АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-434/2024
г. Казань Дело № А57-4300/2023
16 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
индивидуального предпринимателя ФИО1, лично, паспорт, ФИО2, без доверенности,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области – ФИО3, доверенность от 19.10.2021,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области – ФИО3, доверенность от 05.05.2023,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – ФИО3, доверенность от 26.10.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023
по делу № А57-4300/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО5 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным налогового уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным и отмене налогового уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 01.09.2022 № 9474732 в части применения ставки налога на имущество физических лиц в размере 2% в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354, а также об обязании Инспекции произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц, подлежащей уплате в бюджет предпринимателем за 2021 год в отношении указанных нежилых помещений, исходя из ставки налога на имущество физических лиц в размере 0,5%, установленной в подпункте 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее – Управление), индивидуальный предприниматель ФИО4, индивидуальный предприниматель ФИО5, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Саратовской области (далее – Инспекция № 20).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, при исчислении налога на имущество в отношении помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354 подлежит применению налоговая ставка 0,5% в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц», а не 2%, исчисленные налоговым органом. Доводы Предпринимателя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны им и его представителем в судебном заседании.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители и представитель Инспекции № 20 в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание 08.02.2024 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.04.2019.
15.05.2019 в налоговый орган Предпринимателем направлено уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
Предпринимателю на праве общей долевой собственности (доля в праве 60%) принадлежат помещения с кадастровыми номерами: 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354. Данные помещения расположены в здании с кадастровым номером 64:48:000000:9366, являющемся торговым центром.
Инспекцией в адрес Предпринимателя направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 № 9474732 об уплате налогов, в том числе транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). При этом при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении помещений с кадастровыми номерами 64:48:020310:1350 и 64:48:020310:1354 налоговым органом применена повышенная налоговая ставка 2% в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 13.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».
Налогоплательщик, полагая, что налоговым органом неверно исчислен налог, так как неверно применена налоговая ставка, обратился в Управление с заявлением о внесении изменений в налоговое уведомление от 01.09.2022 № 9474732.
Письмом от 29.11.2022 № 19-21/026992 Управление сообщило, что при расчете налога на имущество физических лиц за 2021 год Инспекцией правомерно применена налоговая ставка 2% в отношении указанных нежилых помещений.
Полагая, что при исчислении налога на имущество подлежит применению налоговая ставка 0,5%, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Саратов» введен и установлен решением Саратовской городской Думы от 23.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».
Подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц» установлена ставка налога на имущество физических лиц в размере 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Саратовской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, определен распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 № 1149-р (далее – Перечень).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 № 1149-р в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером 64:48:000000:9366, расположенное по адресу <...>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости (помещения) с кадастровыми номерами 64:48:020310:1354 и 64:48:020310:1350 являются частью объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером 64:48:000000:9366, расположенного по адресу <...>.
В этой связи судами предыдущих инстанцией сделан вывод правомерном применении Инспекцией налоговой ставки в размере 2% при исчислении налога на имущество физических лиц за 2021 год в соответствии с подпунктом 8 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 13.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц».
Отклоняя довод Предпринимателя о том, что в данном случае подлежит применению подпункт 9 пункта 3 решения Саратовской городской Думы от 23.11.2017 № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц» о ставке 0,5%, поскольку здание торгового комплекса в целом и принадлежащие Предпринимателю помещения в данном здании являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, а помещения, принадлежащие Предпринимателю, не включены в Перечень объектов, утвержденный распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24.11.2020 № 1149-р, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.08.2018 № 309-КГ18-11719, в случае, если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все расположенные в здании помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости здания, вне зависимости от отсутствия этих помещений в указанном перечне, что является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих объектов недвижимости. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном перечне.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу о правомерном применении налоговым органом повышенной налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимости, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.08.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу № А57-4300/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи А.Н. Ольховиков
А.Д. Хлебников