ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А55-14578/2009
16 июля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя – открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» – Федорова А.Н. (доверенность 20.03.2008 № 870),
заявителя – открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» – Шпади Н.Н. (доверенность от 31.12.2009 № 443/09)
в отсутствие:
ответчика – извещен, не явился,
третьего лица – извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2010 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу № А55-14578/2009
по заявлениям открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк «Банк Москвы», г. Москва, открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», г. Москва, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, г. Екатеринбург,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (далее – ОАО АКБ «Банк Москвы») и открытое акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – ОАО «СОГАЗ») обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 26.05.2009 по делу № 5679-09/7-1.
Определением суда от 17.12.2009 дела № А55-14578/2009 (по заявлению ОАО АКБ «Банк Москвы») и № А55-22571/2009 (по заявлению ОАО «СОГАЗ») объединены в одно производство с присвоением делу общего номера А55-14578/2009.
Определением суда от 18.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – УФАС по Свердловской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Самарской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на наличие у него полномочий по рассмотрению дела и выдаче предписаний ОАО АКБ «Банк Москвы» и ОАО «СОГАС».
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, УФАС по Самарской области в соответствии с приказом руководителя от 05.05.2009 № 183 возбуждено дело № 5679-09/7-1 по признакам нарушения ОАО АКБ «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения данного дела УФАС по Самарской области вынесло решение от 26.05.2009, которым признало действия ОАО АКБ «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» нарушением пунктов 4, 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (пункт 1 решения).
Во исполнение пункта 2 решения от 26.05.2009 антимонопольным органом выдано предписание от 26.05.2009 о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» обратились в Арбитражный суд Самарской области с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным решение и предписание УФАС по Самарской области от 26.05.2009, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» проведено антимонопольным органом с нарушением требований законодательства о защите конкуренции, а также процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденной Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России).
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, правильными и соответствующими материалам дела.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324, территориальный орган ФАС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, названным Положением, правовыми актами ФАС России. Территориальный орган ФАС России осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
УФАС по Самарской области осуществляет свою деятельность на территории Самарской области.
В соответствии с пунктами 3.6, 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, передаются территориальным органом в течение десяти дней со дня получения таких материалов в ФАС России для решения вопроса о том, каким антимонопольным органом будет рассмотрено такое заявление, материалы. ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа заявление, материалы для своего рассмотрения.
Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденными приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, установлены аналогичные положения (пункты 1.3, 1.4.3.). Правилами также установлено, что вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов, дела на рассмотрение соответствующему территориальному органу решается ФАС России в течение 7 рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, дело, в течение 2 рабочих дней.
Как установлено судами, филиал ОАО «Банк Москвы» в г. Самаре не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, доверенностей и утверждаемых ОАО «Банк Москвы» положений о кредитовании и типовых форм договоров.
Являющиеся предметом рассмотрения антимонопольного органа соглашение о сотрудничестве между ОАО «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ», типовая форма кредитного договора, «Методика оценки внутрибанковского рейтинга» разработаны и утверждены ОАО «Банк Москвы» и не ограничивают своего действия территорией Самарской области, применяются всеми филиалами банка и страховой компании, что в силу вышеприведенных актов ФАС России относит рассмотрение данного соглашения, типовой формы кредитного договора и Методики к компетенции Федеральной антимонопольной службы или территориального органа, назначенного ФАС России.
В соответствии с письмом ФАС России от 16.06.2009 № АК/18626 ФАС России передала УФАС по Свердловской области полномочия по возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Банк Москвы» и страховых компаний, выразившегося в заключении банком соглашений со страховыми компаниями, в том числе по соглашению о сотрудничестве от 21.02.2008 № 26-34-2/53/15 с ОАО «СОГАЗ».
УФАС по Свердловской области в соответствии с полномочиями, переданными ФАС России письмом от 07.05.2009 № AЦ/13565, на основании пункта 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации и пункта 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, рассмотрело дело № 59, по результатам которого признан факт нарушения АКБ «Банк Москвы» (ОАО) (107996, г. Москва, ул.Рождественка, д. 8/15, стр. 3) и рядом страховых организаций, в том числе ОАО «СОГАЗ», части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания в пределах своих полномочий.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» проведено антимонопольным органом с нарушением норм Закона о защите конкуренции (части 1 статьи 39, части 4 статьи 44 и частей 3 и 5 статьи 40), а также с нарушением пунктов 3.6, 3.10 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, пунктов 1.3, 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244.
Письмо ФАС России от 30.01.2009 в подтверждение наличия у ответчика полномочий на проведение проверки обоснованно не принято судами во внимание, поскольку Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации не предусматривает последующего одобрения ФАС России действий территориальных органов по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, выводы письма от 30.01.2009 о том, что соглашения между финансовыми организациями приводили к ограничению конкуренции на страховом рынке Самарской области, а ограничения конкуренции на территориях, подведомственных иным территориальным органам ФАС России в рамках рассмотрения указанных дел, не установлены, не соответствуют как описанным выше обстоятельствам дела, так и действиям ФАС России по передаче полномочий по возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Банк Москвы» и страховых компаний УФАС по Свердловской области.
По утверждению ОАО «СОГАЗ», на территории Самарской области не заключались договоры страхования с заемщиками ОАО «Банк Москвы». Данное обстоятельство антимонопольным органом не опровергнуто.
В ходатайстве от 14.12.2009 УФАС по Свердловской области указало, что предмет спора, изложенный в заявлении ОАО «АльфаСтрахование» по делу № А60-56480/2009 Арбитражного суда Свердловской области, аналогичен предмету спора по рассматриваемому делу. Данное обстоятельство также подтверждает тот факт, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Кроме того, являются обоснованными доводы заявителей о неправомочном составе комиссии, созданной антимонопольным органом.
Согласно части 1, 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг в состав комиссии на постоянной основе включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.
В данном случае созданная приказом от 05.05.2009 № 184 комиссия УФАС по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольногозаконодательства сформирована только из сотрудников антимонопольного органа без представителей Центрального банка Российской Федерации, что нарушает требования вышеуказанной правовой нормы.
Ссылки УФАС по Самарской области на то, что в рассматриваемом случае нарушения антимонопольного законодательства были установлены на рынке страховых услуг, в связи с чем отсутствовали основания для включения в состав комиссии представителей Центрального банка Российской Федерации, обоснованно отклонены судами, поскольку предметом соглашения между ОАО «Банк Москвы» и ОАО «СОГАЗ» являлось сотрудничество и взаимные действия с целью осуществления совместной программы по страхованию транспортных средств, приобретаемых физическими лицами за счет предоставляемого банком клиентам целевого кредита по программе розничного кредитования. Таким образом, данное соглашение регулировало отношения между указанными юридическими лицами не только на рынке страховых услуг, но и на рынке розничного кредитования, которое обуславливалось заключением договоров страхования с определенными страховыми компаниями.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем подлежат оставлению без изменения.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу № А55-14578/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.Н. Махмутова
Судьи Э.Г. Баширов
С.В. Мосунов