НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 10.02.2015 № А72-8959/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19774/2013

г. Казань                                                 Дело № А72-8959/2014

13 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобугосударственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2014 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)

по делу №А72-8959/2014

по заявлению муниципального унитарного предприятия водопроводно‑канализационного хозяйства «Инзаводоканал», Ульяновская область (ОГРН 1027300705277) к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области о признании незаконными действий по выставлению на специальный банковский счет инкассовых поручений от 07.07.2014 № 54, 55, 56, 57, 58, с участием третьего лица – закрытого акционерного общества АКБ «ГАЗБАНК», г. Ульяновск,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Инзаводоканал» (далее – МУП ВКХ «Инзаводоканал», предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (далее – УПФР в Инзенском районе, Управление), с привлечением в качестве третьего лица закрытого акционерного общества АКБ «ГАЗБАНК» (далее – ЗАО АКБ «ГАЗБАНК», банк), о признании незаконными действий по выставлению на специальный банковский счет инкассовых поручений от 07.07.2014 № 54, 55, 56, 57, 58 (с учетом принятого судом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014, заявленные предприятием требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе УПФР в Инзенском районе с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований МУП ВКХ «Инзаводоканал». При этом Управление полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку заявитель – плательщик страховых взносов представил в адрес УПФР в Инзенском районе сообщение об открытии данного счета, и Управление не могло усмотреть из представленных документов, что у предприятия открыт специальный счет. Кроме того, списание денежных средств с данного счета не производилось.

Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает подлежащими их отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.03.2013 между ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» и МУП ВКХ «Инзаводоканал» заключен договор, согласно которому банк открывает предприятию специальный банковский счет № 40821810200000000007 для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и осуществления расчетов в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

В адрес УПФР в Инзенском районе от МУП ВКХ «Инзаводоканал» 22.03.2013 поступило сообщение об открытии предприятием счета № 40821810200000000007 в Ульяновском филиале ЗАО АКБ «ГАЗБАНК».

В связи с наличием у предприятия задолженности УПФР в Инзенском районе 07.07.2014 принято решение о взыскании с заявителя страховых взносов, пеней и штрафов в размере 509 501,16 руб. за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, на основании которого на счет № 40821810200000000007 Управлением были выставлены инкассовые поручения от 07.07.2014 № 54 на сумму 446 384,45 руб., № 55 на сумму 57 095,33 руб., № 56 на сумму 6021,38 руб., № 57 на сумму 103 480,03 руб., № 58 на сумму 14 914,56 руб.

Считая действия УПФР в Инзенском районе по выставлению инкассовых поручений незаконными, предприятие оспорило их в судебном порядке.

Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования.

При этом судами установлено, что в соответствии с уставом основными видами деятельности МУП ВКХ «Инзаводоканал» являются, в том числе, оказание услуг населению и сторонним организациям, строительство, ремонт, содержание и обслуживание водопроводных, канализационных сетей и инженерных сооружений, то есть заявитель является поставщиком коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения населению г. Инза Ульяновской области.

Для ведения указанной деятельности предприятием с ООО «РИЦ‑Область» заключен агентский договор от 01.06.2011 № 04‑11-АП об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществлению начислений за жилищно-коммунальные услуги, согласно которому ООО «РИЦ-Область» осуществляет начисление и организует прием платежей за коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилых домах, находящихся на обслуживании заявителя, и перечисляет на его расчетный счет все принятые от плательщиков суммы платежей за минусом вознаграждения оператору.

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 01.06.2014 № 04-11-АП на основании письменного указания поставщика (в целях исполнения обязательств поставщика перед ресурсоснабжающими организациями) оператор может собранные денежные средства перечислить на расчетные счета третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций).

С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о том, что поступающие на специальный банковский счет денежные средства, до их распределения между поставщиком, оператором и ресурсоснабжающими организациями, не могут быть признаны денежными средствами предприятия, так как включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, а поэтому действия управления по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном счете заявителя, в интересах одной ресурсоснабжающей организации затрагивают интересы населения, как потребителя, и иных ресурсоснабжающих организаций, и могут иметь социально значимые негативные последствия, такие, как неперечисление собранных от населения денежных средств другим ресурсоснабжающим организациям, отсутствие денежных средств, необходимых для ликвидации аварий, проведения капитального ремонта.

Между тем судами не учтено следующее.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование так же, как и налоги, устанавливаются государством в одностороннем порядке, а при уклонении от уплаты или неполноте уплаты взыскиваются в принудительном порядке.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя.

Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов – организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно пункту 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета клиента может быть осуществлено банком без распоряжения клиента в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом, а также по решению суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» был введен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 25.11.2009 № 2343-У; этот счет является одним из видов специальных банковских счетов, которые в соответствии с пунктом 2.8 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

Так, в соответствии с положениями Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Согласно пункту 16 Закона № 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

При этом в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.2010 № 03-02-07/1-226 разъяснено, что специальный банковский счет № 40821 относится к счетам, о которых сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, приостановление операций по счетам платежного агента в банках распространяется и на его средства на специальном счете № 40821.

По информации Центрального Банка Российской Федерации о применении отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении специального банковского счета банки исполняют обязанности, установленные налоговым законодательством применительно к счетам в понимании пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходя из того, что ни положениями статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, ни нормами Закона № 103-ФЗ не установлено каких-либо ограничений в отношении возможности применения в качестве способа обеспечения приостановления операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, в том числе по специальному счету, являющемуся одним из видов банковских счетов, выводы судебных инстанций по данному делу являются неправильными. Судебные акты приняты судами с нарушением норм материального права.

Кроме того, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что заявленные требования о признании незаконными действий УПФР в Инзенском районе по выставлению на специальный банковский счет инкассовых поручений являются некорректными, поскольку такие действия являются правом Управления, непосредственно связанным с его деятельностью.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу № А72-8959/2014 отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия водопроводно‑канализационного хозяйства «Инзаводоканал», Ульяновская область, в доход федерального бюджета 17 557 руб. 92 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины в арбитражный суд первой инстанции.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия водопроводно‑канализационного хозяйства «Инзаводоканал», Ульяновская область, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 2000 рублей.

Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительные листы в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                  Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                М.В. Егорова

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин