, 23.01.2019 между ПАО «Нижнекамскнефтихим» (заказчик) и ООО «Капитал-Строй» (подрядчик) заключен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту №4600040840, в соответствии с которым заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить полный комплекс работ на объекте: «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик».
По данному договору подряда ООО «Капитал-Строй» являлось генеральным подрядчиком по капитальному ремонту объекта - футбольное поле с трибунами.
Во исполнение указанного договора №4600040840 от 23.01.2019 ООО «КапиталСтрой» (заказчик) был заключен ряд договоров подряда: № 12 от 27.04.2020, № ДП-158/19 от 28.08.2019, № 170 от 22.08.2019, № 1/К от 25.02.2020, № 5-4600040840 от 24.01.2020.
Как указано судами, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела (декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год), в результате осуществления деятельности общества на объекте «Стадион спорткомплекса «Нефтехимик» были образованы отходы, а именно: отходы опалубки деревянной, загрязненной бетоном, отходы гипса при ремонтностроительных работах, тара деревянная, утратившая потребительски свойства, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, лом строительного кирпича незагрязненный, лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, обрезь и лом гипсокартонных листов, мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
То обстоятельство, что обязанность по вывозу отходов возложена в соответствии с условиями договора № 4600040840 от 23.01.2019 на общество, которые и были вывезены им самостоятельно, также сторонами не оспаривается.
Судами установлено, что деятельность общества на футбольном стадионе подлежит отнесению к объектам, оказывающим НВОС III категории.
Поскольку, как указало Управление, обществом не была предоставлена отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, то в соответствии с Правилами № 255 плата за размещение указанных отходов должна была рассчитываться с коэффициентом к ставке платы равным 5, что и было правомерно сделано Управлением.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 922 622 руб. 03 коп..
Кроме того, на основании части 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды, положений письма Минприроды России от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 «О разъяснениях по плате» в отношении платы за НВОС пени начисляются со 2 марта года, следующего за отчетным годом и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
При таких обстоятельствах, требование Управления о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления также является обоснованным и правомерно удовлетворено судами в размере 47 653 руб. 43 коп.
При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу № А65-5959/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова