АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15470/2022
г. Казань Дело № А65-14099/2021
15 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя – Яковлева А.Ю. (доверенность от 20.10.2021), Пинаева А.В. (решение от 01.03.2021 № 2),
ответчика – Осипова А.Б. (доверенность от 27.05.2021 № 06-4904), Сабировой А.И. (доверенность от 03.11.2021 № 07-11397),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехКарбон»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021
по делу № А65-14099/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехКарбон» (ОГРН 1191215001790) о признании незаконным приказа Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТехКарбон» (далее – ООО «ЭкоТехКарбон», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным приказа Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) от 02.04.2021 № 286 об отказе в выдаче ООО «ЭкоТехКарбон» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, об обязании выдать ООО «ЭкоТехКарбон» лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021 по делу № А65-14099/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021, ООО «ЭкоТехКарбон» отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «ЭкоТехКарбон» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2022 судья Хакимов И.А. заменен на судью Ольховикова А.Н.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Управление с заявлением от 24.03.2021 о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации отходов I-IV классов опасности, в целях осуществления деятельности по производству товарной продукции – шашка, прессованная для изготовления поддонов, а также топливных брикетов PINI KAY.
Управлением на основании приказа от 30.03.2021 № 276 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «ЭкоТехКарбон» на соответствие сведений, содержащихся в представленных документах, положениям части 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) и сведений о соискателе лицензии, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и других федеральных информационных ресурсов.
В заявлении ООО «ЭкоТехКарбон» о предоставлении лицензии содержался перечень 5-ти наименований групп отходов с указанием класса опасности отхода и вида работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности в части сбора, транспортирования, утилизации отходов IV класса опасности:
- отходы из натуральной чистой древесины кусковые – IV класса опасности - сбор, транспортирование, утилизация;
- опилки и стружка натуральной чистой древесины – IV класса опасности - сбор, транспортирование, утилизация;
- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные - IV класса опасности - сбор, транспортирование, утилизация;
- отходы от шлифовки натуральной чистой древесины – IV класса опасности - сбор, транспортирование, утилизация;
- отходы производства фанеры, содержащей связующие смолы, и изделий из нее, за исключением вод, удаление которых производится путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты – IV класса опасности - сбор, транспортирование, утилизация.
К заявлению ООО «ЭТК» были приложены документы:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре;
- реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, указываются в Заявлении о предоставлении лицензии):
- копия договора аренды земельного участка от 04.08.2020 № 5-Д;
- копия договора подряда от 26.02.2020 № 1008/2020;
- копия акта на поставку и монтаж к основному договору от 26.02.2020 № 1008/2020;
- копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ:
- технический регламент производства топливных брикетов;
- технический регламент производства прессованных шашек для поддонов;
- копия акта приема-передачи оборудования от 15.07.2020;
- копия паспорта и руководство по эксплуатации изделия «Дробилка пневматическая молотковая ДПМ-5,5; ДПМ-7,5; ДПМ-11; ДПМ-18,5; ДПМ-22; ДПМ-30»;
- копия паспорта изделия «Пресс гидравлический модель 9ST6»;
- копия паспорта изделия «Циклон типа УЦ Серия 7.411-1»;
- копия руководства по эксплуатации АВМ.00.00.000 РЭ изделия «Барабан Сушильный типа АВМ-0,65»;
- копия руководства по эксплуатации изделия «Дробильная установка КДЕ»;
- копия руководства по эксплуатации БН 6.000 РЭ изделия «Бункер накопитель 6 куб.м»;
- копия руководства по эксплуатации изделия «Транспортер цепной скребковый Lобразный»;
- копия руководства по эксплуатации изделия «Смеситель»;
- копия руководства по эксплуатации изделия «Шнековый дозатор»;
- копия руководства по эксплуатации СТА.00.00.000 РЭ изделия «Станок для автоматической торцовки»;
- копия руководства по эксплуатации ПП.00.00.000 РЭ изделия «Система автоматической подачи сырья «Подвижный пол»;
- копия руководства по эксплуатации ТГМ.00.00.000 РЭ изделия «Теплогенератор твердотопливный механизированный»;
- копия руководства по эксплуатации С Д.00.00.000 РЭ изделия «Сепаратор дисковый СД-0,65».
По результатам рассмотрения заявления общества и приложенных к нему документов управление вынесло приказ от 02.04.2021 № 286 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, в связи с установленным в ходе документарной проверки несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, на основании акта проверки Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица ООО «ЭкоТехКарбон» от 02.04.2021 № 19-м.
Согласно акту проверки от 02.04.2021 № 19-м для работ по утилизации отходов IV класса опасности отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон об экологической экспертизе), что противоречит лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю, установленным подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290.
Заявитель оспорил данный приказ управления в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
Статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (пункт 1).
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Статьей 13 Федерального закона № 99-ФЗ установлен порядок предоставления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1 - 6 части 1 указанной статьи сведения.
Частью 3 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) был предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о представлении лицензии, а именно: 1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; 2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами; 3) опись прилагаемых документов.
Согласно подпунктам 5, 6 Положения о лицензировании от 26.12.2020 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, а также копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 99-ФЗ, в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основания для отказа в предоставлении лицензии определены в части 7 статьи 14 Федерального закона № 99-ФЗ:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения о лицензировании от 26.12.2020 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом об экологической экспертизе), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов представляет собой использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона об экологической экспертизе установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Суды учитывали вышеприведенные правовые нормы и признали, что в рассматриваемом случае проект технической документации является объектом государственной экологической экспертизы.
В ходе документарной проверки установлено, что оборудование для утилизации отходов IV класса опасности приобретено ООО «ЭкоТехКарбон» в 2020 году, информация о проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации техники, технологии изготовления топливных брикетов в представленном заявлении и на официальном сайте Росприроднадзора отсутствует.
Кроме того, перечень информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р, не содержит сведений относительно указанных технологий.
При рассмотрении дела заявителем предоставлен ответ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.03.2021 № МК-05-01-35/6271, в котором даны разъяснения относительно необходимости проведения государственной экологической экспертизы, а именно, согласно подпунктам «г», «д», «е» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290 установлено, что для работ по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности одним из лицензионных требований является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом об экологической экспертизе), а также использование лицензиатом объекта утилизации, обезвреживания, размещения отходов IIV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, при его намерении осуществлять деятельность по утилизации отходов IV класса опасности, является наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Доводы общества, ссылавшегося на ответ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» от 27.05.2021 № 230, согласно которому технология производства бруса из измельченных древесных частиц не является новой и известна давно, технология широко применяется при изготовлении топливных брикетов, пеллет, брусьев и других погонажных изделий для строительства, таким образом заявитель планирует осуществлять свою деятельность по технологии и на оборудовании, которое длительный период времени используется в России и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, исследованы судами и правомерно отклонены.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона об экологической экспертизе государственной экологической экспертизе подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
В соответствии с позицией Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенной в письме от 07.10.2020 № 05-12-44/26282, под новой понимаются впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию техника, технология, вещества.
Судами отмечено. что в приведенных доводах заявителя и в письме ФГБОУ ВО «ПГТУ» отсутствуют ссылки на действующие технические условия, технологические регламенты, которые уже используются на территории Российской Федерации при изготовлении топливных брикетов, пеллет, брусьев и других погонажных изделий для строительства.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона № 99-ФЗ в заявлении о предоставлении лицензии или в заявлении о переоформлении лицензии, указываются виды отходов I -IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах.
В представленном заявлении ООО «ЭТК» были в частности, указаны группы отходов: отходы из натуральной чистой древесины кусковые, опилки и стружка натуральной чистой древесины, древесные отходы из натуральной чистой древесины, не сортированные с указанием класса опасности IV.
При этом в Федеральном классификационном каталоге отходов (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242) виды отходов, входящих в данные подгруппы относятся только к V классу опасности.
Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ, деятельность с отходами V класса опасности не лицензируется, и соответственно любая организация может заниматься, в том числе и их утилизацией, без получения лицензии.
В то же время наличие в данных группах видов отходов только V класса опасности определяется тем, что состав натуральной чистой древесины не имеет никаких примесей.
Соответственно, как верно указано арбитражным судом, повышение класса опасности до IV предполагает, что в древесину попадут какие-то посторонние примеси, следовательно, технология использования отходов древесины, содержащих ненатуральные связующие, при изготовлении пеллет, брусьев и других погонажных изделий для строительства должна была пройти государственную экологическую экспертизу, как новая технология, которая бы подтвердила безопасность применения данной группы отходов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суды обоснованно заключили, что отсутствие информации о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на объект утилизации, планируемый к использованию при осуществлении заявленного соискателем лицензии вида деятельности по утилизации отходов IV класса опасности, а именно на проект технической документации техники, технологии изготовления топливных брикетов, явилось правомерным основанием для отказа в выдаче лицензии обществу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами норм материального права.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы и обстоятельства не свидетельствуют о нарушении норм права при принятии обжалуемых судебных актов, касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, что выходит за пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286 - 288 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу № А65-14099/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Ольховиков
Судьи Р.Р. Мухаметшин
Л.Ф. Хабибуллин