НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2022 № А12-37874/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-18889/2022

г. Казань                                                 Дело № А12-37874/2021

17 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,

судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хакимовой Э.А.

при участии с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Волгоградской области представителя заинтересованного лица – Краснянского М.В., доверенность от 29.12.2021;

в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик Рент-Сервис»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2022  и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022

по делу № А12-37874/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик Рент-Сервис» к Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области об изменении постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик Рент-Сервис» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об изменении постановления Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (далее – Инспекция, административный орган) от 16.12.2021 № 148-Д/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. и снижении размера административного штрафа до 100 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2022, оставленным без изменением постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022, в удовлетворении заявленного Обществом требовании отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт о снижении размера назначенного административного штрафа до 100 000 руб., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, имеются обстоятельства, указанные в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения размера административного штрафа менее минимального.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание 09.06.2022 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Общество является застройщиком многоквартирного жилого дома № 157 по ул. Родниковая в Советском районе г. Волгограда (проектная декларация № 34-000601).

Строительство указанного дома осуществляется Обществом с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

На основании задания от 12.11.2021 № 1 Инспекцией 17.11.2021 был проведен мониторинг единой информационной системы жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в части исполнения Обществом обязанности по размещению информации, предусмотренной законодательством в области долевого строительства, в ходе которого установлено, что в нарушение требований статьи 21 Закона № 214-ФЗ в проектной декларации № 34-000601 содержится неполная информация (отсутствует информация).

Результаты мониторинга отражены в акте от 17.11.2021 № 168/07.

Усмотрев в деянии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, Инспекция составила протокол от 02.12.2021 об административном правонарушении и вынесла постановление от 16.12.2021 № 148-Д/2021 о назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 201 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства урегулированы Законом № 214-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ застройщиком является хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Согласно части 1 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Единая информационная система жилищного строительства – система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ).

На основании пункта 5 части 3.2 статьи 23.3 Закона № 214-ФЗ адрес сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливает Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 № 1133 в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.

В силу пункта 3 части 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Информация о застройщике и о проекте строительства, которую должна содержать проектная декларация, указана в статьях 20, 21 Закона № 214-ФЗ.

Частью 4 статьи 19 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок – описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 19 Закона № 214-ФЗ).

Согласно пункту 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 № 211-п, Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривалось, что Обществом нарушены установленные Законом № 214-ФЗ требования к проектной декларации, а именно: наличие неполной и недостоверной информации в разделах 9, 10, 14, 19 проектной декларации № 34-000601, размещенной в ЕИСЖС по состоянию на 17.11.2021.

Согласно пунктам 1, 5, 11.2 части 1 статьи 21 Закона № 214-ФЗ информация о проекте строительства должна соответствовать документации по планировке территории, проектной документации и содержать информацию: о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий; о местоположении и характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений; о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.

Вместе с тем в пункте 9.3.2 раздела 9 проектной декларации № 34-000601 содержится информация о сумме общей площади нежилых помещений строящегося объекта – 623,67 кв.м, однако согласно положительному заключению экспертизы от 04.08.2021 № 34-2-1-2-043026-2021 и разрешению на строительство от 13.08.2021 № 34-Ru34301000-61124-2021 нежилые помещения в жилом доме № 157 отсутствуют, следовательно, пункт 9.3.3 «Сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений» содержит недостоверную информацию.

В пунктах 10.4.1-10.4.6 раздела 10.4 проектной декларации № 34-000601 содержится неполная информация о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий – положительное заключение экспертизы проектной документации от 04.08.2021 № 34-2-1-2-043026-2021 ООО «Премиум Эксперт», поскольку согласно названному заключению в отношении спорного дома имеются также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 13.07.2021 № 34-1-1-3-038049-2021, выданное ГАУ ВО «Облгосэкспертиза»; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 13.07.2021 № 34-1-1-3-038028-2021, выданное ГАУ ВО «Облгосэкспертиза»; положительное заключение экспертизы проектной документации от 23.07.2021 № 34-2-1-3-040235-2021, выданное ООО «Премиум Эксперт», сведения о которых в проектной декларации отсутствуют.

Кроме того, Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в отношении жилой застройки выданы технические условия на подключение объекта к городским сетям ливневой канализации от 20.08.2020 № 4717. Однако в пункте 14.1.5 раздела 14 в проектной декларации содержится недостоверная информация о дате выдачи технических условий о подключении к сетям ливневого водоотведения, а именно 28.08.2020.

Также суды установили, что поскольку первый договор участия в долевом строительстве по спорному дому заключен 15.10.2021, информация о нем должна была быть внесена в проектную декларацию не позднее 10.11.2021, однако по состоянию на 17.11.2021 в пункте 19.7 раздела 19 проектной декларации данная информация отсутствовала.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в данном случае в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено.

Обществом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций заявлялось о необходимости применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении размера административного штрафа с 201 000 руб. до 100 000 руб., учитывая его отнесение к субъекту малого и среднего предпринимательства, тяжелое финансовое положение, значительный размер административного штрафа, отсутствие причинения вреда и угрозы его причинения, добровольное устранение выявленных нарушений в кратчайший срок и до привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, установленного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.

В таком случае в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, размер административного штрафа может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.

Таким образом, возможность снижения размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, определения признаков исключительности обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, является правом суда, которое реализуется им исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к ответственности.

Как посчитали суды предыдущих инстанций, в рассматриваемом случае наличие события вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, исключает возможность снижения размера наложенного административного штрафа менее минимального, поскольку квалифицирующим признаком названной нормы является предоставление застройщиком неполной или недостоверной проектной декларации, нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений, чем соответственно затрагиваются права участников долевого строительства и возникает возможность причинения вреда неопределенному кругу лиц (дольщикам).

Допущенное Обществом административное правонарушение создало препятствия для эффективного осуществления контроля за соблюдением норм и правил в сфере законодательства о долевом строительстве, имеющего своей целью защиту прав, законных интересов и имущества граждан и организаций (участников долевого строительства), а также обеспечение доступности, простоты, ясности восприятия участниками долевого строительства (как фактическими, так и потенциальными) обязательной к размещению информации.

Более того, при назначении административного наказания Инспекция учла наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ на основании постановления от 29.06.2021 № 78-Д/2021, вступившего в законную силу 14.10.2021.

Доказательств, подтверждающих исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного Обществом административного правонарушения и его последствиями, а также доказательств тяжелого финансового положения Общества и того, что назначенный административный штраф с очевидностью влечет избыточное ограничение прав Общества, заявителем не представлено.

Как отметили суды, сами по себе значительный размер штрафа, отнесение Общества к субъекту малого и среднего предпринимательства не могут являться основанием для уменьшения размера административного штрафа без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Суды, принимая во внимание характер допущенных Обществом правонарушений и степень их общественной опасности, признали назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному и не усмотрели, что определенная Обществу мера ответственности служит в данном случае инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Размер определенного административного наказания установлен Обществу в пределах санкции вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения, соразмерен его тяжести и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ. Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно размера штрафа не входит в компетенцию суда округа.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе об иной оценке обстоятельств дела, не могут быть приняты во внимание судом округа, поскольку свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами судов, сделанными по результатам исследования и оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Переоценка имеющихся в деле доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статья 286 АПК РФ).

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2022  и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу А12-37874/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Э.Т. Сибгатуллин

Судьи                                                                          А.Н. Ольховиков

                                                                                     Л.Ф. Хабибуллин