НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 08.09.2022 № А12-3521/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22296/2022

г. Казань Дело № А12-3521/2022

13 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителя:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда – Кузьминой Н.А., доверенность от 30.12.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт»,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022

по делу № А12-3521/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт» (ОГРН 1063460032580, ИНН 3445079956, 404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Колхозная Ахтуба, д. 1) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223, 400094, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 38) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Афина-Продукт» (далее – ООО «Афина-Продукт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее – ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, регистрирующий орган, Инспекция) от 30.12.2021 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Афина-Продукт».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Афина-Продукт» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Инспекция, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 23.12.2021 внеочередным общим собранием участников ООО «Афина-Продукт», оформленным протоколом № 3, принято решение об изменении места нахождения общества на адрес: 404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 2 км от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток.

23.12.2021общество обратилось в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации изменении, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13014), к которому приложило протокол внеочередного общего собрания участников от 23.12.2021 № 3, изменения в устав общества относительно места нахождения, договор аренды от 20.09.2021, акт приема - передачи к договору от 20.09.2021, выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

30.12.2021 Инспекцией по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, на основании подпунктов «а», «ц» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

ООО «Афина-Продукт», полагая, что решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 30.12.2021 является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разрешая спор, суды исходили из произведенной в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценки представленных в материалы дела доказательств и руководствовались подлежащими применению нормами материального права.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с введением ЕГРЮЛ регулируются Законом № 129-ФЗ.

Из положений Закона № 129-ФЗ следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ, пункту 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).

В силу требований статьи 4 Закона № 129-ФЗ и статей 13 и 14 Закона №149-ФЗ необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Таким образом, необходимым условием проведения регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных или не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, что подтверждается положениями статьей 4, 17, 25 Закона № 129-ФЗ, статьей 3, 13, 14 Закона №149-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.

Как следует из пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

На регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона № 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Как следует из пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае, в частности:

- представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 данного Федерального закона (подпункт "ц");

- представления документов, содержащих недостоверные сведения. Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "ч").

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений.

Судами установлено и следует из материалов дела, ООО «Афина- Продукт» в заявлении по форме № Р13014 указан адрес местонахождения юридического лица: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно 2 км от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток.

При этом, как установлено судами, объекту недвижимости с кадастровым номером 34:28:150006:2556 на момент обращения истца в налоговый орган с заявлением об изменении места нахождения юридического лица, адрес не присвоен.

В выписке из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 34:28:150006:2556 содержатся сведения относительно местоположения (Волгоградская обл., Среднеахтубинский p-он., примерно 2 км. от п. Колхозная Ахтуба по направлению на восток), а не адреса объекта.

Судами обоснованно отмечено, что объекту недвижимости, указанному в заявлении о государственной регистрации ООО «Афина - Продукт», принадлежащему на праве собственности арендодателю ИП Скороходову Вадиму Сергеевичу, не присвоен почтовый адрес, что исключает возможность связи с юридическим лицом как государственным органам и должностным лицам в установленных законодательством случаях, так и хозяйствующим субъектам в рамках исполнения гражданско-правовых обязательств.

Законом № 443-ФЗ, предусмотрено включение в адрес наименования элемента улично-дорожной сети, позволяющего идентифицировать объект адресации (части 1 статьи 2). Ведение адресного реестра и эксплуатация адресной системы осуществляются на принципах единства правил присвоения адресов и обеспечения полноты сведений об адресах (части 1, 2 статьи 3). Ответственность за полноту содержащихся в адресном реестре сведений об адресах несет разместивший их орган местного самоуправления (часть 2 статьи 4), а за соответствие сведений адресного реестра предоставленной для размещения в нем информации - оператор адресной системы (часть 3 статьи 4). Присвоение адресов объектам адресации и размещение сведений о них в адресном реестре в соответствии с порядком его ведения отнесено к компетенции органов местного самоуправления (часть 3 статьи 5).

Пунктом 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221, предоставлено право органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов на основании заявлений физических или юридических лиц, являющихся собственниками объектов адресации, указанных в пунктах 27 и 29 указанных Правил

Судами обоснованно отмечено, что собственник не лишен права обратиться с заявлением о присвоении отдельных адресов объектам недвижимости в орган соответствующего муниципального образования (п. п. 27, 30 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).

Довод общества о том, что адрес, указанный в заявлении, является адресом объекта недвижимости, указанным в ЕГРН, заявлялся и в суде первой и в апелляционной инстанции, был исследован судами и отклонен. При этом судами отмечено, что наличие Выписки о государственной регистрации права на объект, кадастровый номер: 34:28:150006:2556, в качестве доказательства существования зарегистрированного права на недвижимость, не может быть принята во внимание, поскольку отказ в государственной регистрации вынесен по иным обстоятельствам, не ставящим под сомнение существование самого объекта недвижимого имущества, а также зарегистрированного на него права. Свидетельство о государственной регистрации права удостоверяет лишь проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Суды пришли к правомерному выводу, что отсутствие указания в ЕГРЮЛ надлежащего адреса, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу № А12-3521/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи С.В. Мосунов

Л.Ф. Хабибуллин