НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 07.12.2023 № А65-35653/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-10567/2023

г. Казань Дело № А65-35653/2022

14 декабря 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Желаевой М.З.,

судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,

при участии представителей:

истца – ФИО1, доверенность от 24.11.2023 № 3,

ответчика – ФИО2, доверенность от 05.10.2023 № 01-09/7829,

в отсутствие:

третьих лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023

по делу № А65-35653/2022

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (ОГРН <***>) о взыскании убытков в виде выпадающего дохода в размере 16 202 547 руб.,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Транспортная карта»; Комитета по транспорту Исполнительного комитета г. Казани; Комитета по тарифам Исполнительного комитета г. Казани,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Республики Татарстан обратиласьиндивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – ИП ФИО4, истец) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее – Минтранс, ответчик) о взыскании убытков в виде выпадающего дохода в размере 16 202 547 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество «Транспортная карта» (далее – АО «Транспортная карта», третье лицо 1), Комитет по транспорту Исполнительного комитета г. Казани (далее – Комитет по транспорту, третье лицо 2), Комитет по тарифам Исполнительного комитета г. Казани (далее – Комитет по тарифам, третье лицо 3).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023, отказано в удовлетворении исковых требований.

Законность принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца. В обоснование жалобы указано на несогласие с оценкой, данной судом имеющимся в деле доказательствам и сделанными на ее основе выводами, основанными на неверном толковании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и без учета позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П и Постановлении от 16.07.2018 № 32-П, также не соответствующими разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». В частности судами не учтено, что недополученные доходы предпринимателя возникли именно из-за разницы между экономически обоснованными тарифами на одну поездку, установленными соответствующими Постановлениями Государственного комитета РТ по тарифам (от 25.03.2016 № 7-4/т – 25 руб. в 2018 году; от 29.12.2018 № 7-12/т – 27 руб. в 2019 году; от 20.12.2019 № 7-13/т – 30 руб. в 2020 году) и суммами субсидий за перевозку льготных категорий пассажиров, рассчитываемых в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005 № 161, не обеспечивающей возмещение недополученных доходов в полном объеме.Позиция заявителя подробно изложена в жалобе, по существу которой просит принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчиком представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, основанными на неправильном применении норм, как материального, так и процессуального права, просит отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца настаивала на удовлетворении кассационной жалобы, поддержав изложенные в ней доводы; представитель ответчика возражала против ее удовлетворения.

Иными участниками процесса явка не обеспечена, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции посчитал необходимым объявить перерыв в судебном заседании до 13:20 – 07 декабря 2023 года.

Комитетом по тарифам представлен отзыв, в котором просит отказать в ее удовлетворении, принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.

После перерыва, 07.12.2023 возобновлено производство по кассационной жалобе предпринимателя при участии тех же представителей и настаивающих на своих правовых позициях относительно рассматриваемого спора.

Суд кассационной инстанции, принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей не обеспечивших явку.

Судебная коллегия, рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, не находит правовых оснований для их отмены.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что взаимоотношения сторон урегулированы муниципальным контрактом от 05.07.2018 № 7.2018 на выполнение регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г. Казани № 70, 71 по регулируемым тарифам. Оказание услуг связано с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, с предоставлением услуг всем категориям граждан, в том числе имеющим право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте. Пунктом 2.3 контракта определен источник финансирования: бюджет муниципального образования г. Казани.

На возмещение выпадающих доходов перевозчика между сторонами заключены соответствующие договоры от 28.02.2018 № 14/2018, от 01.02.2019 № 14/2019 и от 19.02.2020 № 14/2020, в соответствии с пунктом 1.1 которых предпринимателю в соответствующие периоды предоставлены субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта от перевозки отдельных категорий граждан по электронным единым именным социальным проездным билетам (льготная транспортная карта) для отдельных категорий граждан на территории РТ.

Разделом 2 договоров стороны согласовали размер субсидии, определяемой согласно пункту 2.1 в соответствии с методикой расчета размера компенсаций из бюджета РТ расходов транспортным организациям, в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 07.04.2005 года № 161.

Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 25.03.2016 № 7-4/т «Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в г. Казани» тариф на услуги по перевозке пассажиров и провоз багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении установлен в 25 рублей 00 копеек.

Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 29.12.2018 № 7-12/т «Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании г. Казани» тариф на услуги по перевозке пассажиров и провоз багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении установлен в 27 рублей 00 копеек.

Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 20.12.2019 № 7-13/т «Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании г. Казани» тариф на услуги по перевозке пассажиров и провоз багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении установлен в 30 рублей 00 коп.

Судом установлено, что в рамках дела № А65-475/2022 истец обращался с аналогичным иском к муниципальному образованию город Казань в лице МКУ «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2022 по указанному делу исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2022 отменено, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Судебный акт суда апелляционной инстанции мотивирован тем, что обязательства, связанные с перечислением истцом денежных средств при оказании последним транспортных услуг гражданам по льготным проездным билетам в спорный период, ни договором, ни действующим законодательством не установлены. Поскольку муниципальное образование г. Казани не принимало на себя расходных обязательств, связанных с обеспечением бесплатного проезда на городском транспорте сверх установленного контрактом размера, апелляционный суд пришел к выводу, что оснований для возмещения из средств бюджета городского округа неполученных доходов, у суда первой инстанции не имелось. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что само по себе наличие у ответчика договорного обязательства по компенсации истцу расходов не свидетельствует о возникновении на стороне последнего имущественных потерь по вине ответчика вследствие перевозок граждан, что, в свою очередь, исключает возможность их компенсации по правилам пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет Комитета транспорта. Судом также констатирован факт предъявления требования к ненадлежащему ответчику.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.11.2022 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу № А65-475/2022 оставлено без изменения.

В данном случае исковые требования, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, мотивированы тем, что в результате предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, предпринимателю причинены убытки в виде разницы между экономически обоснованным тарифом и компенсированным тарифом для определенной группы потребителей (льготного тарифа).

Согласно проведенным расчетам поставщика с использованием данных транспортной карты, полученной от ОАО «Транспортная карта», перевозчик ссылается на недополучение денежные средства из бюджета с учетом стоимости разницы одной транзакции на общую сумму 16 202 547 руб., исходя из следующего расчета: 5 214 930 руб. – за 2018 год; 6 256 827 руб. – за 2019 год; 4 721 790 руб. – за 2020 год.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали, признав состав убытков недоказанным.

Согласно пункту 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Законом Республики Татарстан от 08.12.2004 № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» определены категории граждан, которым предоставляются меры адресной социальной поддержки в Республике Татарстан.

Во исполнение вышеуказанного Закона Республики Татарстан и в целях реализации прав граждан Республики Татарстан на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, которым установлены категории граждан, имеющих право на приобретение единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета (далее ЕСПБ).

В соответствии с пунктом 1, указанного порядка «Проездной билет и детский проездной билет являются именными, исполняются на бумажном носителе или в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций. Транзакция - операция регистрации проезда с использованием электронной карты, является безусловным подтверждением факта совершения поездки». Стоимость ЕСПБ до ноября 2020 года устанавливалась абзацем вторым пункта 7 указанного порядка в последующем отдельными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 № 134 «О предоставлении в 2010 году субсидий и субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан» установлен порядок предоставления субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 6 которого размер компенсационных выплат, причитающихся транспортным организациям, рассчитывается в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (далее - Методика), утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан».

Из формулы в Методике следует, что размер компенсации из бюджета Республики Татарстан расходов транспортной организации в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по ЕСПБ (в городском сообщении), это есть разница между количеством совершенных поездок (транзакций) на определенном виде транспорта за отчетный месяц по транспортной организации умноженным на действующий тариф на перевозки пассажиров в городском сообщении, установленный в соответствии с законодательством в муниципальном районе (городском округе) и выручкой транспортной организации от реализации ЕСПБ. При оплате проезда ЕСПБ применяются тарифы для оплаты проезда билетами длительного пользования на 50 и более поездок по виду транспорта, установленные постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.

С 2020 года вышеуказанные расчеты по такому же принципу с перевозчиками осуществляются на основании Методики расчета размера компенсации недополученных доходов транспортным организациям в муниципальном районе и городском округе Республики Татарстан в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2020 № 210, где размер компенсаций недополученных доходов, предоставляемых транспортной организации, в связи с оказанием услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан по ЕСПБ определяется как разница между количеством поездок (транзакций) ЕСПБ в транспортной организации определенном виде транспорта при осуществлении регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам в городском сообщении в муниципальном образовании по данным оператора за отчетный месяц умноженных на предельный максимальный тариф для оплаты проезда билетами длительного пользования, предоставляющими право на фиксированное количество поездок в календарный месяц вне зависимости от вида транспорта при осуществлении регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам в городском сообщении в муниципальном образовании, устанавливаемый органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, в части перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и объемом годовой выручки транспортной организации в муниципальном образовании от пополнения ЕСПБ в связи с осуществлением перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении на маршрутах регулярных перевозок по данным оператора за отчетный месяц.

С учетом того, что ЕСПБ предоставляет гражданам право осуществлять неограниченное число поездок, постановлениями установлена его фиксированная цена для граждан, как усматривается из вышеизложенного соответствующее муниципальное образование по итогам отчетного периода осуществляло истцу компенсацию за фактическое количество совершенных гражданами поездок (транзакций) по установленному в соответствии с законодательством тарифу, а суммы уплаченные гражданами при приобретении ЕСПБ истец получал авансом, что соответствует Методике распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 № 161.

С учетом вышеизложенного, правомерен вывод суда о том, что с учетом указанных Методик истец получил полную компенсацию по ЕСПБ, что также не оспаривалось самим истцом.

Контрактами, заключенными с третьим лицом № 14/2018, 14/2019, 14/2020 предусмотрены обязательства бюджета муниципального образования по возмещению расходов истца в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по именным социальным проездным билетам (льготная транспортная карта).

В рамках настоящего дела истец не заявлял о неисполнении контрактных обязательств муниципального образования по социальным проездным билетам.

Иные обязательства, в том числе по возмещению межтарифной разницы, не предусмотрены контрактами № 14/2018, 14/2019, 14/2020.

Кроме того, судами принято во внимание, что согласно протоколам совещания перевозчиков г. Казани с ОАО «Транспортная карта» по вопросу установления тарифных планов на электронные проездные билеты на срок действия без ограничений количества поездок от 29.01.2015, 10.01.2019, 02.07.2020 перевозчиками г. Казани, в том числе и истцом, согласованы тарифные планы на электронные проездные билеты на срок действия без ограничений количества поездок. Подпись истца в указанных протоколах свидетельствует о том, что истец согласился с применяемыми тарифными планами.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и исходили из того, что ответчик действовал в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы возмещения затрат перевозчикам, не принимал на себя обязательств по возмещению истцу иных расходных обязательств, за исключением субсидий, в связи с перевозками по социальным проездным билетам (льготная категория граждан).

Кассационная коллегия считает необходимым отметить, что расчет истца построенный только на сопоставлении разницы в стоимости проездных билетов, без учета выпадающих доходов и избытков денежных средств у перевозчика, является неверным.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

При изложенных обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о недоказанности предпринимателем несения убытков в результате незаконных (противоправных) действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, что исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возмещение убытков.

Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе по представлению доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

В материалах дела отсутствуют опровержения названных обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.

Доводы заявителя, с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения и оценки судов, направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств, установленных по делу обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, представляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства, устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципа состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по заявленным в ней доводам.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу № А65-35653/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.З. Желаева

Судьи Н.Ю. Мельникова

М.М. Сабиров